Мария Бугрова
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Солнечная система»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1) Расширить и обобщить представления детей о строении Солнечной системы и планетах.
2) Закрепить представления детей о родной планете Земля.
3) Познакомить с понятиями «Млечный путь», «Галактика».
4) Формировать понятие о Солнце как о большой звезде - источнике света и тепла на Земле.
5) Способствовать развитию речевого общения детей.
6) Активизировать речь детей прилагательными словами.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Солнечная система“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Подготовительная группа
- Темочки
7) Обогащать словарный запас детей названиями планет, космических объектов.
8) Способствовать воспитанию детской инициативы и творчества.
9) Формировать элементы самоконтроля.
10) Способствовать развитию психологических процессов: внимания, памяти, мышления.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: глобус, метка в виде солнышка; фотографии с изображением Галактики, Млечного Пути; карта «Строение Солнечной системы», кассета с фонограммой, основа для макета Солнечной системы, пластилин разных цветов, доски для лепки, короны на голову с изображением планет и Солнца. Игра-сюрприз «От Меркурия до Плутона».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание глобуса, подбор и размещение на полочке «умных книг» литературы о космосе; чтение легенд и сказок о Солнце : словацкая сказка «У Солнышка в гостях», мифы Древней Греции; познавательные беседы с детьми на темы: «Роль Солнца в жизни человека», «Солнце и наше здоровье»; проведение цикла познавательных вечеров «Сейчас узнаем» по темам: «Космическое путешествие к околоземным планетам», «Строение Земли».
Периодические наблюдения на прогулке за Солнцем в сравнении в разные времена года. Эксперимент «Темный космос» - узнать, почему в космосе темно. Составление коллективного панно на тему «Космическое пространство». Изготовление основы для макета Солнечной системы : лист бумаги А2, в середине отметить Солнце, вокруг него нанести концентрические круги разного цвета – орбиты планет.
Ход занятия:
1.
- Ребята! Предлагаю вам отправиться в космическое путешествие (дети вместе с воспитателем садятся вокруг глобуса на стульчики).
- Как называется наша планета? (Земля)
-А что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)
- Давайте рассмотрим нашу планету. Что изображено на поверхности глобуса? Каким цветом? (реки, озера, моря, океаны нанесены синим, светло-голубым цветом; горы, равнины, пески – суша – коричневым, желтым, бежевым цветом).
- Как называют нашу планету? (ее называют голубой планетой)
- Дети, скажите, в чем заключается уникальность нашей планеты Земля? (на нашей планете есть вода, воздух, атмосфера, растительность – Земля обитаема, только на ней существует жизнь)
- Молодцы, ребята! А теперь отгадайте загадку:
Голубой платок, алый клубок по платку катается,
Всем людям улыбается!
- Что это? (Солнце)
- Пусть каждый из вас возьмет в руки наше Солнышко и скажет, какое оно? (каждый ребенок подбирает прилагательное к слову «солнышко» и передает метку по кругу)
- А где находится Солнце? (в небе, в космосе)
- Ребята, а зачем нам нужно Солнце? (Солнце – источник света и тепла. Без него все живое на Земле погибнет)
- Солнце большое или маленькое? Почему оно кажется маленьким? (находится далеко от Земли)
- А что такое Солнце? (Это большая, просто огромная, раскаленная звезда, которая находится далеко от нас)
- Кто из вас наблюдал на небе звезды?
- Когда мы можем увидеть звезды? (поздно вечером, ночью)
- Почему они кажутся маленькими? (находятся далеко от нас)
- Таким образом, ребята, Солнце – это такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее.
- Ребята, а что еще есть в космосе? (метеориты, метеоры, кометы)
- Земля – это не единственная планета в космосе, которая «дружит» с Солнцем. Земля – одна из планет большой Солнечной системы.
2.
Дети относят стулья к столу и проходят к плакату с изображением Солнечной системы.
- А как мы называем Солнце и все планеты, которые вращаются вокруг него? (Солнечная система)
- В космическом пространстве, ребята, существуют миллиардные скопления звезд, которые называются «галактикой». Галактик много, все они имеют различную форму. В одной из таких галактик, называемой «Млечный Путь», находится наша Солнечная система (рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией фотографий).
- Ребята, какие планеты вы знаете?
