Никитина Полина Геннадьевна
Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе «Эколята — друзья и защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
Уточнить и расширить представления детей об весенних особенностях природы
леса на основе восприятия произведений изобразительного искусства.
Актуализировать представления о некоторых причинах экологических проблем.
Способствовать осознанию необходимости сохранения, охраны и спасения природы
леса и природного мира в целом.
Закрепить правила поведения в природе.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе „Эколята — друзья и защитники природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Конспекты занятий
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
Способствовать самоопределению детьми в построении взаимоотношений с
природным миром.
Развивающие задачи:
Развивать познавательную и исследовательскую активность, любознательность,
кругозор, вариативное мышление, коммуникативные и творческие способности.
Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание.
Художественно-эстетического развития
Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных
образов.
Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
Формирование практических умений:
Развитие творческих способностей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей чувства гордости, любви, ответственности за родную природу,
желание беречь и охранять ее; уверенность в своих силах, инициативность, чувство
собственного достоинства, культуру общения, доброжелательность и
эмоциональную отзывчивость; чувство дружбы и сплоченности, желание,
готовность и потребность участвовать в природоохранной деятельности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное,
познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, репродукций картин о природе, заучивание
стихотворений о экологии, чтение произведений о природе.
Материал для аппликации: заготовки деревьев, цветов, листьев, клей.
Материалы и оборудование:
Музыкальные фонограммы: звук урагана, гимн Эколят, музыка для аттракциона,
звуки леса для аппликации, музыка к игре «Ручеек».
Фонограмма «звуки природы» : пение птиц, журчание ручья, колокольчики, шум
ветра.
Декорации для создания экологической ситуации : деревья, ели, трава, цветы,
скворечники, мусор.
Запрещающие экологические знаки.
Место проведения: музыкальный зал.
Участники: воспитанники подготовительной группы, Эколята.
Содержание деятельности:
1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей)
Ребята, отгадайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…ВЕСНА
На деревьях еще совсем нет листвы после зимней спячки.
Снег сошел, оставив после себя повсеместно болотистую поверхность.
В небе можно видеть птиц, которые возвращаются в родные края, и совсем скоро
они здесь будут строить новые гнезда, появится жизнь.
Молодая травка пробивается по всей поляне, торжественно выглядывая из недавно
покрытой толстым слоем снега земли.
Теплое, весеннее солнце пробивается сквозь редкие и безлиственные кроны,
оповещая все живое о новом этапе.
Душа наполнятся теплом и радостью.
Возникает желание найти подобное место и провести там целый день.
2. Актуализация представлений детей по теме.
Воспитатель:
Ребята, а вы бы хотели побывать в весеннем лесу?
Закроем глаза и скажем такие слова:
Раз, два, три покружись,
В весеннем лесу очутись!
Дети кружатся, звучит запись «Волшебные звуки».
Проводится ритмическая игра «Мы пришли в весенний лес»
Мы пришли в весенний лес!
Сколько здесь вокруг чудес! (шагают на месте)
Справа берёзка ветвями шумит. (Вытягивают руку вправо)
Слева — ёлка на нас глядит! (вытягивают руку влево)
На опушке зайчик скачет.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок! (Прыжки)
На поляне серый рыщет.
Он себе добычу ищет (Имитация движений волка)
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас. (Присели на корточки)
Мишка вылез из берлоги, (Идут переваливаясь)
Огляделся на пороге. (Смотрят по сторонам)
Потянулся он со сна:
К нам опять пришла весна. (Потягиваются)
Наклонился взад – вперёд. (Наклоны вперед, назад)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки. (шагают на месте)
Наконец Медведь наелся (Поглаживают живот)
И на брёвнышко уселся. (Садятся на места)
Воспитатель:
Какой в лесу воздух чистый, свежий!
Встанем удобно, расправим плечи и вдохнём носом глубоко-глубоко, выдохнем.
Глубоко-глубоко вдохнём, выдохнем.
Как легко дышится весной, правда?
Воспитатель:
В весеннем лесу прохладно, как вы думаете, почему?
