Светлана Черкашина
Конспект интегрированного занятия по приобщению детей к православной культуре «Богородица — образ любящей матери»
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание:
- продолжать знакомить детей с православной культурой, формировать
представление о Божьей Матери на примере иконы Казанская. Учить детей
чувствовать и понимать характер образа Пресвятой Богородицы, передавать
свое отношение к содержанию;
- продолжать развивать навык связной речи, умение составлять
небольшие рассказы, обогащая словарный запас и образный строй детской
речи, умение говорить с выражением и чуткостью о своей матери;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по приобщению детей к православной культуре „Богородица — образ любящей матери“» размещена в разделах
-воспитывать внимательное, уважительное отношение, любовь к матери, представление о том, что доброта, вежливость есть проявление души; подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.
Методы и приемы: педагогические - индивидуальная работа, рассказ, повторение, уточнение, вопросы к детям, обобщение, художественное слово, музыкальные - показ, воспроизведение, повторение, закрепление.
Оборудование:
-демонстрационный материал: икона Божьей Матери Владимирская, фотовыставка «Моя мама», иллюстрации с изображением матерей, книга «Чудотворные иконы», раздаточный материал: птички по количеству детей, выполненные в технике бумагопластики (голуби).
Предварительная работа: заучивание стихотворений о маме, рассматривание икон, книги «Чудотворные иконы», чтение литературных произведений православного содержания для детей, прослушивание и разучивание песен: «Колыбельная», муз. В. А. Моцарта, «Хорошо рядом с мамой», муз. А. Филиппенко, танца «Помощники», изготовление бумажных голубей в технике бумагопластики, рассматривание фотовыставки «Храмы»,
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Дети! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте с ними поздороваемся! (дети здороваются с гостями, садятся на стулья).
Ребята! Сегодня мне хочется побеседовать с вами о маме. «От чистого сердца, простыми словами давайте, друзья, потолкуем о маме.» Посмотрите на эту иллюстрацию. (Показывает детям иллюстрацию с изображением матери, склонившейся над колыбелью). На ней изображена мама, склонившаяся над колыбелькой (дети рассматривают иллюстрацию). Как она смотрит на своего ребёнка? (Ответы детей: нежно, ласково, с любовью). И, наверное, она поёт ему колыбельную песню. Давайте и мы представим, что держим на руках маленького ребёнка и споём ему колыбельную (дети исполняют «Колыбельную», муз. В. А. Моцарта).
Мама! Как тепло и нежно звучит это слово! Не зря оно звучит почти одинаково на языках разных народов. Мамой называют самого близкого, дорогого и единственного человека. А сейчас давайте подойдём к нашей выставке. (Дети рассматривают фотовыставку «Моя мама»). Посмотрите на фотографии ваших мам! Они все разные, и сейчас мы расскажем, у кого какая мама.
Рассказы детей о своих мамах.
1 .Лепили мы из пластилина, 2. Встану утром рано,
А за окошком дождик шёл, Поцелую маму,
Мы с мамой думали при этом, Подарю я ей букет,
Как вместе быть нам хорошо! Лучше мамы друга нет!
Воспитатель: Молодцы! С какой нежностью и теплом вы произносили слова о своих мамах! Посмотрите внимательно на фотографии и скажите, как смотрят мамы на вас?
Ответы детей:
3. Будто бирюза мамины глаза,
Ясные и чистые, добрые, лучистые,
Словно звёздочки горят, озаряя всё вокруг,
И со мною говорят: «Мама - мой любимый друг!»
Воспитатель: Как приятно слышать, с какой любовью и благодарностью отзываетесь о своих мамах! Ведь ни для кого не секрет, что для каждого человека его мама — самая красивая на свете!
Ребёнок читает стихотворение о маме:
4. Красивые мамы! На свете вас много.
В глаза вы глядите открыто и прямо.
В какую бы даль не звала нас дорога,
Нас всех провожают красивые мамы.
