Мария Гюмюшлю
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в страну света»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по экспериментальной деятельности для подготовительной группы детского сада.
«Путешествие в страну света».
Задачи:
1. Конкретизировать представление о существовании объектов, излучающих свет : солнце, огонь, лампа.
2. Помочь детям с помощью экспериментов сделать вывод, что свет состоит из лучей.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Путешествие в страну света“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Дать представление о принципе разложения белого света на составляющие цвета, появлении природного явления – радуги.
4. Развивать логическое мышление, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.
5. Обогащать двигательный опыт детей.
6. Воспитывать эстетическое отношение к природе, посредством изобразительной деятельности.
Материал и оборудование:
Плакат с изображением источников света, заготовка рисунка радуги, экран, фонарики, зеркало, поддон с водой, сухое горючее, настольная лампа, ножницы, восковые мелки, ленточки семи цветов радуги.
Вступительная часть.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня день у нас особый,
В чудесный мир зову вас я!
А вы со мной идти готовы?
Я приглашаю вас, друзья!
-Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие – в Страну СВЕТА чтобы узнать, почему луч света называют чудесным.
Воспитатель: А с собой мы возьмем – дружбу, силу, улыбку и хорошее настроение (показ движений).
А еще в дороге нам будут помогать вот эти волшебные галстучки, об их предназначении мы с вами узнаем позже. (повязывает детям 7 разноцветных ленточек).
Основная часть.
- Итак, все готовы? Тогда отправляемся в путь. (Под песню «Вместе весело шагать», дети обходят круг и останавливаются около поляны).
- Давайте устроим наш первый привал. (Дети садятся вокруг поляны).
Воспитатель: Когда-то давным-давно люди жили совсем по другому, вставали они с первыми лучами солнца, и пока на небе сияло солнышко, они успевали сделать много дел, а с заходом солнца люди ложились спать.
-Как вы думаете почему люди ложились рано спать? (Ответы детей).
- Верно! Потому что с заходом солнца наступает темнота. А в темноте люди могли заблудиться ночью в лесу, им грозили дикие звери. Поэтому единственным источников света в те времена было - СОЛНЦЕ. (Воспитатель открывает плакат с изображением солнца).
-Дети, посмотрите на СОЛНЦЕ (смотрят на плакат) Это источник света оно состоит из солнечных световых лучиков.
Воспитатель: А домом у древних людей была пещера. Давайте заглянем в их жилище. (Воспитатель с детьми заходят в пещеру).
Опыт №1.
Воспитатель: Дети оглянитесь вокруг себя, какие предметы вы здесь видите? (Ответы детей). А почему вам ничего не видно? Правильно, потому что здесь темно. Что нужно сделать, чтобы предметы стали видны? (Открыть вход, дверь и другие ответы).
Воспитатель открывает вход в пещеру.
А теперь посмотрите, что вы видите в пещере?
Почему стало светло?
Значит для чего нужен свет человеку? (Ответы детей.)
Вывод: Свет необходим человеку, для того, чтобы видеть, писать, читать, рисовать,т. е. заниматься различными видами деятельности.
Молодцы! Отправляемся дальше. (Дети под музыку идут за воспитателем).
(Подходят к поляне, в середине которой разложен костер).
Опыт №2
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорошо,
Да с собой не понесешь.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
(Воспитатель зажигает костер).
Воспитатель: Дети,от чего идет свет? (От огня, от костра).
Действительно, свет идет от огня.
Поэтому можно сказать, что ОГОНЬ это тоже источник света. (В-ль открывает плакат с изображением огня)
Дети, прищурьте глаза и посмотрите на огонь, вы видите лучики света исходящие от огня? Какого они цвета? (ответы детей)
Они похожи на лучики солнца?
Значит какой можно сделать вывод?
Вывод: ОГОНЬ это источник света, который так же как солнце состоит из световых лучиков.
Воспитатель: А что освещает дом современного человека?
Дети: Лампочка.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам пройти в дом современного человека.
(Дети под музыку отправляются дальше. Подходят к макету окна. В-ль включает настольную лампу).
Опыт№ 3:
Воспитатель: (предлагает детям прищурить глаза и посмотреть на лампу)
-А от света лампы идут лучики?
-Какого цвета лучи?
-Хорошо, значит можно сделать вывод.
