Елена Орешонкова
Конспект интегрированного занятия «Маме в день 8 марта»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе " Маме в день 8 марта"
(Интеграция ОО «Музыка», «Художественно творчество», «Чтение художественной литературы»)
Цель: воспитывать нравственные качества (любовь, бережное, заботливое отношение к маме) через интеграцию различных видов искусств – поэзию, музыку, живопись.
Программные задачи:
1. Слушать и узнавать инструментальную музыку; называть композитора; подбирать музыкальные инструменты, соответствующие эмоционально-образному содержанию пьесы; определять характер музыки.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Маме в день 8 марта“» размещена в разделах
- Женский день. Конспекты занятий к 8 марта
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Международный женский день. 8 марта
- Темочки
2. Развивать певческие навыки тембрового слуха, интонации. Развивать выразительность речи, используя прилагательные, синонимы.
3. Воспитывать нравственные качества – любви к маме, желание заботиться о ней, доставлять радость. Воспитывать интерес к восприятию произведений изобразительного искусства.
Словарная работа:
Обогащение словаря – инструментальная музыка, пьеса, фортепиано, музыкальная палитра, картинная галерея, художественный образ.
Активизация словаря – поэт, композитор, художник, портрет, палитра красок, светлые тона цвета, оттенки.
Материалы, оборудование:
• мультимедийное оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация;
• музыкальные инструменты (треугольники, колокольчики, металлофоны, барабан, деревянные ложки, бубен) ;
• музыкальные произведения: пьеса «Мама» П. И. Чайковского, песни: «Мама» муз. А. Варламова, «Песенка-чудесенка» муз. Протасова, «Мама-первое слово» муз.
• поделки детей.
Ход НОД:
Дети рассаживаются по местам.
Звучит песня «Мама- ты на свете лучше всех» муз. В. Плешак (Слайд №1-2)
Ведущий.
Весна шагает по дворам
В лучах тепла и света,
Сегодня праздник наших мам
И нам приятно это.
Наш детский сад поздравить рад
Всех мам на всей планете,
«Спасибо» -мамам говорят
И взрослые и дети.
Дети читают стихи о маме
МАМЕ
В горшочек посажу росток,
Поставлю на окне.
Скорей, росток, раскрой цветок –
Он очень нужен мне.
Промчатся ветры за окном
Со снежною зимой,
Но будет выше с каждым днем
Расти цветочек мой.
Когда же по календарю
Весны настанет срок,
Восьмого марта подарю
Я маме свой цветок.
В. Шуграева
ПРИЗНАНИЕ
Люблю свой дом, свою речушку,
Люблю в ней каждую ракушку,
И каждый камушек на дне,
И мостик-радугу над ней!
Люблю свой лес в зеленой сайке,
Ромашки в поле на лужайке,
Люблю я солнце, добрый ветер,
А маму - больше всех на свете!
Дети исполняют песню «Мама», музыка А. Варламова.
Воспитатель.
Мама- самое прекраснейшее, самое доброе существо на свете, у которого мы всегда в неоплаченном долгу. (Слайд № 3)
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого особая судьба. (Р. Гамзатов)
Слова «мама», «мать» – одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучит на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят своих матерей. Все лучшее, что в человеке, достается ему от матери. Любовь к Родине, так же начинается с любви к матери. Словом «мать» называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям.
8 марта -международный женский день. В этот день люди в разных странах мира поздравляют всех женщин с их замечательным праздником. И мы с вами собрались здесь сегодня для того, чтобы присоединиться к общим поздравлениям. Давайте подумаем, что же мы сможем подарить нашим мамам и бабушкам?
Дети: Прочитать стихи, спеть песню, подарить танец, рисунок и т. д.
Воспитатель.
Музыкальный руководитель: Во все времена поэты, композиторы, художники, скульпторы прославляют женщин в своих произведениях.
Ребята, скажите, как называется человек, который сочиняет стихи?
Дети: Поэт.
Музыкальный руководитель.
Вы тоже учили стихи о маме и бабушке. Давайте их почитаем.
Дети читают стихи
Я РИСУЮ ВЕЧЕР
Я рисую вечер - темные дома,
В окнах зажигаю огоньки сама.
Загорелся красный, желтый, голубой.
Я рисую дождик, лужи под сосной.
Мне совсем не трудно вечер рисовать.
Только очень грустно - маму долго ждать.
Автор: Л. Герасимова
САМОЕ ДОРОГОЕ МАМА.
Слов дороже нет на свете!
По какой бы ты ни шел тропе,
Мамина любовь над нею светит,
Чтобы в трудный час помочь тебе.
МАМА.
Озаряет сердцем нежным дни,
Дороги и дела твои.
