Ирина Воробьёва
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «На геолога учись!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
к интегрированному занятию (НОД) по познавательному развитию
Тема: «На геолога учись! Открой Земли секреты!»
Цель применения ИКТ в НОД: Привлечение внимания, вызов интереса, поддержание мотивационной линии на протяжении всего занятия, активизация познавательной деятельности детей. Повышение эффективности образовательного процесса.
Темочки:
Цель НОД: Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.
Задачи приоритетной образовательной области.
Познавательное развитие:
• Расширять знания детей о профессии геолога.
• Формировать представление о камнях, как части неживой природы, об их роли в жизни человека.
• Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
• Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
• Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию.
• Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Задачи в интеграции образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие:
Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность, дружеские взаимоотношения.
Развивать умение общаться.
Формировать основы безопасного поведения в горах, вырабатывать первоначальные
навыки экологически грамотного поведения в природе.
Речевое развитие:
Продолжать учить владеть речью как средством общения.
Развивать речевую активность, диалогическую речь, зрительное восприятие и внимание, творческое воображение.
Продолжать обогащать словарь детей новыми словами : ископаемые, вершина, склон, подножие, геология, геолог.
Физическое развитие:
Приобщить детей к разнообразию двигательной деятельности детей.
Развивать внимание и быстроту реакции.
Художественно – эстетическое развитие:
Развивать умение видеть красоту гор и окружающей природы.
Развивать интерес к конструктивно – моделируемой деятельности.
Планируемый результат НОД:
У детей формируются знания о профессии геолога, как о трудной, интересной, полезной и романтической профессии по изучению гор и недр Земли;
У детей формируется представление о том, как добывают камни и как их используют;
У детей формируются представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека;
Дети проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Дети владеют устной речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;
Дети могут следовать правилам в разных видах деятельности;
Дети владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УДД:
Познавательные:
умение применять правила и пользоваться инструкциями
умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности
умение устанавливать причинно-следственные связи.
умение пользоваться простейшими инструментами.
Коммуникативные:
• Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
• Умение обращаться за помощью к взрослому;
• Участвовать в совместной деятельности.
Регулятивные:
• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
• умение работать по инструкции взрослого;
• умение контролировать свою деятельность по результату;
Личностные:
• Умение прийти на помощь другу, герою рассказа.
Используемое оборудование для педагога: мультимедийная установка, презентация «Красота гор», презентация «Профессия геолог», видео заставка «Добрый день», видео гимнастика для глаз.
Используемое оборудование для детей : шкатулка, кроссворд, карточки для игры «Горы – это хорошо, горы – это плохо», карточки «Правила поведения в горах», мяч, материал для дидактической игры «Собери рюкзак», карта – схема, пособия для экспериментальной деятельности, крупный строительный материал.
Этап 1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (4 мин.)
Цель: объединить детей для работы на занятии, создать комфортную обстановку, вызвать у детей интерес и желание участвовать в дальнейшей деятельности, подготовить детей к ней.
Ритуал приветствия.
На мультимедийном экране видеоролик «Добрый день».
Воспитатель собирает детей в круг, произносит слова приветствия:
«Придумано кем – то просто и мудро.
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам».
(Дети встают в круг и берутся за руки)
Мотивация:
В зал вбегает Незнайка и плачет.
Дети спрашивают:
- Что случилось? Почему ты плачешь?
Незнайка: Малышки из моего Цветочного городка вместе собрались в поход за
«ис-п-па-емые», ой нет «ис-с-каемые».
Дети поправляют Незнайку:
- Ископаемыми.
Незнайка: А что это такое и где их надо искать не сказали.
И меня не берут с собой, сказали, что я ничего не знаю. Они дали мне вот этот кроссворд и шкатулку. Сказали, если я отгадаю его, то многое узнаю, и шкатулка раскроет свою тайну.
Я слышал, что вы юные исследователи, много занимаетесь и знаете о природе. Помогите мне выяснить, куда же ушли мои друзья, и за какими «иска-емыми».
Незнайка: А что же это такое?
Этап 2. Основная часть (30 мин.)
Цель: Расширять знания детей о профессии геолога.
Формировать представление о камнях, как части неживой природы, об их роли в жизни человека.
Воспитывать интерес к наблюдениям, желание делать несложные опыты.
Учить самостоятельно, делать выводы, строить умозаключения. Развивать связную речь, обогащать словарь детей.
Воспитатель: Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям. Ребята, а какую же пользу приносят камни людям?
Предполагаемые ответы детей.
Игровое упражнение с мячом “Польза – вред”
Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления и воображения детей.
(дети встают в круг)
Воспитатель: Дети, давайте вместе с вами подумаем, какую пользу приносят человеку камни?
Предполагаемые ответы детей : строят дороги, здания, мосты и др.
- Какой вред принести могут камни?