Вывод: лампа является источником света состоящего из лучиков.
(Воспитатель открывает плакат с изображением лампы).
Воспитатель подводит детей к плакату с изображением трех источников света – солнца, огня, лампы.
-Какие источники света мы с вами узнали? (ответы детей).
- А из чего состоит свет? (из лучиков).
Опыт № 4:
Воспитатель: Да, настольную лампу с собой в поход не возьмешь. А вы не знаете в какой световой прибор нужно вкрутить лампочку, чтобы она освещала нам путь? (фонарик).
Воспитатель включает фонарик и обращает внимание детей на луч исходящий от него.
Воспитатель:- Какой луч по длине,он длинный или короткий?
-А мы можем сделать его короче?
- Может попробовать его обрезать? Проверим, кто прав.
Дети берут из корзинки ножницы и пытаются обрезать луч от фонарика.
-Получилось обрезать? Нет.
А что если поставить на пути лучика преграду, например Ладонь? (В-ль ставит ладонь на пути луча). Что происходит?
Итак каким образом можно укоротить лучик?
Вывод: Световой луч можно укоротить с помощью преграды (ладони, листа бумаги и т. д.).
Сейчас вы сами в этом убедитесь. (В-ль раздает детям фонарики, предлагает направить на стену).
Луч какой длинный или короткий? Теперь укоротите луч (дети экспериментируют).
Опыт№5.
- А как вы думаете можно повернуть луч света?
-Что нам для этого нужно сделать? Повернуть фонарик.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру с лучиком.
Проводится подвижная игра: под звук колокольчика дети бегают с фонариками, по команде воспитателя дети направляют свет от фонарика в нужном направлении (вверх, вниз, на стену).
Дети убирают фонарики в корзинку.
Вывод: Луч света можно направить в любую сторону.
Опыт№6.
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, то незаметно оказались в «лаборатории Страны Света».В этой лаборатории скрыта тайна чудесного лучика.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним какого цвета были лучики света солнца, огня, лампы? (ответы детей).
-А я утверждаю, что он имеет цвет и не один. Он РАЗНОЦВЕТНЫЙ! Мы эти цвета не замечаем, но их можно увидеть. Я предлагаю вам провести научный эксперимент. В-ль проводит опыт с его объяснением
-Беру миску с водой. Помещаю в воду зеркало, верхнюю сторону размещаю на краю миски, а нижнюю опускаю в воду. Включаю фонарик и направляю его луч на зеркало. Перед зеркалом расположен экран, воспитатель осторожно двигает зеркало, пока на экране не появиться радуга.
Воспитатель: Что происходит? Что вы видите? (Ответы детей).
-Когда лучи солнца светят сквозь капельки дождя - появляется радуга. Вместо капель дождя у нас была вода, а вместо луча солнца - свет от фонарика.
Вывод: Проведенным опытом, мы доказали, что луч света – разноцветный, и потому его называют чудесным.
Воспитатель: А теперь отправляемся в последний пункт нашего путешествия. (В-ль под музыку подводит детей к следующему пункту). Это мастерская художника Светика. Что здесь изобразил художник?
-А когда лучи солнца проходят сквозь капельки дождя что образуется на небе?
-Я предлагаю вам закончить рисунок. Договоритесь, каким цветом вы будете рисовать и приступайте к работе. (Дети рисуют цветными мелками радугу).
Торопливый дождь косой
Скачет по полю босой,
Солнце небо разделило-
Разноцветной полосой.
-Полюбуйтесь, какая разноцветная у нас получилась радуга. А теперь я предлагаю вам показать радугу и назвать ее цвета. (Дети с в-лем выполняют упражнение «Радуга»)
Заключительная часть.
Дети садятся на ковер.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в Страну Света.
Сегодня мы узнали много нового и интересного.
Воспитатель: Назовите источники света?
Для чего нужен свет?
Почему луч света можно назвать чудесным, какого он цвета?
Воспитатель: Я не зря повязала вам эти волшебные галстучки.
Они имеют те же цвета, что и цвета радуги. Я хочу вам их подарить, чтобы вы тоже были как маленькие лучики света – яркие, светлые, озорные и радостные. Сейчас я предлагаю вам пройти в группу, чтобы рассказать своим друзьям почему луч света называют – чудесным, а из своих галстучков вы сможете составить яркую разноцветную радугу.