Оправдай же мамины надежды –
Повседневно лишь добро твори!
Автор: A. Костещий
МОЯ МАМА
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
Автор: B. Руссо
Я пригласить хочу на танец вас и только вас,
И не случайно этот танец вальс.
Вихрем закружит вальс нас с мамой,
И по паркету скользим мы парой,
Лучшей партнерши, чем мама, я не встречал.
Вальс - король танцев - ты это нам доказал.
ДАЙ, БАБУСЯ, ПОЦЕЛУЮ
Дай, бабуся, поцелую,
В волосах твоих сединки,
Подышу на них, подую,
Как зимою на снежинки.
И быть может, понемножку
От тепла они растают,
Как цветы, что на окошке
Зимней ночью вырастают.
Автор: А. Костещий
НАША БАБУШКА
Бабушка наша очень добра.
Бабушка наша стала стара.
Если на лбу появляется шишка,
Пуговки нет, изорвется пальтишко
Или другая какая беда, -
Бабушка нам помогает всегда.
Бабушка теплые варежки свяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет,
Слушать ее мы готовы часами!
Что позабудет - подскажем ей сами.
Автор: Е. Трутнева
Дети исполняют песню «Песенка-чудесенка» муз. Протасова
Музыкальный руководитель.
Дети, расскажите, какое у вас бывает настроение в минуты общения с мамой?
Дети. Радостное, весёлое, прекрасное, душевное, спокойное и т. д.
Музыкальный руководитель.
А когда мамы нет дома, что вы испытываете?
Дети. Печаль, тоску, скуку, грусть, неуютно.
Музыкальный руководитель.
Грустно было и маленькому Пете, когда его мама уехала из дома на несколько дней. Петя очень любил свою маму, скучал по ней. В печали Петя сел к роялю, долго что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах. Наконец сочинил музыку. Пьеса получилась немного грустной, но ведь и вправду грустно, когда мама уезжает. Прошли годы, маленький Петя вырос и стал композитором, которого узнали и полюбили все люди на земле за его прекрасную музыку.
На экране появляется портрет Чайковского (слайд № 4)
Музыкальный руководитель.
А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь?
Дети. Это композитор Пётр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель.
Музыка, которую мы услышим сегодня, написана П. И. Чайковским специально для «Детского альбома» и тоже посвящена самому близкому и дорогому для каждого из нас человеку. «Мама» – так и называется эта пьеса. (слайд № 4- продолжение)
Звучит пьеса «Мама» из детского альбома
Музыкальный руководитель.
Какой характер у музыки?
Дети. Музыка нежная, спокойная, задумчивая.
Музыкальный руководитель.
Да, она звучит плавно, спокойно, нежно, ласково, задумчиво. Ребята, какие чувства выразил композитор в своём произведении к маме? Как он относился к своей маме? Дети. Пётр Ильич Чайковский любил свою маму, не огорчал её, относился к ней с нежностью, любовь.
Музыкальный руководитель.
Музыка Чайковского без слов, как называется такая музыка?
Дети. Инструментальная.
Музыкальный руководитель.
Какой инструмент исполняет пьесу?
Дети: Фортепиано.
Музыкальный руководитель.
Ребята, здесь на столе есть различные музыкальные инструменты, подойдите к ним и выберете тот, который подходит к пьесе «Мама».
Дети подходят к столу и выбирают музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель. Какие музыкальные инструменты вы подобрали к пьесе «Мама»? (слайд № 5)
Дети. Колокольчики, треугольники, металлофоны.
Музыкальный руководитель.
А почему вы не взяли барабан, бубен, ложки?
Дети. Потому, что эти музыкальные инструменты не подходят из-за своего громкого, глухого звука.
Музыкальный руководитель. Сейчас мы станем музыкантами, и исполним пьесу «Мама» на музыкальных инструментах.
Дети играют на музыкальных инструментах, сопровождая пьесу «Мама» в аудиозаписи.
Воспитатель. Ребята, мамам посвящали свои произведения не только поэты и музыканты, но и художники во все времена. Как называются картины, на которых изображен человек?
Дети: Портрет.
Музыкальный руководитель: И я приглашаю вас в картинную галерею. Здесь мы с вами увидим, как же художники разных стран и в разные времена изображали образ матери. Один из первых – это образ мадонны с младенцем. (Слайды № 6-7)
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках
От любой напасти заклиная
Ей-то уж добра не занимать
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать
Свет любви издревле ей завещан,
И с тех пор живет она в веках,
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках
Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках! (Сергей Островой)
Воспитатель. Посмотрите внимательно на картины. Они все разные, но их что-то объединяет? Что их объединяет? Какие чувства объединяют эти лица?
