Екатерина Моторина
Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности «В поисках портфеля банкира Тимофея» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в форме квест-игры
Тема: «В поисках портфеля банкира Тимофея».
Возрастная группа : подготовительная к школе.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности „В поисках портфеля банкира Тимофея“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о профессии банкира посредством познавательно-игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать у детей представления о трудовых функциях банкира, кассира в банке.
2. Сформировать у детей представления о таких экономических понятиях, как «банк», «прибыль», «кредит», «бережливость», «валюта», «номинал», «рубль», «размен», «квитанция», «доллар», «клиент», «процент», «долг», «займ», «ярмарка», «товар», «портфель», «касса».
3. Сформировать представления о том, какими качествами должен обладать банкир.
4. Познакомить детей с пословицей, вместе раскрыть ее суть.
5. Познакомить детей с внешним видом банкира, кассира.
Развивающие:
1. Развивать у детей зрительное и слуховое внимание.
2. Развивать у детей навыки решения арифметических задач.
3. Развивать у детей навыки размена денег.
4. Развивать у детей навыки дифференцирования денег по номиналу валюты.
5. Закрепить навыки решения ребусов.
6. Закрепить навыки чтения карты.
7. Развивать у детей речевые навыки, монологическую и диалогическую формы речи.
8. Развивать у детей логическое мышление, самостоятельность и инициативность.
9. Развивать у детей двигательную, познавательную активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей желание взаимодействовать в команде.
2. Воспитывать бережное отношение к деньгам.
3. Воспитывать уважение к профессии банкира.
4. Воспитывать интерес к художественному слову.
5. Воспитывать желание оказывать посильную помощь нуждающимся.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход занятия
МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Раздается звуковое оповещение с компьютера.
Воспитатель: Ребята, кажется на наше электронную почту пришло письмо. (Подходит к ноутбуку). Действительно. Прочтем?
Дети отвечают.
Воспитатель открывает письмо, на экране ноутбука появляется электронное письмо-обращение.
Воспитатель читает: «Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые! Меня зовут Тимофей, я банкир. Редко люди моей профессии обращаются за помощью к детям, но, как меня убедили товарищи, вы очень смелые, смышленые и дружные ребята, а значит – отличная команда, только таким людям я могу доверить сверхважное задание. Как я уже сказал, я – банкир. Самое страшное, что может случиться с банкиром – если он потеряет свой портфель, потому что в портфеле важные документы, ценные бумаги, и, разумеется, деньги. Когда я шел сегодня на работу, то отвлекся на развязавшийся шнурок своих туфель, я, конечно же, остановился, поставил портфель на землю и наклонился, чтобы завязать шнурки. Когда я был готов идти дальше, то обнаружил, что портфель пропал, его похитили прямо у меня из-под носа, а на его месте лежала записка с такими словами: «Только сильные духом, смелые и умелые вернут портфель его обладателю. До конца дня портфель можно вернуть, если выполнить все наши задания, отмеченные на карте! Время пошло! Хулиганы-забияки». Я один точно не справлюсь с заданиями хулиганов. Ребята, очень надеюсь на вашу помощь! В долгу не останусь! С уважением, банкир Тимофей, который потерял рабочий портфель».
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Воспитатель: Ребята, что скажете?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Поможем Тимофею? Вернем портфель из цепких рук хулиганов? Вы готовы отправиться на поиски?
Дети отвечают.
Воспитатель: Отлично! Тимофей правильно отметил, что вместе мы – отличная команда, думаю, все получится! Мне уже не терпится познакомиться с картой, ее Тимофей тоже прислал, вот распечатка.
Дети и воспитатель знакомятся с картой,
где отмечены локации с заданиями.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы отправимся на поиски, скажите, вам знакома профессия Тимофея? Как она сказал, он - кассир?
Дети поправляют воспитателя и отвечают, высказывая свое мнение.
Воспитатель: Да, конечно, банкир. Это я проверяю вашу внимательность. Банкир – это работник банка, который работает с деньгами, ценными бумагами и людьми. Банкир – очень ответственная профессия. Как вы думаете, почему?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Банкир, как мы с вами уже выяснили, работает с деньгами, причем с чужими, их нельзя потерять, неправильно сосчитать, или выдать, поэтому чтобы стать банкиром надо, хорошо знать математику и быть очень собранным и внимательным. Итак, мы немного отвлеклись, а ведь портфель сам себя не найдет! Итак, судя по карте первое задание ждет нас в нашей спальне, скорее, за мной!
