Герасимова Татьяна
Конспект интегрированного занятия с использованием лупы «В гостях у хозяйки Медной горы. Формирование представления о камнях»
В гостях у хозяйки Медной горы. Формирование представления о камнях
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ромашка»
Верхнеуфалейского городского округа
г. Верхний Уфалей ул. Карла Маркса 21., тел. 3-45-93
Конспект интегрированного занятия старшей группы
На тему «В гостях у хозяйки Медной горы»
МБДОУ №3 «Ромашка»
Воспитатель: Тупоногова Т. В.
2017г.
Публикация «Конспект интегрированного занятия с использованием лупы „В гостях у хозяйки Медной горы, Формирование представления о камнях“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микроскоп, лупа. Занятия с микроскопом и лупой для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Цели: Обогащать знание детей о неживой природе, и о ее роли в жизни человека.
Задачи:
- познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями;
-развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.
- активизировать умение выполнять действия в определенном последовательности;
- закрепить навыки работы с увеличительными приборами;
-стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
- обогащать словарный запас детей;
- развивать память, наблюдательность, логическое мышление;
- совершенствовать творческие способности;
Предварительная работа : чтение сказки П. П Бажова «Хозяйка медной горы». Беседа о камнях, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: пемза, лупа.
Оборудование: лупы, фартуки, трафареты ящериц по кол-ву детей, ИКТ, презентация, магнитофон, мешочек, 2 тазика, вода, коллекция камней, пластилин, стаканы по кол-ву детей, шерстяная нить, соль, ложки для размешивания, камушки для поделок.
Методы и приемы: наглядный, игровой, словесный, практический.
Образовательная область: Познавательная.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемый результат:
- с помощью опытов у детей сформировать представления о камнях.
- Развитие умения действовать самостоятельно;
- расширять и активизировать словарь;
- формировать умение решать поставленные задачи
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении;
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте возьмемся все за руки. Это наш круг доброты. Посмотрите друг на друга улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями. А теперь повторяй те за мной:
Пусть наша добрая улыбка (Руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом (руки прокладываются к сердцу)
Напомнят нам как важно в жизни (руки вперед пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром (Взяться за руки)
Правда это здорово почувствовать тепло рук друзей.
Воспитатель: Ребята, а вы меня узнали? (ответы детей)
Сегодня я хочу пригласить вас в гости и рассказать много интересного.
Ребята, а вы знаете, где живет Хозяйка гор?
Дети: В горах.
Воспитатель: Правильно, в горах. В моих пещерах очень много разных камней это часть неживой природы, посмотрите на волшебный экран, какие бывают камни.
Воспитатель: А, сейчас давай те с вами поиграем, игра очень простая: у меня есть мешочек, в котором я спрятала свои камни. Вам надо по очереди достать любой камень, и рассмотрев его сказать какой он? Но, запомните, камни все разные, поэтому и ответы должны быть разными. (Дети опускают руки в мешок и достают камень, который выбрали и описывают его.)
Воспитатель: Молодцы ребята! А хотите узнать еще больше о камнях? (Ответы детей) Для их полного изучения, я предлагаю вам пройти в лабораторию.
Воспитатель: Для работы в лаборатории, нужно знать некоторые правила. А как вы думаете, какие правила работы надо знать? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на волшебный экран, и давай те закрепим основные правила работы в моей лаборатории.
А еще для работы в лаборатории, нам необходимо надеть специальную одежду.
Воспитатель: Ребята давайте мы представим, что мы научные сотрудники. Нам нужно исследовать свойства камня по схемам и сделать выводы.
Задание 1.
Воспитатель: Как называется этот прибор? (Ответы детей) Для чего нужен этот прибор? (Ответы детей) Посмотрите на свои ладошки, а теперь через лупу? Что произошло с вашей ладошкой (Ответы детей. Увеличилась.)
Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое.
Что вы увидели? (Ответы детей) (кристаллики, трещины, узоры и т. д)
Задание 2.
