ИННА ХАУСТОВА
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой «Литературный салон»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой.
Тема: «Литературный салон»
(по произведениям А. С. Пушкина)
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой „Литературный салон“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
] Программное содержание: дать детям представления о лирических стихах А. С. Пушкина (стихи о зиме) ; учить детей раскрывать и понимать характер, настроение каждого произведения, отрывка; упражнять детей в использование в своей речи метафоры, эпитеты, сравнения; уметь выражать свои чувства в соответствии с восприятием текста; передавать настроение, характер с помощью движений, изобразительных средств. Поупражнять детей в сочинение стихов, в подборе рифмы
Ход ЗАНЯТИЯ
В ЗАЛ, УКРАШЕННЫЙ В СТИЛЕ ГОСТИНОЙ, ВХОДИТ МАЛЬЧИК ВО ФРАКЕ И ПРИГЛАШАЕТ ГОСТЕЙ: «Князь Артем и княгиня Анна; поручик Беленикин и графиня Юлия, графиня Румянцева с сёстрами Василисой и Татьяной; граф Александр с сестрой Анастасией и т. д.» Дети, одетые в наряды той эпохи заходят в зал. Воспитатель встречает гостей и предлагает пройти. Дети проходят и рассаживаются.
-Воспитатель: «Господа, я очень рада вашему визиту. Сегодня в нашем литературном салоне, мы поговорим о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине.
Когда-то давным-давно, в таком же салоне, принимал у себя друзей, гостей и почитателей своего таланта Александр Сергеевич Пушкин. Зажигались свечи в гостиной, гости рассаживались и Пушкин читал им свои новые стихи.
-Давайте представим, что мы зажгли свечи и окажемся в гостях у Пушкина. (звучит тихая фоновая музыка)
Он родился давно в Москве. Рос шумным и подвижным ребёнком, но когда он слушал сказки своей няни-Арины Родионовны или слушал стихи, которые писал его дядя, он замирал и часами мог слушать. Ему нравилось гулять в лесу, смотреть на море и все эти картинки складывались в рифмы и его стихи. Его впечатления становились богаче и ярче. Пушкин любил и много путешествовал. (Слайды с природой, старой Москвой, няней Ариной Родионовной и видео ряд из фильма о Пушкине -он едет в карете)
У Пушкина много стихов о природе. А вы знаете, какое время года Пушкин любил больше всего? (отв. д.) Да, Пушкин любил осень…
«Дни позднее осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила читатель, дорогой….»
А скажите, какое сейчас время года? (отв. д.) Послушайте, какие строчки, посвятил Пушкин этому времени года:
«Под голубыми небесами, великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит….»
Как вы думаете, какое настроение создает это стихотворение? Что сейчас вы испытываете, что ощущаете (воспитатель обобщает ответы детей)
Удивительно, ведь каждое стихотворение имеет свой характер, настроение. А какое чувство появляется у вас, услышав этот отрывок:
«Вот ветер тучи нагоняет,
Дохнул, завыл и вот сома
Идет красавица зима…»
-Одинаковые ли по настроению эти отрывки? В каком отрывке звучание нежное, мелодичное, спокойное? С кем поэт сравнивает зиму? А кем зима ещё может быть? (шалунья, проказница, Снежная королева, волшебница, Снегурочка и т. д.) Вы, удивительно точно подметили, сравнили кем может зима.
А хотите узнать мое настроение?
Я в лесу заснеженном, красивом.
Мои щёки, щиплет мне дед Мороз
Так и хочется упасть мне в снег пушистый
И не страшен, даже мне мороз….
Дети высказывают свое мнение. Да, мое настроение вы поняли,правильно. Люди, выражают настроение по разному: словами, поэт - рифмами. А как передаёт свое настроение художник? (цветом и композицией).
Воспитатель предлагает детям подойти к стендам,где висят иллюстрации о зиме. Нужно выбрать картину, которые соответствуют строчкам стихов Пушкина, обращая внимания на ключевые слова «великолепными коврами», «блестя на солнце снег лежит», «под голубыми небесами». «проказы матушки зимы».Дети объясняют свой выбор.
Но человек не всегда, общаясь с природой испытывает радость. Какой характер у этого отрывка :
«Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя….»
-Какое настроение у поэта сейчас? О чём хотел сказать нам поэт, о каком природном явлении? Что говорит о буре как о живом существе? (может издавать звуки как зверь) А могли бы вы передать бурю с помощью движения, танца, рисунка. Девочки под музыку с лентами изображают бурю, а мальчики рисуют на мольбертах.
- А давайте посмотрим какая сегодня погода (подходят к окну) Дети описывают погоду за окном. А вы знаете вот так, глядя в окно, Пушкин увидел такую картину: «Вот бегает дворовый мальчик
В салазки Жучку посадив….»
А вы, глядя на природу, не хотите сочинить стихи? (домашние заготовки)
«Зимушка моя, ты она такая!
Вьюга, да метель это всё твое.
Встретимся с тобой, но не теплом мае,
Зимушка – зима постучи в окно» (Ходорченко Василиса 6,5 лет)
«Белый снег блестит, сверкает зимнею порой
Я иду по улице с папою домой.
Мне мороз за щеки щиплет, дышится легко.
Хорошо нам вместе с папой,
Мы идем домой….» (Овинникова Таня 6лет)
Дети упражняются в игре «подскажи словечко»
-В литературных салонах звучали не только стихи, там звучала и музыка. Ведь стихи и музыка они неразрывны. И не случайно многие из стихов Пушкина положены на музыку. Сейчас вы услышите романс «Зимний вечер» слова Пушкина А. С. музыка Яковлева (звучит видеозапись).
Ребята, что вы услышали? (отв. д.) А сейчас я приглашаю вас на танец:
«Услышав, вальса звук бывало,
Кружится вихрь легких пар,
В огромном зале всё звучало
И сердце трепетно стучало….»
Дети танцуют вальс.
Воспитатель: «Весёлый вечер в жизни вашей
Запомним юные друзья…»
-До новых встреч в нашем литературном салоне.