Александра Крючкова
Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Народные промыслы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Народные промыслы России
Цель занятия: продолжить формировать у детей старшей группы знания о народных промыслах.
Задачи:
1. Образовательные:
продолжить формировать у детей знания о городецкой, хохломской, дымковской росписи;
продолжить формировать у дошкольников умения аккуратно работать с ножницами и клеем;
продолжать формировать у воспитанников умение выполнять действия по устной инструкции педагога;
2. Развивающие:
способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности детей;
Публикация «Конспект интегрированного занятия для старшей группы „Народные промыслы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
создать условия для развития у воспитанников наблюдательности и внимательности;
способствовать развитию у детей интереса к народному искусству.
3. Воспитательные:
продолжать воспитывать у детей навыки коллективной работы;
продолжать воспитывать у дошкольников эстетическое восприятие произведений искусства.
Материалы и оборудование: аудиопроигрователь (магнитофон) с записью звуков ярмарки, плакат с изображением ярмарки, матрешки, дымковская игрушка, деревянные ложки (либо распечатанные и вырезанные изображения).
Раздаточный материал: белая и цветная бумага, ножницы, клей, простой и цветные карандаши, круги из цветной бумаги разного размера, заготовка для поделки из желтой бумаги.
Ход занятия:
1 этап:
Воспитатель: Ребята, слышите, что это за звуки? Какое-то веселье, это же ярмарка! Вы знаете, что такое ярмарка? А давайте ка мы с вами туда заглянем, согласны?
Дети стоят в кругу вместе с воспитателем.
Воспитатель включает звуки ярмарки (аудио).Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Тогда, чтоб туда попасть, нам с вами нужно выполнить задание, беремся все за руки и идем по кругу друг за другом:
Еле-еле, еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом,
все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите,
карусель остановите.
Дети берутся за руки, идут по кругу друг за другом, постепенно ускоряясь, затем останавливаются.
2 этап:
Воспитатель: Посмотрите, друзья, мы на торговой площади, как тут много всего! Это называется ярмарка ремесел. Ярмарку всегда очень ждали, на площади собиралось много людей. Мастера везли туда самые лучшие изделия, сделанные своими руками и продавали их.
Каждый стремился продать как можно больше товаров и зазывал покупателей, чем громче и интереснее, тем больше людей к нему подойдут. Для этого, они используют разные заклички и приговорки, например:
Мы ребята озорные
Мы ребята удалые!
Всех на Ярмарку зовем
Мы игрушки продаем!
А ну, честной народ
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей
Ребята, не зевайте
Кто что хочет, покупайте!
Воспитатель обращает внимание детей на плакат на доске с изображением ярмарки.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько здесь товаров! Сейчас я буду загадывать вам загадки про каждый из них, а вы слушайте внимательно:
Вот тут бабушка-игрушка,
Хоть она и не старушка.
Просто у нее внутри
Есть еще похожих три.
Каждую мы открываем
И другую вынимаем! (Матрешка)
Правильно, это народная игрушка — матрешка, выглядит она как расписная деревянная кукла, а вернее, целый набор кукол, как правило, в таком наборе присутствует не менее трёх матрёшек.
Традиционный вариант русской матрёшки выглядит как женщина, наряженная в сарафан и платок. Вообще, расписана игрушка могла быть по-разному – например, хохломской, городецкой или дымковской росписью. Всё зависело от предпочтений её создателя.
Чаще всего мы видим матрешку, расписанную Семёновскими мастерами. Как правило, такая игрушка выглядит яркой, волосы у неё черные, а на голове находится платок. Руки её обычно не прокрашиваются, а фартучек покрывают ромашками, крупными розами или голубыми незабудками, причём у цветов в обязательном порядке присутствуют листики насыщенного зелёного оттенка. Нижняя часть такой игрушки обычно красится в жёлтый.
Существует и тверская матрёшка – самая красивая, по мнению многих. Её, как правило, раскрашивают золотыми красками, имитируя тем самым хохломскую роспись. Наряд у такой куклы выглядит богато: платье праздничное, на её шее висят бусы, а сверху можно увидеть золочёный головной убор. Платок у такой матрёшки обычно выкрашен в красный цвет, а на переднике можно увидеть большие розовые цветки с зелёными листочками, которые располагаются на чёрном фоне.
