Алена Степанова
Конспект интегрированного занятия «Мои любимые сказки»
▼ Скачать
Конспект интегрированного занятия
«Мои любимые сказки»
(из цикла занятий «Союз музыки, живописи, поэзии»).
Цель: развивать умение высказываться об эмоционально – образном содержании музыки.
Задачи:
• учить слышать и различать характер музыкального произведения; средства музыкальной выразительности, создающие образ.
• учить детей самостоятельно проявлять творчество в живописи.
Музыкальный ряд:
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Мои любимые сказки“» размещена в разделах
• А. И. Хачатурян «Вечерняя сказка»
• П. И. Чайковский «Баба Яга» (из цикла пьес «Детского альбома»).
• В. Я. Шаинский - песня «Сказки»
Литературный ряд:
• К. Ибряев «Сказки» («Будем с музыкой дружить»)
• «Черный бархат ночи»
• Русский народный фольклор «Сказка, сказка, прибаутка»
Зрительный ряд:
Иллюстрации к сказкам :
• Худ. Филатов «Маша и медведь», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
• Худ. Соколов «Три медведя»
• Худ. Воробьев «Курочка Ряба», «Колобок»
Ход занятия.
Звучит русская народная музыка. Дети входят в библиотеку, рассматривают иллюстрации к сказкам.
Муз. рук: Рассматривая репродукцию картин, ребята, вы, конечно, уже догадались, что сегодня наше занятие посвящено сказкам.
Сказка – сказка, прибаутка!
Рассказать ее не шутка!
Чтобы сказка от начала,
Словно реченька звучала,
Чтоб в середке весь народ
От нее разинул рот,
Чтоб никто – ни стар, ни мал-
Под конец не задремал.
- Ребята, кто из вас любит сказки? (ответы детей)
Муз. рук: И я люблю сказки. Сказки любят все – и взрослые, и дети. Писатели сочиняют сказки для людей, поэты посвящают сказкам стихи, художники рисуют героев сказок на своих полотнах, а музыканты пишут музыку к сказкам (дети сели).
Все дети любят слушать сказки, особенно перед сном. Сейчас мы вновь послушаем музыку Арама Ильича Хачатуряна «Вечерняя сказка».
Черный бархат ночи
Звездами украшен.
Месяц в небе замер
Неизменным стражем.
Сладкой тишиною
Все вокруг объято,
Сказки будут сниться
Вам всю ночь, ребята.
-Вы знаете много сказок и любите их. Эту сказку расскажет вам музыка. Послушайте и определите настроение музыки (ответы детей).
Муз. рук. :Музыка спокойная, добрая, немного грустная, а в средней части – сердитая. В сказках всегда добро встречается со злом. Вот и в этом музыкальном произведении происходит эта встреча. Как вы думаете, дети, что победило в этой сказке – добро или зло? Как вы догадались? ( Три части музыки: 1- добро, 2 – зло, 3 – добро).
- Кого из сказочных героев в сказках вы любите больше всех? (ответы детей).
- Мне тоже в русских сказках нравится Баба Яга. В одних сказках она злая и коварная, но встречается Баба Яга и добрая, и лукавая, хитрая и смешливая…
- Сейчас вы послушаете музыку П. И. Чайковского из «Детского альбома», которая так и называется «Баба Яга».
Звенят колокольцами песни – сказки
Таинственные мелодии.
Какие созвучия, какие краски-
Совсем небывалые.
Вроде бы, травой они шуршат под ногою,
Звездой они в озерах качаются.
То, вдруг, обернутся Бабой Ягой.
П. И. Чайковский «Баба Яга».
Муз. рук: Кто из вас может рассказать о настроении музыкального произведения?
- Музыка звучит остро, таинственно, настороженно. Создается впечатление, что Баба Яга что-то ищет, но постепенно колючая, отрывистая музыка звучит все тише, тише, будто Баба Яга убежала далеко, далеко.
- Сказки – это мир фантазий человека. Сказки могут приносить людям радость и смех, хорошее настроение. Когда я была маленькой, я с удовольствием слушала сказку «Колобок». Эту сказку знают все дети и взрослые.
- Кто из вас может назвать героев этой сказки? (ответы детей).
- Сейчас мы инсценируем зту сказку (раздать шапочки выбранным артистам).
Раз, два, три – сказка оживи!
Инсценировка сказки «Колобок»
Воспитатель: Путешествия по сказкам помогают совершать не только поэзия и музыка, но и живопись. В детстве, когда вы не умели читать, вы рассматривали иллюстрации к сказкам и пытались их понять, вглядываясь в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять их характеры – добрые они или злые, хитрые или простодушные. Смешные или печальные, глупые или умные. Иллюстрации помогали открывать волшебный мир сказок, пройти через все приключения, стать одним из ее героев. И сегодня на занятии мы с вами будем рисовать героев своих любимых сказок : «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».
- Звуки музыки и волшебные краски должны дружить между собой. Под звуки русской народной музыки вы в своих картинах должны передать характер музыки, а значит, и рисовать вы будете яркими красками: красной, желтой, синей, зеленой.
В конце занятия дети рассматривают все рисунки, узнают из каких сказок герои или сюжеты. Отмечают, как изобразили дети героев сказок.
Исполняют песню В. Шаинского «Сказки»