Ирина Назарова
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Математика в гостях у сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию (ФЭМП)
в подготовительной к школе группе
на тему: «Математика в гостях у сказок»
Воспитатель МБДОУ №41 г. Усть - Лабинск Назарова И. И.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Математика в гостях у сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Интеграция областей : Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Программные задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со старинными мерами веса – горсть, пригоршня, пуд.
Подведение детей к понятию эталона веса – килограмму.
Закреплять знания детей о весах, как измерительных приборах:
чашечные, напольные, аптекарские, бытовые.
Развивающие :
Развивать мыслительную и речевую деятельность, познавательный интерес.
Обогащать речь детей словами: горсть, пригоршня, пуд.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, активность, навыки сотрудничества в совместной деятельности с детьми и взрослыми, умения принимать решения.
Словарная работа: горсть, пригоршня, пуд.
Предварительная работа: Чтение сказок «Каша из топора», «Солдат и сало», экскурсия на пищеблок.
Материалы и оборудование : атрибуты к сказкам «Колобок», «Солдат и сало», мука, миски для муки, столовые ложки, весы напольные электронные и механические, 2 листа бумаги, 2 карандаша. Презентация «
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Организационный момент
Дети свободно играют в группе. Звучит песня «Дважды два четыре»
Дети замечают, прислушиваются к песне.
В группу входит Царица наук Математика.
Математика : Здравствуйте, дети.
Дети: Здравствуйте.
Математика : Вы меня узнали?
Дети: Да. Вы царица наук – Математика.
Математика :
Чтоб врачом, моряком
Или поваром стать
Надо прежде всего
И на свете нет профессий
Вы заметьте – ка,
Где бы вам не пригодилась Математика!
Проблемная ситуация.
Математика : Дети, вы сейчас заняты?
Дети: Нет.
Математика : Я хочу отправиться в путешествие по сказкам. Мне очень хочется узнать – если ли математика в сказках? Как вы считаете?
Дети: предлагают свои варианты ответов.
Математика : Дети, вы мне не поможете разобраться в этом вопросе?
Дети: Да, поможем.
Математика : Но как нам попасть в сказки?
Дети: (волшебная палочка, волшебные слова, книга сказок и т. д.)
Математика : Поможет нам переместиться в сказки «Волшебная книга сказок»
(Воспитатель подходит к ширме – странице, просит детей закрыть глаза, открывает ширму. Стоит стол, на столе атрибуты к сказке «Колобок»)
Дети: (открывают глаза) Мы попали в сказку «Колобок».
Математика : Как вы догадались?
Дети: Персонажи сказки – бед, бабка, мука, масло, соль, сахар, печь. Бабушка решила испечь Колобок.
Математика : Дети, но мы должны были попасть в сказку, где есть Математика. В этой сказке есть математика?
Дети: предлагают варианты ответа (считают героев сказки и т. д.)
Математика : А вспомните, из чего бабушка испекла колобок?
Дети: Из муки, воды, соли, сахара.
Математика : Сколько бабушка взяла муки?
Дети: Пригоршни 2.
Математика : А сколько это 2 пригоршни?
Дети: задумываются, показывают на руках.
Математика : А чтобы разрешить эту сложную задачу, я вас приглашаю в сказочную математическую лабораторию
(Дети проходят в лабораторию, и садятся за столы).
Математика : При помощи чего измеряют, взвешивают продукты?
Дети: Используют весы, стаканы, ложки.
Математика : Но в сказке весов нет. Чем бабка измеряет муку?
Дети: Пригоршнями.
Математика : Покажите, как это пригоршнями?
Дети складывают две ладошки вместе – это пригоршня.
Математика : Если возьмете одной ладошкой – это горсть, сложите две ладошки вместе – это пригоршня.
Но математика – точная наука, поэтому необходимо все измерить или взвесить. Сейчас мы пригоршню будем измерять условной меркой – ложкой.
Чтобы провести это измерение, надо разобраться по парам.
1 – наберет пригоршню муки,
2 – будет отмерять столовой ложкой муку, и ссыпать в свободную миску.
Дети выбирают себе пару для исследований и садятся за столы и приступают к работе. По окончании исследования дети подводят итоги.
Дети: У нас получилось 6 ложек муки, значит 1 пригоршня – это 6 столовых ложек муки.
Дети: А 2 пригоршни – это буде 12 ложек муки.
Математика : Вы отлично справились с заданием и убедили меня, что в этой сказке есть математика.
А какой получился колобок у бабки?
Дети: Румяный, вкусный, сладкий, ароматный, поджаристый, аппетитный.
