Анна Жохова
Конспект интегрированного занятия по экологии и формированию здоровьесберегающей компетентности «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ И
ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
(подготовительный к школе возраст)
ТЕМА: «ВОЗДУХ»
ЦЕЛЬ: формирование представлений у детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Образовательные
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии и формированию здоровьесберегающей компетентности „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
формировать представления детей о воздухе и его свойствах;
уточнить роль воздуха в жизни человека, животных, растений;
закрепить знания о правильном дыхании – через нос.
2. Развивающие
развивать мыслительную активность;
развивать речевую культуру, через обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
3. Воспитательные
воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье;
воспитывать бережное отношение к растительности как к источнику чистого воздуха
4. Здоровьесберегающая
формировать правильное носовое дыхание и правильную осанку.
Оборудование: стеклянная банка с загадкой на крышке, кубик с картинками для дыхательной гимнастики, полиэтиленовые пакетики, прозрачные стаканчики с кипяченой водой, трубочки-соломинки, мыльные пузыри, воронка, мыльный раствор, трубочки, гофрированная пластинка-держатель, резинки, контейнер для мыльного раствора и карточки-схемы со способами пускания мыльных пузырей, воздушные шарики и медали по количеству детей, опорные карточки для выводов, карточки-схемы чистого и грязного воздуха.
Предшествующая работа: разучивание дыхательных упражнений «Гуси», «Сова», «Гармошка», «Одуванчик», «Паровоз», «Аист», проведение эксперимента по определению чистоты воздуха в группе и около проезжей части дороги; беседа о значении воздуха и дыхания для жизни и здоровья.
Ход ЗАНЯТИЯ.
ВОСП. : Ребята, я вчера оставила пустую банку, закрытую крышкой, а сегодня на ней появилась надпись «ВЫПУСТИ МЕНЯ». Я даже растерялась, в банке никого не видно, а кто-то просится наружу. Вы кого-нибудь видите? (Дать детям рассмотреть банку.) Давайте откроем и посмотрим, кто в ней. (Открываю банку и обращаю внимание детей, что на крышке с обратной стороны что-то написано.)
Посмотрите, здесь какая-то загадка:
Я вам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С вами рядом каждый час,
Но невидим я для вас!
- Кто же это сидел в банке?
ДЕТИ: Воздух.
ВОСП. : Так это я, значит, вчера воздух закрыла в банке? А он решил с нами поиграть и даже загадку загадал. Может мы, ребята, с вами проверим, что воздух нас окружает всегда и везде, хоть мы его и не видим? Хотите побыть учеными – исследователями воздуха?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВОСП. : Я никогда воздух не видела. Может его и нет вовсе, а над нами кто-то подшутил? А вы, ребята, видели воздух?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВОСП. : Хотите, ребята, доказать сами себе, что воздух есть везде?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ОПЫТ С ПАКЕТАМИ.
ВОСП. : Ребята, возьмите по пакетику, что лежат на столах. Что в них находится?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВОСП. :А теперь попробуйте поймать то, что рядом с вами, а потом крепко зажмите пакет с открытой стороны.
Видите, как ваши пакеты надулись? Как вы считаете, что внутри пакетов?
ДЕТИ: Воздух.
ВОСП. : Правильно, воздух. Но почему же мы его все равно не видим? Какой он?
ДЕТИ: Воздух прозрачный, невидимый, через него все видно.
ВОСП. : А что еще прозрачное? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей группе.
ДЕТИ: Аквариум, окна.
ВОСП. : Подойдите к окну, посмотрите, какое прозрачное стекло, через него все видно – и крыши домов, облака, деревья. А теперь давайте пройдем вместе в нашу лабораторию, я хочу показать вам еще один опыт.
ОПЫТ С СОЛОМИНКОЙ.
ВОСП. : Возьмите каждый по соломинке и по стаканчику с водой. И попробуйте попускать пузырьки из соломинки, а для этого вам нужно потихоньку дуть через соломинку.
ВОСП. : Как вы думаете, что выходит из воды с пузырьками?
ДЕТИ: Воздух.
ВОСП. : Даже в воде есть воздух. Но воздух легче воды, поэтому он поднимается наверх с пузырьками.
ВОСП. : А какие еще пузыри можно пускать?
ДЕТИ: Мыльные.
ВОСП. : Хотите попускать мыльные пузыри?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВОСП. : У меня есть карточки-схемы с разными способами пускания мыльных пу-зырей. Возьмите по одной карточке, внимательно рассмотрите их и на столе возьмите все необходимое для этого. (Карточки-схемы разной степени сложности. Дети «случайным образом» выбирают способ пускания мыльных пузырей).
ВОСП. : Ребята, как вы считаете, что внутри мыльных пузырей?
ДЕТИ: Воздух.
ВОСП. : Ну что, по-моему мы доказали сами себе, что воздух есть, что находится он повсюду, просто он прозрачный, невидимый.
ВОСП. : На столе лежат картинки, выберите ту, которая поможет нам этот вывод запомнить.