- Рассмотрим строение Солнечной системы. Как движутся все планеты относительно Солнца? (по кругу)
- Как называется путь, по которому планеты движутся вокруг Солнца? (орбита)
- Пусть каждый из вас покажет путь какой-нибудь планеты (каждый ребенок указкой показывает на карте путь планеты и дает ей краткую характеристику).
- Планеты одинаковые или разные? (разные)
- Чем они отличаются друг от друга? (размером, цветом, формой, расположением относительно Солнца, строением, массой, на Земле существует жизнь, наличием естественных спутников)
- А чем планеты похожи? (все они вращаются вокруг Солнца)
- Какая по счету от Солнца идет наша планета Земля? (третья)
3.
- А теперь мы с вами отдохнем.
Проводится гимнастика для глаз «Солнечный заинька» 2-3 раза.
Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку!
Солнечный мой заинька, маленький как крошка.
Прыг на носик, на плечо,
Ах, как стало горячо!
Прыг на лобик. И опять на плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза (закрывают глаза ладонями, а солнышко играет – щечки теплыми лучами нежно обнимает.
Вот закрыли мы глаза (закрывают глаза ладонями, а солнышко играет – щечки теплыми лучами нежно обнимает.
4.
- Ребята, посмотрите, что у нас на столе. ( Лист бумаги: в центре приклеено Солнце, вокруг него нарисованы орбиты планет)
- А чего не хватает? (Планет)
- Давайте сделаем с вами макет Солнечной системы. Что для этого необходимо сделать? (Изготовить планеты)
- Ребята, какую форму имеют планеты? (Шарообразную форму). Придавать пластилину форму шара мы будем путем катания его между ладошками.
- Каждый будет лепить свою планету. Обратите внимание: цвет планеты должен соответствовать цвету ее орбиты.
Дети подходят к столу, на котором разложены доски для лепки с пластилином, выбирают и приступают к работе. Включаю аудиозапись.
Воспитатель индивидуально к каждому подходит, интересуется, какую планету лепит ребенок. Поправляет по мере необходимости.
- Итак, планеты готовы. Что теперь будем делать? (Теперь нужно распределить их по орбитам).
Ребята сами размещают вылепленные планеты на листе, по очереди, начиная от Солнца.
- Какую ты, Лена, сделала планету? А ты, Матвей? Какого она цвета? Почему?
- Одинаково ли от Солнца расположены планеты? (Они находятся на разном расстоянии от звезды)
- Найдите самую ближнюю к Солнцу планету (Меркурий).
- А как называется самая дальняя от Солнца планета? (Маленький и холодный Плутон)
- На какой планете будет больше света и тепла – на самой ближней к Солнцу или самой дальней от него? (На планетах, расположенных ближе к Солнцу – это Меркурий и Венера,- слишком жарко, а на тех, что дальше – слишком холодно. Поэтому там жизни нет, а есть она только на Земле.)
5.
- А сейчас мы превратимся в планеты и полетим в космос! (Ребята подходят к окну и выбирают корону с изображением планеты. Воспитатель одевает корону Солнца.)
- По моему сигналу: «Планеты, по местам!», вам нужно будет занять свои места на орбитах. Кто из планет быстрее займет свое место? (Воспитатель-Солнце занимает центральное место в группе)
- А теперь пусть каждая планета пройдет путь вокруг Солнца (дети-планеты начинают одновременно двигаться вокруг воспитателя-Солнца).
- Одинаково быстро обошли все планеты вокруг Солнца? (планеты двигались в разном темпе)
- Почему так произошло? (Чем ближе планета расположена к Солнцу, тем быстрее она пройдет по кругу)
- За какой период Земля проходит весь свой путь вокруг Солнца? (За год – от одного Нового года до другого)
- Давайте продемонстрируем ход Земли. Обратите внимание: Земля движется вокруг Солнца и одновременно поворачивается вокруг своей оси (ребенок-Земля начинает двигаться, а все дети хором читают названия месяцев).
- Таким образом, ребенок- Земля начинает двигаться в Январе, а вернется на свое место в Декабре.
6.
- А теперь вернемся в нашу группу. Молодцы, ребята! Вы подружились с планетами нашей Солнечной системы. Что нового вы узнали?
- У меня для вас есть сюрприз – космическая игра «От Меркурия до Плутона» (Дети от занятия переходят в игровую деятельность).