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором расставлены матрешки, дымковская игрушка, деревянные ложки (либо распечатанные и вырезанные изображения).
Дети отгадывают загадки и показывают на ту игрушку, которую отгадали, воспитатель рассказывает про каждую из них.
Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и лошадки смешные,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки.
Ну, отгадайте, кто я?
(Дымковская игрушка)
Дымковская игрушка — это фигурка высотой 15–25 см, разукрашенная по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, гороха, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Она изготавливается из красной глины с добавлением песка, затем ее сушат и покрывают краской. Обратите внимание на то, как ярко она раскрашена, а также на то, что они могут быть в форме барыни, индюка или барашка. А еще какой может быть дымковская игрушка? Посмотрите на нашем «прилавке» (в форме лошадки).
Воспитатель: Молодцы, друзья, здорово у вас получается! Слушайте следующую загадку:
Деревянные подружки звонко бьются друг о дружку,
Расписные, как матрешки. Угадали? Это… (ложки).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какими узорами украшены наши ложки? Где он расположен? Посмотрите, в центре ложки расположена ветка с ягодами, листьями, завитками и травинками, это хохломская роспись. Для составления узора хохломской росписи мастера используют красный, черный, зеленый цвета. Главное правило в данном узоре — это то, что элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно.
Воспитатель: Вот мы с вами и посмотрели на товары, которые мастера привезли на ярмарку. Дети, а вы сами хотели бы побывать в роли мастеров и создать свое изделие? Тогда приглашаю вас к своим местам, но прежде, чем начать наше занятие, давайте немного разомнемся:
Едет Миша в новой шапке да на дымковской лошадке. У нее бока крутые, рога золотые, копыта с оборками. (топают ногами)
Барашек — свисток, левый бок — завиток,
Правый бок — завиток, на груди — цветок. (наклоны в стороны, руки на поясе)
Голосисты эти птицы и нарядны словно ситцы! (Махи руками) Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью. Фью-ти, фью-ти, гнезда вью (хлопки в ладоши)
Восемь кукол деревянных в разноцветных сарафанах на столе у нас живут, всех матрешками зовут!
3 этап:
Воспитатель: Предлагаю вам присесть за парты. Сегодня мы с вами будем изготавливать дымковскую игрушку, но игрушка наша будет не простая.
Посмотрите, на столе у вас есть белые листы бумаги, берем их и обводим на листе с помощью простого карандаша свою ладошку, кому нужна помощь, поднимайте руку. Кто обвел свою ладошку, берет ножницы и вырезает ее.
Все сделали заготовку? Как думаете, какая игрушка у нас будет? Верно, это дымковская игрушка — петушок. Но для того, чтоб он был похож на себя, нам нужно получившуюся ладошку приклеить к основе из желтой бумаги (лежит у каждого на парте).
Воспитатель: Давайте вспомним, какие узоры мы с вами видели на дымковской игрушке? Верно, в основном, разного цвета и размера круги и линии. У вас на партах есть коробочки с вырезанными кругами, предлагаю вам выбрать понравившиеся и наклеить их на наши заготовки, чтоб получился узор.
Ребята, обратите внимание, что кроме кругов на игрушке присутствуют и линии, предлагаю вам взять цветные карандаши и дополнить нашу поделку.
Воспитатель: Друзья, посмотрите, что не хватает нашему петушку? Давайте возьмем красную бумагу и сделаем из нее гребешок и клювик. Вот наша дымковская игрушка и готова. Давайте прикрепим их к доске (подходите по очереди) и посмотрим, какая чудесная ярмарка у нас с вами получилась! Молодцы, друзья, отличные игрушки украсили сегодня нашу группу! Не забудьте привести в порядок свои рабочие места.
4 этап:(рефлексия)
Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня делали, что нового узнали? С какими видами народных промыслов ознакомились?
Если вам очень понравилось наше занятие, громко похлопайте в ладоши,
Если понравилось не очень — хлопайте тише,
А если не понравилось — положите руки на парту и не хлопайте.