Раденкова Галина Викторовна
Конспект интегрированного занятия «В гости к хозяюшке» по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с предметами старинного русского быта, с традициями русского народа, с различными фольклорными формами: потешками, загадками, песенками. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Задачи:
1. Познакомить с предметами быта в русской избе.
2. Формировать у детей устойчивый интерес к устному народному творчеству.
3. Продолжать разучивать музыкальный фольклорный материал, учить использовать его в повседневной жизни.
4. Закрепить умение работать с солёным тестом – лепка калачей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
5. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками.
6. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.
6. Воспитывать нравственные качества через приобщение детей к русской народной культуре.
Предварительная работа:
Чтение вслух русских народных потешек, пение песенок, загадывание загадок; экскурсия в «избу» с целью рассматривания предметов домашнего обихода, ознакомления с жизнью русского народа.
Материалы: Аудиозапись с песнями, игрушки (котик, козлик, петушок, изба с утварью, кукла.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Звучит фонограмма русской народной мелодии. Дети, входят в комнату и становятся полукругом. Их приветливо встречает воспитатель в русском народном костюме (хозяюшка).
Хозяюшка :
Здравствуйте, гости дорогие
Здравствуйте молодушки, славные лебёдушки
Здравствуйте молодцы, весёлые удальцы.
Рада я гостям, как добрым вестям.
Милости прошу в мой дом. Я хозяюшка этой избы. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Посмотрите, как у меня красиво в избе, сколько здесь всего интересного.
Давайте рассмотрим все предметы, для чего они нужны?
Хозяюшка рассматривает в избе печь, чугунок, самовар, деревянную прялку
2. Задания от хозяюшки.
Хозяюшка : Дети раз пришли ко мне в гости, я хотела бы с вами поиграть, загадки загадать.
- Послушайте ка, кто это? Кто со мной живёт в избе?
У него четыре лапки.
Эти лапки цап - царапки.
Пара чутких ушей.
Он гроза для мышей.
Дети: Это котик.
Хозяюшка : Правильно, дети, котик. А вот и он. (Показывает игрушку).
Хозяюшка : Дети, а кто знает потешку о котике? (Ответы детей)
Дети:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша:
На груди манишка,
На ногах штанишки,
На пушистых лапках
Коготки - царапки.
Яша – котик озорной,
Он веселый и смешной:
Любит мячик он гонять,
На подушечке лежать.
Хозяюшка : спасибо вам, как вы меня порадовали! И котику понравилось. Но со мной ещё живёт один дружок. Отгадайте кто это?
Я пеструшка, я хохлатка.
Куда-куда! - кричу я кратко.
Кричу, и слышит улица:
Снесла яичко. (Курица)
Дети: Курица.
Хозяюшка : Правильно, дети, это курочка.
А потешку про курочку расскажите? (Ответы детей).
Курочка-пеструшечка
По двору ходит,
Цыплят выводит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает
Хозяюшка : Молодцы! Но кроме котика и курочки у меня ещё кто-то живёт. Угадайте. Кто?
Ходят модницы за речкой –
Кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
бабушка носочки вяжет.
Дети: Овечка.
Хозяюшка : какие вы молодцы! И эту загадку отгадали! А потешку вы знаете про овечку (ответы детей).
Ме – Ме - Ме! Овечка
Не найдет местечка.
Спряталась в канавку
И легла на травку.
Ищет дед и бабушка
Где же наша лапушка?
3. Убаюкивания малыша.
Хозяюшка : Ой, дети, у меня проснулся малыш. Вы поможете мне уложить малыша спать и спеть колыбельную песню? (Ответы детей). А вам мамы и бабушки поют такие песни? (Ответы детей. Предложить детям спеть). (Все дети убаюкивают малыша)
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Тёмна ноченька – не спится,
Наша Танечка боится.
Ты, собачка, не лай,
Нашу Таню не пугай!
Хозяюшка : Спасибо вам! Помогли уложить малыша.
4. Лепка калачей.
Хозяюшка : Я вас ждала к себе в гости. В избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь не успела. Прошу вас помочь мне испечь калачи к чаю. (На столах разложены доски для лепки, по кусочку солёного теста. Дети садятся за столы и приступают к работе. Хозяйка напоминает детям, как лепят калачи: раскатывают колбаску, сворачивают её в колечко и края соединяют. Выполняют лепку и поют прибаутку «Бай - качи, качи. Калачи кладут на противень, и хозяйка ставит в печь.)
Хозяюшка : В русской избе была не только печь, но и много интересной и полезной утвари. Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте.
Загадки: В земле я родился, в огне закалился… (горшок).
Книзу узок, верх широк, утварь эта… (чугунок).
Утром шла дорогой к рынку и несла сметаны…. (к рынку).
Здесь хранится молоко так и льётся оно само. (Хозяйка наливает детям молоко)
Из русской печи щи, кашу – тащи.
Чугунок, горшок очень рад
Что их схватил (ухват).
Сами не едим, а людей кормим? (ложки).
(Хозяйка угощает щами).
Музыкальная игра ложкарей.
Хозяюшка : Пока наши калачи пекутся я предлагаю вам поиграть. Собирайся детвора будет русская игра «В цапки».
Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:
Под моею крышей
Собрались мыши,
Белка, жаба, заяц. Цап!
(При последнем слове все должны быстро убрать палец, чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.)
Хозяйка : Вот и готовы наши калачи, предлагаю вам попить с ними чай.
5. Итог занятия.
Хозяюшка :
Дети, вам понравилось у меня в гостях? (Ответы детей)
Чем мы занимались сейчас? (Ответы детей)
Что вам больше понравилось? (Ответы детей).
Хозяюшка : Дети, вы мне очень понравились. Внимательно меня слушали, хорошо читали потешки, отгадывали загадки, играли.