У моей мамы самые прекрасные глаза, ласковые руки, нежный голос!
Воспитатель: Спасибо! Давайте сядем на места, и послушаем песню о маме (дети садятся на места, в исполнении девочек звучит песня «Хорошо рядом с мамой», муз. Филиппенко). Молодцы, девочки, спасибо! Нам очень понравилась ваша песня. Ребята, а какими же делами заняты ваши мамы целый день? А кто из вас, ребята, хочет рассказать о своей маме?
Ответы детей:
1 ребёнок - рассказ «Моя мама».
2 ребёнок - рассказ «Мамины руки».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему говорят, что у мамы «золотые» руки? (Ответы детей: о маминых руках так говорят потому, что они многое умеют делать: шить, вязать, стирать, готовить, играть). Действительно, все мамы заботятся о своих детях. Ребята, а вы благодарите своих мам за заботу о вас? А как вы это делаете? (Ответы детей: я слушаюсь. я помогаю. я обнимаю. я целую.) Ребята, мы много добрых и хороших слов сказали о наших мамах, рассказали о том, какие они нежные, заботливые, ласковые. А пословицы о мамах вы знаете?
Звучат пословицы о мамах в исполнении детей:
1. Всякой матери своё дитя мило
2. Материнская молитва со дна моря вынимает.
3. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Воспитатель: Очень хорошо! Молодцы! Ребята, мы с вами и стихи читали о мамах, и песни пели, пословицы вспоминали, рассказывали о наших мамах. А теперь давайте покажем, как мы им помогаем (Танец
«Помощники», нар. мелодия «Кремена», после танца дети садятся на места).
(Воспитатель убирает фотовыставку, выставляет икону с изображением Богоматери Казанской).
Воспитатель: Ребята, хорошо, когда рядом есть самый близкий и родной человек - мама, и очень трудно и грустно бывает человеку, когда её нет рядом. Но с нами всегда есть Божья Матерь, и каждый из нас находится под её защитой и покровительством. Посмотрите, пожалуйста, на икону Божьей Матери. Она называется Казанская. Рассмотрите её внимательно и расскажите, какая она - Богородица - на этой иконе?
(Ответы детей:
- она красивая, красивые глаза;
- держит на руках своего сына Иисуса;
- она наклонила к младенцу голову и, наверное, слушает или что-то
говорит ему;
- добрая, ласковая, спокойная, красивая;
- на ней красивая, расшитая одежда;
- спокойная, задумчивая).
Воспитатель: Послушайте, что говорит Богородица. «Радуйтесь!»-сказала Богородица. - «Я с вами во все дни. И всегда буду молитвенницей перед Богом за вас, вашей покровительницей». Ребята, вспомните, где ещё мы могли видеть иконы, на которых написана Богородица? (Ответы детей: в храме, в церкви, у бабушки, в книге «Чудотворные иконы»).
Воспитатель: Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на Богородицу? (Ответы детей: покой, радость, защищённость, любовь, помощь, ласку.)
Воспитатель: А сейчас послушайте, как описывает поэт в стихотворении присутствие Божьей Матери.
С треском взрываются почки, солнце играет в листве.
Матери Божьей стопочки свежи ещё на траве.
Дивное благоухание! Что ещё сердцу милей?
Матери Божьей дыхание веет цветами полей!
У каждого своя мама, но у всех есть одна общая мама - Богородица.
Мы обращаемся к ней в самые радостные и самые трудные минуты. И она всегда приходит на помощь и радуется за нас. Она - наша заступница перед Богом. Гости, которые пришли сегодня к нам, тоже чьи-то мамы. Давайте подарим им наших голубей - символ мира и благополучия. И пусть они на своих крыльях принесут нашим гостям радость, любовь и добро.
Звучит музыка, дети дарят гостям голубей.
Воспитатель: А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и возвратимся в свою группу.
Дети прощаются с гостями, выходят из зала.