ЕКАТЕРИНА ОРЛОВА
Конспект интегрированного занятия «Сила России» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(технологии ментальных карт)
Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Сила России».
Воспитатель Орлова Е. Н.
Цель: воспитание патриотических чувств любви и гордости за родную страну.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Сила России“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Воспитывать любовь к Родине, чтить традиции, уважать культуру и самобытность народов, интерес к истории страны; культуру поведения в совместной поисковой деятельности, дружественные отношения, целеустремленность.
Развивать речь, память, креативное мышление, сообразительность; коммуникативные навыки и диалоговое общение; навыки понимать народные пословицы и поговорки.
Формировать навыки совместной деятельности при составлении ментальных карт, действовать сообща (планировать, обсуждать, договариваться).
Словарная работа: государство, гимн, богатыри, история, достоянье, патриотизм, вера, справедливость, добро, красный, красота, естественный. Новое слово абсолютный.
Интеграция образовательных областей: речевое и социально-коммуникативное развитие, познавательное, художественно-эстетическое.
Предварительная работа: беседы с детьми о важности ЗОЖ, о нравственных качествах личности (дружбе, любви, доброте, о национальных праздниках России (День защитника Отечества, церковные праздники, день России и др.). Просмотр видео-материалов о красоте и разнообразии природы Росси в разных регионах.
Оборудование: карта, сундучок, пустая грамота с печатью, ручка. В развивающих уголках группы картинки и схемы формата А 9 (3,7 мм * 5,2) или картинки 5* 5 см:
в физкультурном уголке - о спорте, зарядке, режиме дня; в патриотическом - об армии и богатырях; в художественно-эстетическом – рисунки книг, в кубанском – иллюстрации о вере, в уголке уединения – об эмоциях, в уголке природы – картинки природы. Для работы с картой маркеры цветные, материал для закрепления картинок и рисунков по выбору детей (скотч 2-сторонний или клей, ножницы).
Мотивация:
Входит воспитатель и передает детям сундучок и свиток: дети рассматривают карту ментальную ( в центре карты ребус: мускулистая рука, флаг России – триколор).
Вокруг много пустых ячеек с «?», когда дети угадывают ребус «сила» «Россия» воспитатель говорит:
Воспитатель: Ребята, когда я шла в детский сад, мне какая-то бабушка дала пакет и сказала - «Иди смелей, узнай секрет, найди на все вопросы ответ». Я заглянула в пакет – увидела сундучок и сверток, оглянулась, чтобы поговорить с бабушкой, а её как не бывало. Что будем делать? Никаких подсказок, кроме знака «?» у нас нет.
Дети: отгадывать. А что в сундучке? (достают грамоту пустую без текста, только в конце печать нарисована, и под ней – обычная ручка. Дети выкладывают все на стол и устанавливают связь).
Воспитатель: что бы это значило? И как это связано с картинкой в центре карты? (дети предполагают, что карта должна рассказать о силе России)
(если дети не подходят к этой идее, то воспитатель напоминает о ребусе и о том, что подобного плана карты они составляли по темам «Времена года», «Фрукты», «Транспорт». Вместе с детьми вспоминает правила создания карт мысли: основа карты есть, а фломастеры или карандаши для стрелок-взаимосвязей – дети приносят с уголка творчества)
Воспитатель:А в чем же заключается сила России? Россия это…
Дети: страна, государство.
Воспитатель: молодцы!
«Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!»
Дети: это слова главной песни нашей страны – гимна.
Воспитатель: а в чем сила нашей страны?
Дети: «могучая воля, великая слава» (дети перечисляют слова из гимна).
Воспитатель: отлично, а помните, как мы составляли карту «Фрукты и ягоды»?
Дети: главная мысль в центре, а её помощники-идеи вокруг мысли. От этих идей - другие поменьше…а еще картинки, рисунки, слова, схемы.
Воспитатель: «Сила России» это (показывает в центр карты)
Дети: главная мысль, она в центре карты. Надо отгадать её идеи-помощники.
Воспитатель: А как мы говорим про человека с «могучей волей»?
Дети: настойчивый, упрямый, сильный.
Воспитатель: Можем ли мы стать сильными? Как мы тренируем силу?
Дети: делаем зарядку, занимаемся спортом, соблюдаем режим дня (далее дети с воспитателем вспоминают знакомую физминутку)
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
(дети повторяют за воспитателем
все движения)
Воспитатель: как мы это на карте обозначим все, о чем вы сказали? Для чего нам спорт, зарядка и режим?
Дети: для здоровья.
Воспитатель: Замечательно! Здоровье – это сила!
Дети: можно к идее-помощнику добавить картинки про спорт, зарядку и про режим дня, как мы с фруктами делали.
Воспитатель: а где мы возьмем эти картинки?
Дети: в физкультурном уголке есть картотеки.
Воспитатель: прекрасная мысль!
Дети: (находят нужные схемы по теме «Здоровье» и закрепляют на карте, соединяя стрелками синего цвета – продуктивная деятельность)
Воспитатель: Ура! Вот первая победа в нашей задаче! Но у нас еще есть пустые карточки с вопросами. Что мы туда разметить можем? Помните в гимне пелось «великая слава», а о ком идет слава?
Дети: о том, кто что-то хорошее сделал и его за это похвалили, наградили, о победителях, о защитниках.
Воспитатель: в разное время о нашей стране много говорили и записывали это в книги. Знаете, как называются рассказы о прошлом?
Дети: истории, былины.
Воспитатель: можете рассказать о героях из историй и былин?
Дети: истории про войну о подвигах солдат, а былины – о богатырях.
Воспитатель: чем образы богатыря и солдата похожи? Что в них общего?
Дети: они защитники, сильные, смелые, храбрые, верные.
