Меджитова Фатиме Ахтемовна
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: углубление и обобщение знаний детей о зиме, развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и конкретизировать знания детей о зиме,
- активизировать словарь по теме «Зима»,
- учить детей составлять связный текст, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику
Развивающие:
- развивать связную речь детей, зрительную память, внимание, логическое мышление,
- развивать мелкую моторику рук (нетрадиционная техника рисования манной крупой,
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественному слову (поэзии,
- любовь к природе,
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- интерес к творчеству.
Интеграция областей: развитие речи, творчество, познание, физическое развитие.
Оборудование: презентация, содержащая картину зимней природы, картинки, объединенные в мнемотаблицу, клей ПВА, кисточки, манная крупа и листы синего картона для рисования, письмо, салфетки для пальчиковой гимнастики.
Предварительная работа: наблюдение за зимней природой, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, беседа о том, как зимуют звери; чтение художественных произведений о зиме, разучивание стихотворений, физминутки, обучение составлению рассказов по мнемотаблицам.
Ход занятия
I. Организационный момент.
На Экране слайд 1 - Анимация «Зима»
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Знаете, сегодня посмотрела на улицу, увидела, какая замечательная погода, и вспомнила стихотворение. Послушайте, пожалуйста, возможно, оно понравится и вам.
Зима
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
И. Суриков
Беседа
Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам стихотворение? Скажите, а любите ли вы зиму? И почему? Красива ли природа зимой?
(ответы детей)
II. Основная часть
Отгадывание загадок:
Воспитатель: Да, и вправду загадочное и красивое время года зима.
Ребята, а давайте проверим, знаете ли вы зимние месяца.
Отгадаем загадки:
«Году конец и начало зиме!» –
Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга, и снег на дворе,
К нам в гости приходит зима в … (декабре)
***
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано – … (январь)
***
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он – … (февраль)
Воспитатель:
Молодцы, ребята, знаете зимние месяца! Да, зима замечательное время года, когда в воздухе кружат снежинки. Что-то мы с вами засиделись! Давайте тоже превратимся в снежинки.
Физминутка
Снежинки кружатся, кружатся, кружатся,
(дети кружатся, бегают)
И тихо на землю ложатся,
(дети присели)
Лишь ветер подует –
Опять затанцуют.
(дети снова кружатся).
Летают – летают, летают
(делают взмахи руками поочередно в каждую сторону)
А в ладошках растают
(ставят перед собой ладошки, будто в них держат снежинку).
Сюрпризный момент
Заходит кто-либо из сотрудников: Извините, что отвлекаю Вас, но только что в садик заходил снеговик-почтовик и велел передать Вам вот это письмо.
Воспитатель: интересно, что в них. А вам, ребята, интересно? Давайте прочитаем скорее.
"Здравствуйте!
Пишут вам ребята из жарких стран, а точнее из далёкой Африки. У нас круглый год лето, жара. А мы узнали о том, что у вас бывает зима, но мы не очень-то понимаем, что это такое. Не могли бы вы рассказать о зиме, и чем она отличается от нашего лета.
Очень ждём от вас ответа!"
Воспитатель: смотрите, они нам и фотографии свои отправили (показывает детям). Ребята, а мы поможем нашим друзьям из жаркой Африки? Объясним им, что такое зима?
(дети соглашаются).
Работа с иллюстрациями (рассказ с опорой на графические символы)
Воспитатель: Так давайте вспомним с вами, что мы знаем о зиме. А чтобы мы не запутались, с чего начать, давайте посмотрим на экран.
Слайд 2 – картинка 1 - какое время года?
Воспитатель: какое время года мы уже с вами сказали – это?
Дети отвечают: «Зима!»
Слайд 3 – картинка 2
Воспитатель:Ребята, а как меняется погода зимой?
Дети отвечают, что идет снег, температура низкая, мороз рисует узоры на окнах, бывают метели
Слайд 4 – картинка 3
Воспитатель: что происходит с водой, когда на улице мороз?
Ребята отвечают, что вода превращается в лед, поэтому замерзают реки, озера.
Зрительная гимнастика
Воспитатель: наверное, ваши глазки устали. Давайте вместе сделаем гимнастику для глаз.
«Снежки».
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.
Воспитатель: Умнички, ребятки! А теперь продолжим наш с вами разговор о зиме.
Слайд 5 – картинка 4
Воспитатель: а какую же одежду мы носим зимой?
(дети называют зимнюю одежду)
Слайд 6 – картинка 5
Воспитатель: Ребятки, скажите, а что же делают зимой птички и звери? Кто из них как зимует? Тяжело ли им зимой? Можем ли мы как-то помочь им?
(ответы ребят: медведь спит зимой в берлоге, зайка меняет цвет шубки, ёжик с осени запасает на зиму грибочки, орешки, остаются зимующие птицы, мы им помогаем, делаем кормушки)
Слайд 7-8 – картинка 6-7
Дошкольники рассказывают про зимние виды спорта, снеговиков и праздник Нового года)
Слайд 9 – картинка 8 Ребята отвечают, любят ли они зиму и за что.
Слайд 10 – полная мнемотаблица «Зима»
Воспитатель предлагает 2-3 ребятам рассказать о зиме, опираясь на таблицу.
Художественное творчество
Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили все, что знали, о зиме. Но вы ведь еще не умеете писать, чтоб написать ответ ребятам. Давайте мы нарисуем им все, что мы вспоминали о зиме сегодня, а детишкам из Африки отправим свои рисунки? Давайте подойдем к нашим столам и нарисуем зиму, используя манную крупу. Мы с вами уже использовали эту технику рисования. Если у кого-то из вас возникнут затруднения, то можно использовать трафареты (предлагаются трафареты: санки, коньки, лыжник).Трафарет разрешается использовать лишь для того, чтоб нарисовать конкретный элемент, а не весь рисунок. Это необходимо, чтобы ребята учились рисовать самостоятельно, и был простор для творчества).
Сначала возьмем в ручки кисточку и клей, нарисуем все, что хотим клеем, а потом посыпаем манкой. После лишние, не приклеившиеся, крупинки стряхнем на специальный поднос.
Дети начинают рисовать.
Гимнастика для рук
Воспитатель: а чтобы наши ручки не уставали, давайте поиграем в игру «Снежок». Каждый из вас любит играть зимой снежки, предлагаю взять салфетку и двумя ладошками скатать из нее шар. Вот и получатся наши снежки.
Дети продолжают рисовать.
III.Рефлексия
Беседа:
Воспитатель (когда ребята закончили): молодцы! Теперь, глядя на ваши рисунки, детишки узнают о том, что такое зима, какая она бывает, какие развлечения бывают зимой, и обязательно захотят приехать к нам в гости!
Давайте посмотрим на наши рисунки и еще раз вспомним, что же они расскажут о зиме нашим далеким друзьям?
(дети вспоминают все, что проходили на занятии).
Релаксация
Вы же на славу сегодня потрудились, поэтому самое время отдохнуть и послушать музыку. Я пока сложу все работы в большой конверт, чтоб отправить его почтой (упаковывает работы).
Видеоролик с песней «Серебристые снежинки»