( предполагаемый ответ: солнце ещё не прогрело сырую холодную землю).
А чем пахнет в весеннем лесу? ( предполагаемые ответы: в весеннем лесу пахнет
прошлогодней травой и набухшими почками, молодой травой, которая пробивается
сквозь слой прелых листьев).
Как здесь светло и красиво! Послушаем звуки леса.
Какие звуки вы услышали? ( предполагаемые ответы: пение птиц, шум ветра, шелест
деревьев)
Воспитатель:
Представим, что мы – березы?
Мини - этюд «Березка»
Наконец после долгой, холодной зимы наступила тёплая весна.
Белоствольные берёзы расправили свои нежные листочки, протянули свои тонкие
веточки к солнцу и ощутили на них долгожданное тепло.
Улыбнулись берёзы солнцу.
Вдруг, прилетел шаловливый ветерок и предложил берёзам поиграть.
Удивились они, но согласились.
Закачали берёзы своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом всё сильнее
и сильнее.
Каждый листочек – пальчик поздоровался со своим соседом.
Но шалун ветер принёс с собой тучу, которая закрыла солнце.
Огорчились берёзы.
Обняли себя веточками, чтобы согреться.
А тут ещё дождь закапал, вымокли берёзы до последней нитки.
Повисли ветви как плети.
Испугался ветер, что берёзы могут заболеть.
Разогнал тучи.
Выглянуло солнце, и берёзы радостно вздохнули.
3. Создание проблемной ситуации, постановка цели,
мотивирование к деятельности.
Звучит тревожная музыка, громкий звук ураганного ветра, показать детям знак
«SOS».
Воспитатель:
Что произошло? (Показать знак SOS)
Что означает этот знак? (сигнал о помощи)
( предполагаемые ответы: природа в беде, нуждается в помощи).
Почему вы так, думаете?
( предполагаемые ответы: лес загрязнён, много мусора, сломаны деревья).
Как вы думаете, что стало причиной этого природного бедствия?
( предполагаемый ответ: сильный ветер, ураган, буря).
4. Проектирование решения проблемной ситуации,
открытие в деятельности, применение открытия.
Открывается занавес, появляются декорации, имитирующие лес после урагана
(поваленные деревья, нанесенный ветром мусор, ручей засыпан камнями,
сломанные ветки деревьев, не слышно пения птиц, отсутствуют первоцветы).
Воспитатель:
Ребята, можем ли мы, люди, помочь лесу оправиться после урагана?
Что мы можем сделать? ( предполагаемые варианты решения проблемы:
мы можем очистить лес от поваленных деревьев, собрать мусор, посадить новые
деревья, цветы, повесить кормушки и скворечники).
Дети вместе с воспитателем «наводят» порядок в лесу – поваленные деревья
грузят в машину и отправляют на заводы переработки, для изготовления мебели,
угля и бумаги.
Собирают мусор в полиэтиленовый мешок (который не забывают вынести из леса и
поместить в мусорный бак);
Очищают водоём и заселяют его обитателям; вешают скворечники.
Воспитатель:
Ребята, мы устранили последствия урагана в лесу? Отлично потрудились!
Как вы думаете, а люди могут наносить вред природному миру леса?
Какой? (ответы детей).
Как мы можем призвать людей соблюдать главное правило отношения к природе
«Не навреди!»
Что можем сделать? (варианты ответов детей).
Отличные идеи!
Разместим в лесу запрещающие экологические знаки, чтобы люди не забывали о
правилах поведения в лесу?
Дети и воспитатель размещают запрещающие экологические знаки.
5. Анализ результатов деятельности, подведение итогов.
Воспитатель:
Как вы думаете, мы справились с задачей?
Отлично, все вместе и дружно организовали настоящий экологический десант.
А вы знаете, кто такие экологи и чем они занимаются? (ответы детей).
Воспитатель:
В нашей стране работают специальные экологические организации, которые
занимаются охраной природы.
А еще, есть и ребята, которые тоже охраняют природу и их называют эколята –
молодые защитники природы, мы с ними уже встречались. Они идут к нам в гости.