Воспитатель: (если дети затрудняются с ответами, воспитатель показывает на «?» в пустой ячейке подтемы «Сила России») и являются частью (чего)
Дети: «Силы России»
Воспитатель: ребята, как думаете, где мы можем взять картинки «воины», «защитники»
Дети: в патриотическом уголке, нарисовать.
Воспитатель: как мы можем рассказать о наших защитниках?
Дети: нарисовать оружие, машины нашей армии.
Воспитатель: молодцы, здорово придумали. Я даже вспомнила, что у нас есть защита в космосе. Военные с помощью спутника следят за порядком во всем мире.
Дети: (заполняют карту «Армия» - продуктивная деятельность «рисование» и «аппликация»).
Воспитатель: для безопасности нашего народа Армия очень важна! Военные и космонавты очень долго учатся, прежде чем полететь в космос, или поехать на военной машине. Как думаете, если бы мы этого не знали, то не были бы так сильны?
Дети: конечно, знания.
Воспитатель: а откуда мы с вами можем узнать о космосе и обо всем на свете?
Дети: из книг, энциклопедий, журналов. В уголках книжном и экспериментальном это есть. Может будут и картинки.
Воспитатель: может быть…
Дети: (заполняют карту – «Знания», продуктивная деятельность «аппликация»)
Воспитатель: есть очень древняя мудрость «Знания – это сила»,
Дети: конечно, мы постоянно узнаем новые знания, но у нас еще есть «?».
Воспитатель: Я вспомнила слова этой бабушки: «Иди смелей, узнай секрет, найди на все вопросы ответ». Ребята, вы такие молодцы! Решительные, смелые, верите, в то что мы сможем найти этот секрет.
Дети: конечно, мы верим в свою победу!
Воспитатель: здорово, солдаты тоже верили и побеждали. Вера в победу добавляла им силы.
Дети: конечно, Вера!
Воспитатель: вот еще одна мысль-помощница…
Дети: у нас в кубанском уголке есть наши рисунки про праздники «Пасха» и «Рождество», может рисунок подойдет? (выполняют задание и закрепляют на карте тему «Вера»).
Воспитатель: А во что же мы верим? Во что всегда верит человек, на что надеется?
Дети: в добро, честность, справедливость, дружбу, мир, любовь.
Воспитатель: что-то мне это напоминает, где-то я видела картинки про эти чувства.
Дети: конечно, в уголке уединения есть картотека эмоций и чувств. (продуктивная деятельность – возле темы «Вера» закрепляют карточки).
Воспитатель: ребята, расскажите мне о дружбе и добре. Добрый друг – какой он?
Дети: В трудную минуту – помогает.
Воспитатель: когда беда, добрый человек и друга спасет и сам спасется, а худой человек других погубит и сам погибнет. Как думаете – о чем здесь говорится?
Дети: что в беде надо быть всем вместе, тогда можно спастись.
Воспитатель: Верно – один в поле не воин. А еще говорят, что «человек красен не словами, а делами». Что бы это значило?
Дети: что человек должен не только говорить, но и делать хорошее.
Воспитатель: а что значит «красен»?
Дети: красивый.
Воспитатель: а что у нас в России есть еще красивого? (если дети затрудняются с ответом, показывает на картинку природы) Можем мы красоту считать частью нашего достояния, богатства и силы?
Дети: природа красивая, люди.
Воспитатель: во все времена ценилась естественная красота – природная.
Дети: Нам нужны картинки людей и природы. (продуктивная деятельность - дети размещают подтему «Природа» на карте).
Воспитатель: прекрасно, все вопросы заполнены.
Дети: остался последний – секрет.
Рефлексия:
Воспитатель: друзья, давайте вспомним правила создания карты.
Дети: тема в центре, а слова, которые с ней связаны – соединены стрелочками и линиями с главной темой.
Воспитатель: посмотрим вместе все «?», которые мы отгадали? (на карте начинает выделять маркером букву) :
- Вот Природа-красота (в слове «Природа» подчеркивает заглавную букву «П»);
- Знания - сила Разума (маркером ставит рядом букву «Р»);
- Армия нас защищает и бережет (передает маркер инициативному ребенку и тот выделяет - «А»);
- Вера «В» (другой ребенок выделяет заглавную букву)
- говорят «В здоровом теле здоровый Дух», а в русских сказках говорили: «там русский дух, там Русью пахнет»…
Русский дух самый сильный – его не сломить. (рядом со здоровьем воспитатель ставит букву «Д»).
- Абсолютная истина в том, ребята, что Россия – великая страна, согласны со мной? (букву А воспитатель ставит справа от ребуса «флаг и мышцы»). Абсолютное – это то, что не нуждается в доказательствах и подтверждениях.
Воспитатель: Может картинка «флаг и мышцы» тоже являются загадкой? (если дети не угадывают в заглавных буквах слово «правда», воспитатель предлагает описать словами русский народ). Помогите мне описать словами - русский народ какой?
Дети: здоровый, сильный, умный, верный, добрый, красивый.
Воспитатель: Все вы правильно сказали, не обманули! Как это называется, если человек говорит так как есть на самом деле?
Дети: правду. (дети отмечают буквы и составляют слово)
Дети: ПРАВДА – давайте запишем, (вписывают заглавные буквы в грамоту, проговаривая слова) :
П – природа (красота, Р- разум (знания, А – армия (защита, В – вера, Д –дух здоровый,
Дети: здорово, мы отгадали секрет бабушки!
Воспитатель: ребята, теперь вы – хранители секрета силы России. На вас большая ответственность – беречь его!
Что вам сегодня особенно понравилось, что было не понятно? Что было сложно, почему? Где мы можем расположить карту и как будем её использовать?