Дети и воспитатель проходят в помещение спальни, где заранее подготовлены столы (3 шт.) с ширмами «Касса», по оде стороны столов стоят стулья, за ширмами лежат нашейные платки и бейджики с надписью «Кассир».
Воспитатель: Ребята, кажется, мы оказались в кассе банка. Знаете, что такое касса и зачем она нужна?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Кассир может выдавать и принимать деньги от людей, может производить размен денег. Например, вы хотите оплатить штраф за то, что когда ехали на автомобиле, не пропустили пешехода. Вам пришла квитанция-штраф. С этой квитанцией вы можете обратиться в кассу, чтобы оплатить штраф, и впредь не забывать пропускать пешеходов на пешеходных переходах. Или, например, вы собираетесь полететь в отпуск в другую страну, где валютой являются доллары, а не рубли. Вы приносите рубли в кассу, и кассир меняет их на доллары. О, посмотрите, а вот и карточка с заданием.
Карточка № 1. Ребята, если вы справитесь с ролью кассиров банка, то станете на 1 шаг ближе к портфелю Тимофея! Ваша задача объединиться в команды, так чтобы каждый из вас побывал по одну из сторон стола: или в роли клиента или – кассира, решайте сами. Ситуация следующая: клиенту дается кошелек с деньгами, клиент должен разменять купюры в кошельке на более мелкие. Кассир должен принять купюры, внимательно их пересчитать, и выдать ту же сумму, которую даст клиент, только более мелкой валютой. Не обязательно менять все деньги в кошельке, сумму для размена вы выбираете сами. Вашему воспитателю поручаем роль контролера.
Воспитатель: Ребята, вам задание понятно?
Дети отвечают, по необходимости воспитатель объясняет еще раз суть задания, после чего дети объединяются в группы и по очереди выполняют задание.
Воспитатель: Как контролер я объявляю, что с первым заданием хулиганов вы справились! Итак, давайте обратимся к карте, куда идее теперь?
Дети смотрят карту и отвечают, что следующая локация в музыкальном (или спортивном) зале. Все проходят в зал, двигаясь по коридору, воспитатель предлагает детям немного размяться перед следующим заданием и вставь вдоль стены по обе стороны, друг против друга на физминутку.
Физминутка «Страны и деньги»
Во всем мире много стран обеими руками нарисовать большой круг в
воздухе
Посчитаем: Казахстан, ладони перед собой с широко расставленными
пальцами
Индия, Япония, Россия и Эстония, загибать пальчики начиная с большого
Китай, Корея, Франция, пальца правой руки
Молдавия, Малайзия
И еще десятки разных, сжимаем и разжимаем кулачки в ритм
Стран больших разнообразных. словам
Назову сейчас я вам щелкаем средними и большими
Деньги этих разных стран: пальцами обеих рук, сжимаем кулачки
Рубль, доллар, франк, юань, разжимаем пальцы с указательного на
Лира, евро, лат, динар. Обеих руках начиная с правой
Теперь сначала все начните, погрозить указательным пальчиком
И за мною повторите!
Воспитатель: Молодцы! Размялись, скажите, а какая валюта в нашей стране?
Дети отвечают.
Воспитатель и дети проходят в зал, где настроен проектор со следующим заданием. Стоит столик, на нем лежит карточка.
Воспитатель: Ребята, мы на месте! А вот и карточка № 2, прочтем.
Карточка № 2. Ребята, вы ищите портфель банкира. Банкир каждый день считает цифры, деньги, прибыль от финансовых операций. Вам знакомо, что такое прибыль? Если нет, то это очень хорошо, значит вы не сможете решить наши задачи и, следовательно, не найдете портфель банкира Тимофея.
Воспитатель: Ребята, что такое прибыль?
Дети размышляют и отвечают, воспитатель выслушивает детей и приводит пример: Представьте, что в нашем городе проходит ярмарка, на ней торговцы предлагают свой товар за деньги горожанам. Ярмарка принесет прибыль торговцам, если товар распродастся по цене, которая выше той, которая была потрачена на изготовление этих товаров. Скажите, если я потрачу на изготовление одного сувенира 3 рубля, а продам его за 5 рублей, будет ли у меня прибыль? Какая?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно! Ну что, решим задачки, которые для нас подготовили?
Дети отвечают.
На экране транслируются арифметические задачи, дети решают задачи, воспитатель по необходимости оказывает помощь.
