Гиматдинова Валентина
Конспект интегрированного занятия «Тайна снежинки» в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Тайна снежинки»
Цель: расширение и систематизация знаний детей о снежинках в различных видах деятельности.
Задачи образовательные:
- формировать представление о том, где и как рождается снег, снежинки;
- закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя, активизировать словарь детей по данной теме именами прилагательными, глаголами;
- закреплять умение рисовать снежинку, используя нетрадиционные методы рисования.
- учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
Задачи развивающие:
- развивать познавательный интерес, любознательность в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать чувство прекрасного через изображение снежинки.
Задачи воспитательные:
- создать обстановку, помогающую отразить образ зимнего чуда – снежинки
- формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, наблюдения на прогулках, рисование снежинок на занятии по рисованию.
Материалы и оборудование:
Наглядные: ИКТ (презентация); для опыта: каменная соль, рис, овсяные хлопья, крахмал; большая ажурная снежинка, конверт с письмом,
Раздаточные: разрезанные-пазлы снежинки, листы синего картона, клей ПВА, салфетки, соль.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы: наглядный, словесный, игровой, практический.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня при сильном порыве ветра в наше окно залетело письмо, адресованное вашей группе. Интересно, от кого оно и зачем? А вам интересно? Тогда вскрываем?
В конверте загадка:
Белым - бела и холодна,
Когда одна – едва видна.
И от подруг, летящих мимо,
В пути совсем неотличима.
Воспитатель: Ребята, что это может быть? Вы догадались? (Снежинка)
Основная часть.
Воспитатель: Такое впечатление, что она нас с вами куда-то зовёт, приглашает. Может быть, в гости? Путешествие? В дальнее странствие? Вы готовы отправиться вслед за снежинкой? Тогда в путь.
Физкультминутка «С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке. (Дети поднимают руки над головой)
Будем их ловить руками (хватательные движения ладонями рук)
Любоваться, как цветами (вытягивают ладони вперед)
А вокруг лежат сугробы, (дугообразные движения руками)
Снегом замело дороги (руки в стороны.) Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте высоко поднимая колени.)
Беседа: Тайна снежинки.
Слайд №2. Что такое снег?
Воспитатель: Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие.
Слайд № 3 Почему снежинки прозрачные?
А как вы думаете, почему снежинки прозрачные, а снег белый? Ответ на этот вопрос мы получим, проведя опыт. (На столах лежат снежинки из прозрачной пленки, ножницы, поднос)
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим снежинку, посмотрите на свет, какая она (Прозрачная) Воспитатель: Сделаем из одной большой снежинки много маленьких, разрежем её на мелкие-мелкие части. Для этого нам нужны ножницы. Кто нам напомнит правила работы с ножницами? (Держать ножницы острием от себя, не играть, не брать в рот и т. д.).
Мы приступаем к созданию снега.
Самостоятельная деятельность (музыкальное сопровождение).
(Дети нарезают снежинку на мелкие кусочки и ссыпают на поднос)
Воспитатель: Какого цвета была снежинка? (Снежинка была прозрачной.)
Воспитатель: А сугроб, насыпанный из кусочков, получился какого цвета? (Белый.)
Вывод: Если много маленьких кусочков сложить горкой, то они не прозрачны. Горка белого цвета. Точно также в природе получается белый снег.
Слайд № 4. Как образуются снежинки?
Воспитатель: Снежинки, как дождь, тоже падают из туч. Раньше думали, что снежинки - это замерзшие капельки воды. Но Снежинки никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем.
Слайд № 5. Как же образуются снежинки?
Воспитатель: Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Кристаллик все время растет, развивается и наконец, становится удивительной красы звездочкой.
Слайд № 6. Две одинаковые снежинки найти невозможно.
Воспитатель: Давайте присмотримся к снежинкам. Правда, они прекрасны? Среди них нет ни одной, которая бы повторяла узор других. Все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.
Дидактическая игра «снежные пазлы»
Воспитатель: В зависимости от погоды, снежинки могут быть разной формы
Слайд № 7. Снежная пыль.
Слайд № 8. Снежная крупа.
Слайд № 9. Снежные хлопья.
Слайд № 10. Почему скрипит снег?
Воспитатель: Мои волшебные коробочки помогут вам лучше запомнить, какой бывает снег и на что он может быть похож. (Дети подходят к столу).
Исследовательская деятельность.
1. Мелкая соль. Что в этой коробочке? (соль)
Воспитатель: На что она похожа? (Снег, снежная пыль, маленькие льдинки.) Как образуются мелкие льдинки-пылинки?
Водяные пары поднимаются высоко в небо, где холодно и превращаются вот в такие мелкие ледяные крупинки или снежную пыль
2. Рис. Что в этой коробочке? (Крупа, рис.)
Воспитатель: Снег может быть похожим и на крупу. Это бывает тогда, когда на улице нет сильного мороза, и дует сильный ветер. Он обламывает лучики у снежинок, и они становятся похожими на крупу.
3. Кукурузные хлопья. Что находится в этой коробочке? Ответы детей. (Хлопья).
Воспитатель: Когда нет сильного мороза и ветра, снежинки падая, прилипают друг к другу и становятся похожими на хлопья.
4. Крахмал. Как вы думаете, что здесь?
Воспитатель: А теперь давайте нажмем на крахмал пальчиком и послушаем. Что вы слышите? (Дети слушают, как скрипит крахмал.)
Когда на улице сильный мороз, то снег скрипит под ногами, почему?
Это ломаются лучики снежинок. Их очень много, и мы слышим скрип. (Дети вытирают руки салфетками)
Слайд № 11. Пальчиковая гимнастика
(Ритмичные удары пальцами л. р., начиная с указательного по ладони пр. р.)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю.
(Поменять руки.)
Но, где же снежинки?
(Сжать кулаки.)
В ладошке вода!
(Разжать кулаки.)
Куда же исчезли снежинки?
(Сжать кулаки.)
Куда?
(Разжать.)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи.
(Потряхивание расслабленными кистями рук.)
Как видно, ладошки мои горячи.
(Потереть ладошкой об ладошку.)
Слайд № 12. Как нарисовать снежинку.
Воспитатель: А, теперь, занимайте места в нашей «Снежной мастерской».
Практическая часть: «Снежная мастерская».
(Показ и объяснение приемов работы педагогом)
Воспитатель: Рисуем контуры снежинки на листе бумаги карандашом. По этим линиям наносим клей ПВА. Насыпаем на клей соль. Даем высохнуть, лишнюю соль стряхнем. Мы приступаем к созданию своей неповторимой снежинки.
Самостоятельная деятельность детей под музыку.
Воспитатель: Какие чудесные, неповторимые у вас получились снежинки.
Дидактическая игра: «Какой, какая, какие?» (Красивая, белая, пушистая, волшебная, прозрачная, хрупкая, загадочная, красивая, холодная, воздушная, сказочная, чудесная, блестящая.)
Стихи о снежинках.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам оживить снежинки.
Белые, узорные,
Звёздочки-малютки!
На ладошку приземлитесь,
В снежном вальсе закружитесь!
(танец - вальс импровизация).
Рефлексия.
Сколько лучиков у ваших снежинок? (6)
Какие снежинки у вас получились?
Сравните свои снежинки, есть ли одинаковые?
Каждая из них по-своему красива и неповторима, молодцы!