Воспитатель: Возьмите в одну руку пластилин, а в другую – камушек. Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камнем, а что с пластилином. ( Ответы детей: Камень твердый, а пластилин мягкий.)
Воспитатель: Что мы можем сказать о камне? камень, какой?
Дети рассказывают о результатах эксперимента, делают выводы.
Задание 3.
Воспитатель: Возьмите камень опустите в воду. Он утонул или плавает? Почему утонул? (Ответы детей).
Дети рассказывают о результатах эксперимента.
Воспитатель: А вы знаете, что есть такой камень, который умеет плавать? А как он называется? (Ответы детей).
Воспитатель: Я сейчас познакомлю вас с этим камнем. Камень называется пемза. А давай те проверим действительно ли этот камень умеет плавать? (опускаем камень в воду). Как вы думаете почему пемза плавает? (Ответы детей). Пемза это – кусочек застывшей лавы. В отличии от камней горных пород, пемза имеет пористую структуру, так как лава кипела и бурлила, а потом застыла с парами воздуха внутри. Лава — это раскаленная расплавленная масса горных пород, которая выбрасывается на поверхность Земли при извержении вулкана. А хотите, я вам покажу, как это происходит? (ответы детей) Показ опыта с вулканом.
Воспитатель: Ребята вы знаете, что есть такие камни, которые растворяются в воде (Ответы детей) Один из этих камней мел.
Давай те посмотрим, действительно ли этот камень растворяется в воде.
Задание 4
Воспитатель: Берем кусочек мела и опускаем его в стакан с чистой водой. Берем ложку и начинаем размешивать? Что у нас произошло с мелом? (он растворился).
Воспитатель: А сейчас давайте пройдем в другую комнату моей лаборатории.
Физминутка.
С другом мы гулять пойдем,
Речку-каменку найдем. (шагают на месте)
Речка весело журчит
И по камушкам бежит. (руки вперед движение волна)
Через речку мы пойдем, по мосточку перейдем. (шагают на месте)
Мостик каменный стоит, (пальцы рук соединить перед грудью)
Речка весело журчит. (руки вперед движение волна)
Из камней построен дом, (движение кулочок об кулочок)
Мы с тобой в него войдем. (руки над головой в форме крыши)
Мостик каменный стоит, (пальцы рук соединить перед грудью)
Речка весело журчит (руки вперед движение волна)
Домик прочный из камней, (руки над головой в форме крыши)
Для друзей всегда открыт! (руки в стороны ладонями вверх).
Задание 5
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, камни можно употреблять в пищу? (Дети отвечают). А я вам открою секрет, есть такой камень и это Соль. (Рассматривают соль). Соль бывает каменная и сыпучая, мы с вами привыкли видеть ее в сыпучем состоянии, а этом состоянии соль способна растворить лед. Берем лед, и насыпаем на него соль. Что происходит со льдом? (Ответы детей - он растворяется).
Воспитатель: Уважаемые научные сотрудники пришло время рассказать, то что вы узнали о камнях в моей лаборатории. Посмотрите на мой волшебный экран и еще раз подведем итог работы в лаборатории, Что мы можем сказать о камнях какие они? (твердый, есть камни которые мы употребляем в пищу, есть камни которые могут растворяться в воде, плавать, а есть такой камень который растворяет лед.)
Воспитатель: А сейчас я хочу вас познакомить со своими помощницами. А давай те сделаем приятно моим помощницам и украсим их в наряд. Моими камнями но моя гора не моя гора не может на долго оставаться без присмотра поэтому мы с вами будем работать вот по этим песочным часам, как время закончиться помощницы должны будут вернуться обратно в мои владения.
Спасибо вам ребята за то что вы подари мои потницам наряды, и на память о себе я вам, дарю шкатулку, с моими драгоценными камнями. А еще, я открыла небольшой музей «Камня» и изделий из него и хотела бы, что бы вы сейчас посетили его вместе с воспитателем.