Под Гимн Эколят заходят Шалун, Тихоня, Умница, Елочка.
Шалун:
Здравствуйте, ребята мы, Эколята – настоящие друзья природы,
мы хотим сделать мир чище, мечтаем спасти окружающую среду от загрязнений!
Умница:
Эколята – природу охраняют
Ни на минуту о ней не забывают,
Ведь цветы, поля и реки
Дает природа в дар навеки!
Ё лочка:
Любители природы!
За нее горой стоим.
Сохраним ее на годы,
На столетья сохраним.
Шалун:
Привет! Привет! Друзья!
Давайте же знакомиться!
Все зовут меня Шалун!
Сам не знаю почему.
Я люблю повеселиться
Пошутить и поиграть.
Умница:
Я, девочка – разумница,
Называюсь Умницей.
Добрая, послушная
И со всеми дружная.
Ё лочка:
Я, ёлочка – иголочка
Знаю все про лес:
Про зверушек, птиц, лягушек, бабочек и ос.
Ягоды, грибочки, травы и цветы
Расскажу и покажу, только попроси.
Тихоня:
Я, мальчик, тихий, скромный,
Зовут меня Тихоня.
Очень я люблю цветы,
Необычной красоты.
Шалун:
В общем, мы друзья всех ребят, которые любят природу и хотят ее охранять.
Воспитатель:
Мы вас помним, Эколята, вы приходили к нам в гости год назад и принимали в ряды
Эколят.
Эколята, наши ребята любят и берегут природу, и сегодня тоже потрудились.
Что мы сделали? (ответы детей).
Тихоня:
Ребята, вы настоящие защитники природы!
Спасение природы – дело непростое
Шалун.
Ребята, а у нас есть для вас задания.
Задание от Умницы. Загадки любите отгадывать?
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки.
Сорвали все рубашки. Ответ детей. (Дерево)
Ведущий. Будем отгадывать деревья. Будьте внимательны!
1. На полянках девчонки,
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (Березки)
2. Весной зеленела, а летом загорала,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
4. У меня иголки длиннее, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
5. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
6. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха)
7. Зимой и летом – одним цветом. (Ель
Задание от Ёлочки. «Собрать шишки» Игра.
Задание от Тихони.
Ребята, я очень люблю цветы.
Ведущий. Тихоня, мы знаем, что ты любишь цветы и поэтому приготовили ребята
тебе сюрприз. Ты можешь пока погулять в весеннем лесу, послушать пение птиц, а
мы в Лесной мастерской приготовим сюрприз.
Аппликация. Цветущее дерево.
Дети дарят Тихоне деревья.
Тихоня. Какие красивые деревья, их 4, а можно я подарю их своим друзьям
Эколятам?
- Конечно.
Шалун. Ребята, а вы хотите поиграть?
ИГРА «РУЧЕЕК»
Дети стоят парами друг за другом, руки подняты «воротцами».
С началом музыки последняя пара переходит вперед через «ручеек», кланяются друг
другу и расходятся направо и налево, встают позади «ручейка».
Все остальные пары выполняют тоже самое, постепенно образуя полукруг.
Воспитатель. Спасибо вам, Эколята, нам с вами было весело.
Мы обещаем вам, что будем беречь природу, приумножать ее посадками деревьев,
кустарников и цветов.
Эколята уходят.
Возвращение в детский сад.
Дети все вместе:
Темным лесом, и зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом.
Что б цветы нам не помять,
Будем ноги поднимать.
Теплый ветер нежно гладит,
Лес шумит густой травой.
Кедр нам хочет поклониться,
Ель качает головой,
А кудрявая березка
Провожает всех ребят.
До свиданья, лес зеленый.
Мы уходим в детский сад.
Воспитатель.
Ребята, что мы с вами сегодня делали на занятии?
Очищали лес от мусора, собирали упавшие ветки от урагана, отвозили в
контейнеры, для дальнейшей переработки. Вешали скворечники.
Встречали Эколят. Играли с ними.
Что вам больше понравилось?.
Под гимн Эколят дети уходят в группу