Предполагаемые ответы детей : навредить человеку, поранить его, перегородить проезжую часть и др.
- А почему «ископаемые»?
Дети рассуждают, высказывают свои предположения.
- Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей. Людям приходится приложить немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны.
Воспитатель: Ребята, скажите, где ещё можно найти много различных камней?
Предполагаемый ответ детей : в горах.
- А какие бывают горы?
Дети рассуждают, опираясь на ранее полученные знания: большие и маленькие, со снежными вершинами, водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни.
- А что есть у всех гор?
Предполагаемые ответы детей : вершина, склон, подножье.
Воспитатель продолжает:
- Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью, и в тоже время они притягивали человека.
Воспитатель: Многие поэты слагали стихи.
Послушайте стихотворение Юрия Визбора.
Красивы горы, что и говорить,
Осеннею порою в ярких платьях.
Кто видел их — навеки не забыть,
Таинственность, влекущую в объятия.
Там снег-художник, лёгкий штрих, внося,
К багряности дарует головной убор.
И ветер хулиганит, паутинки, вдаль, неся,
И у подножия лежит из чабреца ковер.
Или туманом, словно шапкой-невидимкой,
Укроет лица от пытливых взоров.
Но солнце, щекоча лучом-улыбкой,
Заставит шутника — явить красот просторы.
Дети слушают стихотворение, заинтересованно просматривая
видео презентацию «Красота и тайны гор».
Игра «Горы это хорошо, горы это плохо» (с разноцветными карточками)
Цель: уточнение знаний детей, что может быть хорошо, а что плохо в горах; развитие познавательного интереса.
Воспитатель: - А кто знает, как называют людей, которые ходят в горы, ищут и изучают камни?
Ответ детей : Геологи.
На мультимедийной доске видео презентация «Профессия – геолог».
Дети внимательно и заинтересованно слушают рассказ воспитателя.
Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!
Воспитатель: Ну, а куда отправились твои друзья, Незнайка, мы узнаем, разгадав кроссворд.
Незнайка: Хорошо.
На доске появляется кроссворд:
г е о л о г и я
г е о л о г
р е к а
к а м е н ь
1. Течёт, течёт – не вытечет; бежит,
бежит – не выбежит?
2. С виду неприглядный я,
На земле лежу пластами,
Молотком отбей меня
Потому что я – очень нужный…
3. Какую науку о полезных ископаемых называют, «слово о земле»?
4. Людей, какой профессии называют исследователями недр? Дети слушают загадки, вопросы и дают предполагаемые ответы, записывая в клеточки по горизонтали.
Дети слушают загадки, вопросы и дают предполагаемые ответы, записывая в клеточки по горизонтали.
Ответы: река, камень, геология, геолог.
Воспитатель: Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры -
Знаешь ты, что это … (горы)
Дети читают слово по вертикали: гора.
Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Хорошо. Но раз мы решили отправиться в горы, то должны соблюдать правила безопасности.
- Давайте вспомним, как нужно вести себя в горах?
Дидактическое упражнение «Правила поведения в горах».
Цель: вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
(на столе лежат карточки)
1. Не шуметь, (почему?
2. Если разожгли костер, то его нужно потушить (почему?
3. Не мусорить (почему?
4. Внимательно смотреть вперед и по сторонам, (почему?
Дети выбирают необходимую карточку и объясняют. Предполагаемые ответы детей :
1. Потому что может случиться обвал и засыплет камнями.
2. Чтобы не произошел пожар.
3. Потому что надо беречь окружающую нас природу.
4. Чтобы вовремя заметить, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке.
Воспитатель: Молодцы, вы все знаете и готовы к походу.
- Ребята, скажите, а что нам надо взять с собой, чтобы отправиться в путь?
Дети: Надо собрать рюкзак.
Дидактическая игра «Собери рюкзак»
Цель: умение классифицировать предметы по их необходимости.
Воспитатель предлагает детям выбрать и положить необходимые предметы для экспедиции.
Материал: рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка.
Воспитатель предлагает детям надеть компасы на руку.
Дети надевают компасы на руки.
Дидактическое упражнение «Волшебная карта»
Цель: формирование навыка работы с географической картой, развивать любознательность и наблюдательность.
Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? А куда же нам идти? О чем мы забыли? Что нам подскажет карта? Ответы детей : Карта, направление нашего маршрута.
(Воспитатель достает из рюкзака карту).
Воспитатель: У меня есть вот такая карта, которая нам покажет направление пути. Давайте ее посмотрим.
Дети читают план-схему, определяющую направление маршрута.
Воспитатель: Молодцы. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашей экспедиции и можем отправиться в путь. Будьте внимательны, на нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.
Подвижная игра «В путь - дорогу»
Цель: профилактика утомляемости детей.
(Движение по плану-схеме под фонограмму «Марш геологов» из мультфильма «В гостях у гномов»)
Дети выполняют движения под музыку.