Физкультминутка «Колобок»
Колобок, колобок, Идут в полуприсед, руки на поясе
Колобок – румяный бок.
По дорожке покатился. Бегут на носочках, держа руки на поясе
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку, Остановка, изображают зверей
Всем играл на балалайке. Изображают игру на балалайке
У лисы спел на носу, Пляшут вприсядку
Больше нет его в лесу Разводят руками
Математика : Предлагаю вам открыть следующую страницу «Волшебной книги сказок».
Дети закрывают глаза, открывается ширма, стоит стол, на нем атрибуты к сказке «Солдат и сало»
Дети: Это сказка «Солдат и сало»
Математика : Как вы догадались?
Дети: Солдат, горшок, крупа, кусочек сала.
Математика : А как вы думаете, в этой сказке есть математика?
Дети: Надо подумать.
Математика : Что в этой сказке хотел сварить солдат?
Что он увидел у мужика в сенях?
Дети: Сало.
Математика : А сколько было сала?
Дети: Пуд.
Математика : А сколько это пуд?
Дети: Не знаем.
Математика : Чтобы разобраться в этом вопросе отправляемся в математическую лабораторию.
(Дети проходят в лабораторию)
Математика : Как можно определить вес продукта?
Дети: Взвесить на весах.
Математика : Что такое весы?
Дети: Это такой прибор, на него кладешь продукт, и он показывает его вес.
Математика : Какие вы знаете весы?
Дети: Напольные, электронные, чашечные, бытовые, ручные.
Математика : Весы бывают разные по виду, по форме, чтобы взвешивать различные предметы. Явас приглашаю на виртуальную экскурсию в «Музей мер и весов» Волгоградского завода весовоизмерительной техники.
«Презентация «Музей мер и весов»
Математика : В чем измеряется вес?
Дети: В килограммах, граммах, тоннах.
Математика : В сказке солдат говорит о пуде сала.
Пуд – это много или мало?
Дети: предлагают варианты ответов.
Математика : Пуд – это старинная мера измерения веса. Пуд – это 16 килограммов. В настоящее время этой мерой не пользуются – не удобно. Привычнее измерять в килограммах.
Много или мало 1 пуд? Чтобы разобраться в этом вопросе – нужно все проверить.
В нашу математическую лабораторию завезли соль. По весу – это 1 пуд.
(Воспитатель обращает внимание на стол с солью – 16 пачек)
Дети: Высказывают свои предположения, удивляются.
Математика : А вот, сколько это килограммов, мы сейчас проверим.
Чтобы провести это измерение, надо разделиться на 2 команды.
1 команда будет взвешивать половину этих пакетов соли на электронных весах.
2 команда – на механических.
Сейчас мы взвесим соль, чтобы убедиться самим, много или мало весит 1 пуд.
Дети делятся на 2 команды по желанию. Подходят к столам с весами. Договариваются. Кто будет класть на весы соль, кто взвешивать, кто записывать результаты.
По окончания исследования дети подводят итог
1 команда: у нас 8 кг. соли.
2 команда: У нас тоже 8 килограмм соли.
Дети: У нас поровну.
Математика : А вот если сложить килограммы вместе - это и будет 16 килограмм или 1 пуд.
Математика : Вы отлично справились с заданием и убедили меня, что в этой сказке тоже есть математика.
Д/игра «Математика в сказках»
Математика : А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру и закрепить свои знания по математике и ответить на вопросы «В каких сказках живет математика?»
Назовите сказки, в названии которых есть цифры?
(Дети стоят в кругу, передают мяч, и называют сказки)
Дети: «Три поросенка»,
«Волк и семеро козлят»,
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,
«Белоснежка и семь гномов»,
«Три медведя»,
«Двенадцать месяцев»,
«Два мороза»,
«Два жадных медвежонка».
Математика :
Назовите название сказки, герои которых пользуются измерением и взвешиванием?
Дети:
«Колобок»
«Каша из топора»
«Солдат и сало»
«Два жадных медвежонка»
Математика : Спасибо вам ребята. Мне интересно было побывать с вами в сказках. А сейчас вам пора возвращаться в детский сад. Я закрываю «Волшебную книгу сказок» и говорю вам, до свидания!
Рефлексия:
Воспитатель:
Где вы сегодня побывали?
Что интересного вы узнали?
Почему вы решили помочь Математике?
Трудно ли разобраться с математикой в сказках?
Какими мерами вам понравилось измерять?
С каким заданием в лаборатории было справиться легко (трудно?
Кому было работать в паре легко (сложно?
О каких мерах веса вы расскажите родным, друзьям?