(Дети выбирают наиболее подходящую картинку и вывешивают ее на доску.)
ВОСП. : А вот для чего нам нужен воздух? Как вы думаете?
ДЕТИ: Чтобы дышать.
ВОСП. : Ребята, а как вы считаете, правильно дышать – через нос или через рот?
ДЕТИ: Через нос.
ВОСП. : Почему важно дышать через нос?
(Выслушиваем все ответы детей и формулируем конечный вывод).
ВОСП. : Правильно дышать – это дышать носом. Это нужно для того, чтобы не простужаться, не болеть, быть здоровым.
ВОСП. : Подберите для этого вывода подходящую картинку-памятку.
(Дети выбирают наиболее подходящую картинку и вывешивают ее на доску.)
ВОСП. : А хотите получить заряд здоровья? А поможет нам в этом наш замечательный кубик. (На кубике 6 различных картинок-обозначений дыхательных упражнений).
Ребенка, который первым будет кидать кубик, выбираем с помощью считалки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
(Для выполнения упражнений дети выходят на коврик.)
УПРАЖНЕНИЕ «СОВА»
И. П. – стоя с прямой спиной, руки на пояс.
По команде «ДЕНЬ» «совы» поворачивают голову вправо-влево, дышат ровно через нос.
По команде «НОЧЬ» «совы» поднимают руки вверх – вдох, опускают руки и приседают со звуком «Уух» - выдох.
УПРАЖНЕНИЕ «ГАРМОШКА»
И. П. – стоя с прямой спиной, руки согнуты в локтях перед собой.
1 – руки в стороны, легкие расправить – глубокий вдох.
2 – руки сгибаем в локтях перед собой, «закрываем меха» со звуком «ф-ф-ф» - выдох.
УПРАЖНЕНИЕ «ОДУВАНЧИК»
И. П. – стоя с прямой спиной, в руке воображаемый одуванчик.
1 – нюхаем одуванчик - вдох через нос.
2 – сдуваем одуванчик - выдох через рот со звуком «а-а-х».
УПРАЖНЕНИЕ «ГУСИ»
И. П. – стоя с прямой спиной.
1 – руки поднять в стороны – вдох через нос.
2 – руки опустить вниз, шею вытянуть вперед со звуком «ш-ш-ш» - выдох.
УПРАЖНЕНИЕ «ПАРОВОЗ»
И. П. – стоя с прямой спиной.
1 – «набираем топливо в баки» - глубокий вдох через нос.
2 – «поехали» - медленный выдох через рот со звуком «чух-чух-чух».
УПРАЖНЕНИЕ «АИСТ»
И. П. – стоя с прямой спиной.
1 – руки в стороны, одну ногу поднять и согнуть в колене – вдох через нос.
2 – руки и ногу опустить со звуком «ш-ш-ш» - выдох
ВОСП. : А откуда берется воздух? Кто его производит?
(Если дети затрудняются с ответом, то отвечаем за них).
ВОСП. : Воздух, а точнее кислород, который в нем находится, производят растения для того, чтобы мы и животные им дышали. А вот сами растения тоже дышат, но «плохим» воздухом, который мы выдыхаем из себя.
(Подвести детей к фитомодулю, который находится в группе.)
ВОСП. : У нас в группе много комнатных цветов – это и есть источник чистого воздуха в группе. Наши цветы не только очищают, но и оздоравливают воздух. А как мы заботимся и бережем цветы в группе?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: поливаем, рыхлим землю, опрыскиваем.
ВОСП. : А если бы на земле не было растений? Что бы было?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВОСП. : необходимо подвести детей к выводу о том, что необходимо беречь природу.
ВОСП. : Подберите из имеющихся картинок подходящую для этого вывода.
(Дети выбирают наиболее подходящую картинку и вывешивают ее на доску.)
ВОСП. : А вспомните, пожалуйста, наш эксперимент, когда мы определяли, где воздух чище – у дороги, на участке детского сада или в группе. К какому выводу мы тогда пришли?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВОСП. : Посмотрите, на столе лежат карточки, возьмите по одной карточке и попробуйте разделиться на группы. ( На столе лежат 8 карточек: 4 – с «хорошим» воздухом, 4 – с «плохим» воздухом.) Какие группы у вас получились? Скажите, какой же воздух полезен, а какой нет.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
(На доску вывешиваю по одной опорной карточке с «плохим» и «хорошим» воздухом для выводов.)
ВОСП. : Вот как много мы сегодня с вами узнали о воздухе. Что же мы узнали?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
1. Что воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
2. Воздух невидим, прозрачен.
3. Правильное дыхание – дыхание через нос.
4. Кислород, находящийся в воздухе, производят растения.
5. Воздух бывает чистым и грязным, «плохим». Для здоровья важно дышать чистым, свежим воздухом.
ВОСП. : Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, были замечательными исследователями воздуха, поэтому я награждаю вас медалями.
А вам занятие понравилось?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВОСП. :
А для вас у меня есть воздушные шарики, которые мы с вами сейчас наполним воздухом и будем играть.