1. Перешагнуть через упавшее дерево.
2. На пути пригорок – подняться и спуститься с него.
3. Проползти через пещеру (арка).
4. Перейти горную реку по камням.
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе. Дорога была сложная, теперь давайте немного отдохнем и посмотрим вокруг на окружающую нас красоту гор.
Зрительная гимнастика «Горы»
Цель: профилактика зрения.
Дети сидят на ковре у «горы», смотрят на экран и делают гимнастику для глаз.
Воспитатель: А теперь, юные геологи, начнем добывать камни.
Игра – разминка «Наши руки»
(Дети выполняют движения соответственно тексту)
Вот помощники мои (руки вперед)
Их как хочешь, поверни.
Покрутили, повертели
И работать захотели.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
(Возле «горы» рассыпаны камни.)
Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли.
Они разные или одинаковые? (Ответы детей).
Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.
Дети садятся на ковер, возле горы.
Исследовательская деятельность.
Цель: переключение детей на другой вид деятельности. Формировать умение классифицировать камни по разным признакам, выявлять их свойства и особенности.
ОПЫТ №1. Цвет.
Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета?
Какой вывод можно сделать?
Вывод: камни разного цвета.
ОПЫТ №2. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие).
А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? (У воспитателя – другой камень) Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №3. Определение твердости-мягкости.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой камень, я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на свой камень. Что-нибудь изменилось? То же самое проделаем с глиной.
Покатаем в руках камни. Что-нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками, а камень нельзя.
Ответы детей : От пальца остаются вмятины-ямки.
Вывод: камни бывают твердые и мягкие.
ОПЫТ №4. Определение температуры.
Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный)
Давайте их погреем.
Дыхательная гимнастика.
Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Затем снова прикладывают камни к щеке.
- Что изменилось? Ответы детей : Камни стали теплыми.
- Значит, что мы можем сказать?
Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.
ОПЫТ №5. Плавучесть.
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду?
Ответы детей : Камень утонет.
Давайте проверим.
Дети опускают камень в кружку с водой и камень тонет.
- А почему камень утонул? Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый.
- А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло?
Предполагаемые ответы детей :
Камень стал мокрым и цвет камня – более ярким.
- Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?
Ответы детей.
ОПЫТ № 6. Рассматривание камней через лупу.
- Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
Воспитатель: Что интересного вы увидели?
Дети берут лупы и рассматривают все свои камни.
Предполагаемые ответы детей : Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.
Молодцы, вы очень внимательные дети.
Динамическая пауза. Игра “Гора и камешки”.
Цель: снять напряжение, восстановить умственную работоспособность детей.
Звучит волшебная музыка.
Воспитатель: Представьте, что я – это гора, а вы мои камушки.
Стоит гора – старушка-
До небес макушка,
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора, страдает –
Камешки теряет.
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся камешки прочь.
Дети разбегаются и присаживаются на корточки возле стульчиков.
Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Сегодня нам открылись многие тайны камней. Кто из вас о них еще раз расскажет?
Дети по очереди обобщают свойства камней: камни бывают разные по форме и цвету, их очень много, все камни твердые, тяжелые и холодные, но их можно нагреть, бывают гладкие и шероховатые камни.
Этап 3. Конструктивная деятельность. (4 мин.)
Цель: продолжать развивать интерес к конструктивно–моделируемой деятельности.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную цепь из трех вершин.
Дети подходят к крупным строительным материалам и строят горы. Накрывают их голубой тканью, а вершины белой тканью.
Воспитатель предлагает закрыть глаза. Звучит таинственная музыка. В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами.
Воспитатель: Ребята! Это, наверное, Хозяйка медной горы совершила чудо. Шкатулку вы возьмете в группу и рассмотрите сокровища через лупу.
Дети открывают глаза, раскрывают шкатулку.
Этап 4. Заключительная часть. (2 мин.)
Цель : Подведение итогов занятия, получение обратной связи. Мотивировать и заинтересовать детей на дальнейшую деятельность вне рамок НОД.
Воспитатель: Незнайка, тебе понравилась наша экспедиция?
Незнайка: Спасибо вам, ребята! Теперь я много узнал о полезных ископаемых, о горах, о камнях и как же это интересно быть ГЕОЛОГОМ. И мне пора возвращаться домой. Может, мои друзья тоже вернулись, тогда я им расскажу, как много узнал в экспедиции. До свидания!
Воспитатель: Ребята! Наше путешествие подошло к концу, мы с вами помогли Незнайке.
- Вам понравились горы, камни? Вы их полюбили? Конечно же, да.
- Всё что вы сегодня узнали, увидели, расскажите своим друзьям и родителям.
Всего вам доброго!
Дети уходят в группу и забирают с собой шкатулку с сокровищами и сладким угощением (разноцветные камушки).