Дети: Доброта, нежность, любовь, ласка, радость, счастье.
Воспитатель. Любовь, счастье, доброта – вечны. Люди испытывают эти чувства и их изображают на своих картинах. Эти чувства проходят через века, они всем понятны, на каком бы языке ни говорили люди. Всмотритесь в их лица. Какие они? Почему хочется на них смотреть? Чем прекрасны эти лица? Дети. Добрая улыбка, ласковый нежный, любящий взгляд.
Воспитатель. Как художник изобразил мать и дитя?
Дети: Мама держит ребёнка на руках, нежно прикасаясь к нему, мама и дитя находятся близко друг к другу.
Музыкальный руководитель. Всё прекрасное на земле связано с именем женщины, матери. Она рождает новую жизнь. Кто согреет теплым словом, нежно погладит, ласково посмотрит, расскажет добрую сказку, споёт колыбельную песню?
Дети: Мама, мамочка.
Воспитатель. Но, как известно, дети не всегда бывают послушными, и часто огорчают своих мам. Давайте посмотрим сценку про непослушную дочку.
Дети показывают сценку «Мама и дочка». Роли исполняют девочки.
Воспитатель.
Рано утром на работу
Мама собиралась.
И нотация для дочки
Вот как начиналась.
Мама.
Оля, доченька, ты встала?
Молодец, а я не знала.
Так пойди теперь умойся,
Почисть зубки, причешись,
После завтракать садись.
Бутерброды на столе,
Чай с омлетом на плите,
Яблоко возьми в буфете.
Жуй спокойно, не спеша.
Котик, все ты поняла?
Дочка.
Да, да! Я же не глупа!
Ну, мамуленька, пока,
Мне уж завтракать пора!
Мама.
Подожди, еще не все.
Что ж забыла я еще? (Задумалась.)
Да! Смотри же не шали!
К телевизору и телефону
Ни за что не подходи!
Лучше в кухне подмети,
Да пыль с мебели сотри.
Азбуку как почитаешь,
Можешь в куклы поиграть,
Ну а после ложись спать.
Повтори, все поняла?
Дочка.
Ну, конечно, мама, да!
Будет умничкой дочурка,
Беспокойства тебе нет:
Съем и завтрак и обед,
Я - послушное дитя,
Знаешь, мамочка, сама.
Все, счастливо и пока!
Ведущая.
Только мама за порог,
Дочь забыла про зарок.
К зеркалу вмиг подбежала,
Косметику достала,
Шляпу мамину надела –
Тотчас дочка повзрослела.
Вот подкрасилась слегка.
(Дочка крутится перед зеркалом, любуется собой.)
Дочка. Позвоню-ка я пока. (Подходит к телефону, берет трубку, набирает номер.)
Катя, Миша, приходите,
Юльку с Димкой позовите,
Скучно дома мне одной.
Можно взять друзей с собой.
У меня есть центр музыкальный,
Организуем вечер танцевальный.
Музыка на дисках приличная –
Дискотека будет отличная.
Танцы будут до упада –
Это все, что сегодня нам надо!
Воспитатель. Вот как иногда бывает. Но я думаю, что впредь вы будете послушными, и никогда не будете делать того, что недозвлено.
Музыкальный руководитель: Пусть ваша мамочка будет самой счастливой женщиной на свете и всегда гордится вами. Давайте в честь праздника подарим нашим мамам веселые Частушки.
Дети исполняют веселые частушки.
Воспитатель. Вы ещё не можете купить и подарить мамам дорогих подарков. Зато можете изготовить их самостоятельно. И сейчас мы попробуем это сделать, а помогать нам будет добрая, ласковая и нежная музыка. (Слайд №8)
Дети выполняют мамам поделки для мам.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы изготовили красивые открытки своими руками, которые вы подарите мамам на праздник! (слайд № 9.)
Сегодня вы читали стихи, пели песни, готовили подарки для своих мам. Но наше занятие подошло к концу, а впереди нас ждут праздничные дни. Не забудьте еще поздравить своих мам и бабушек и пожелать им здоровья, счастья, и никогда не огорчайте их!
(Слайд №10)
Список использованной литературы
1. Доронова Т. Н. «Дошкольникам об искусстве», учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста – М. : «Просвещение», 2000г.
2. Журнал «Колокольчик» - 2004г., № 32
3. Музыкальный руководитель – 2004г., № 1. Педагогический опыт «Маленькая страна: детский сад и семья» - 2010г. Выпуск 12.
4. Музыкальный руководитель – 2008г., № 1.
5. Педагогический опыт «Маленькая страна: детский сад и семья» - 2010г. Выпуск 12