На экране проектора транслируются Арифметические задачи:
1. Миша – художник, на холст и краски он потратил 6 рублей. Готовую картину от продал за 9 рублей. Получил ли Миша прибыль? Какую?
2. Гончар Петя на глину потратил 3 рубля, а готовую глиняную сахарницу продал за 10 рублей. Получил ли он прибыль? Какую?
3. Кондитер Екатерина на продукты для торта потратила 6 рублей, а торт продала за 5. Получила ли она прибыль? Какую?
4. Сапожник Федор на изготовление сапог потратил 4 рубля, а продал их за 8, какую прибыль он выручил?
5. Маша-швея, на ткань и нитки она потратила 9 рублей и сшила 2 футболки, которые продала по 5 рублей. Получила ли Маша прибыль? Какую?
Воспитатель: Отлично! Вы справились! Давайте друг другу поаплодируем! Молодцы. Итак, время не ждет. Куда же нам идти теперь?
Дети смотрят карту и отвечают, что следующая (последняя) локация – в группе (откуда дети и воспитатель пришли). На полу в группе разбросаны бумажные купюры разного номинала. На столе лежит карточка № 3.
Воспитатель: Ребята, что тут произошло в наше отсутствие? Что за беспорядок. Смотрите, карточка на столе.
Карточка № 3.
Он наши деньги бережет
И эти деньги в долг дает.
Долг этот очень знаменит,
Он называется кредит.
На тот кредит заводы строят,
Дома и, в общем, все такое.
На том банкиры богатеют,
Что денежки считать умеют.
Перед тем, как банкиру начать считать деньги, он складывает купюры одного номинала в одну стопку, а купюры другого – во вторую стопку, купюры третьего – в третью и т. д., и только потом начинает считать деньги. Почувствуйте себя банкирами, вашей задачей будет не пересчет денег, нет-нет. Вам надо за 1 минуту поднять все купюры с пола и разложить их стопками: в первой стопке будут 10-рублевые купюры, во второй – тысячные, в третьей – сторублевые и т. д. Если вы стравитесь с заданием, то окажетесь в одном шаге от портфеля.
Воспитатель: Ребята, минута это не так много, вернее даже мало, всего 60 секунд. Сосредоточьтесь, я предлагаю сначала одному человеку разложить по разной купюре на стол, а потом всем вместе уже поднимать купюры и наполнять стопки деньгами. Ну, может, вы захотите сделать по-своему. Итак, у вас 20 секунд на обсуждение и мы приступаем, я пока приготовлю секундомер.
Дети совещаются на предмет стратегии выполнения задания, воспитатель засекает время, дети выполняют задание.
Воспитатель: Вы отличная команда, мы почти у цели! Интересно, чем же сейчас занимается банкир Тимофей? Может, выдает кому-то кредит… Вы знаете, что такое кредит?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Кредит – это займ, когда банк дает человеку деньги на время, в долг. Но человек за то, что его выручили и дали деньги, должен будет вернуть деньги с процентами, то есть большую сумму, чем взял.
Например, я взяла в кредит 100 рублей, а отдать я банку должна буду 110 рублей. 10 рублей – это проценты. Так банк зарабатывает деньги, а помогают ему в этом, как вы думаете, кто?
Дети отвечают.
Воспитатель: Конечно, банкиры!
В группу заходит младший воспитатель со словами: «Почтальон передал вам письмо».
Воспитатель: Посмотрим, это карточка № 4.
Карточка № 4. В конверте вы найдете три ребуса – три зашифрованных слова, которые надо составить так, чтобы получилась пословица.
Дети самостоятельно объединяются в команды, разгадывают ребусы и собирают из слов пословицу «Копейка рубль бережет».
Воспитатель: Поздравляю! Все задания выполнены! Скажите, а что значит эта пословица? О чем она?
Дети отвечают, размышляя.
Воспитатель: Конечно, о бережном отношении к деньгам. Именно таким образом не только банкиры, но и мы с вами должны относиться к деньгам.
Раздается сигнал звукового оповещения.
Воспитатель: Опять электронное письмо. Ребята, посмотрите! Хулиганы, видимо, сдержали слово и вернули портфель Тимофею!
Младший воспитатель вносит конфеты, вручает детям.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП:
Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось наше приключение?
Дети отвечают.
Воспитатель: Что нового вы узнали? Какими качествами должен обладать банкир? Что было самым интересным сегодня? Что вызвало трудности?
Дети проводят рефлексию.