МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «На геолога учись!»

Ирина Воробьёва
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «На геолога учись!»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

к интегрированному занятию (НОД) по познавательному развитию

Тема: «На геолога учись! Открой Земли секреты!»

Цель применения ИКТ в НОД: Привлечение внимания, вызов интереса, поддержание мотивационной линии на протяжении всего занятия, активизация познавательной деятельности детей. Повышение эффективности образовательного процесса.

Темочки:

Цель НОД: Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.

Задачи приоритетной образовательной области.

Познавательное развитие:

• Расширять знания детей о профессии геолога.

• Формировать представление о камнях, как части неживой природы, об их роли в жизни человека.

• Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

• Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

• Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию.

• Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Задачи в интеграции образовательных областей:

Социально - коммуникативное развитие:

Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность, дружеские взаимоотношения.

Развивать умение общаться.

Формировать основы безопасного поведения в горах, вырабатывать первоначальные

навыки экологически грамотного поведения в природе.

Речевое развитие:

Продолжать учить владеть речью как средством общения.

Развивать речевую активность, диалогическую речь, зрительное восприятие и внимание, творческое воображение.

Продолжать обогащать словарь детей новыми словами : ископаемые, вершина, склон, подножие, геология, геолог.

Физическое развитие:

Приобщить детей к разнообразию двигательной деятельности детей.

Развивать внимание и быстроту реакции.

Художественно – эстетическое развитие:

Развивать умение видеть красоту гор и окружающей природы.

Развивать интерес к конструктивно – моделируемой деятельности.

Планируемый результат НОД:

У детей формируются знания о профессии геолога, как о трудной, интересной, полезной и романтической профессии по изучению гор и недр Земли;

У детей формируется представление о том, как добывают камни и как их используют;

У детей формируются представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека;

Дети проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Дети владеют устной речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;

Дети могут следовать правилам в разных видах деятельности;

Дети владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки УДД:

Познавательные:

умение применять правила и пользоваться инструкциями

умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности

умение устанавливать причинно-следственные связи.

умение пользоваться простейшими инструментами.

Коммуникативные:

• Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

• Умение обращаться за помощью к взрослому;

• Участвовать в совместной деятельности.

Регулятивные:

• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

• умение работать по инструкции взрослого;

• умение контролировать свою деятельность по результату;

Личностные:

• Умение прийти на помощь другу, герою рассказа.

Используемое оборудование для педагога: мультимедийная установка, презентация «Красота гор», презентация «Профессия геолог», видео заставка «Добрый день», видео гимнастика для глаз.

Используемое оборудование для детей : шкатулка, кроссворд, карточки для игры «Горы – это хорошо, горы – это плохо», карточки «Правила поведения в горах», мяч, материал для дидактической игры «Собери рюкзак», карта – схема, пособия для экспериментальной деятельности, крупный строительный материал.

Этап 1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (4 мин.)

Цель: объединить детей для работы на занятии, создать комфортную обстановку, вызвать у детей интерес и желание участвовать в дальнейшей деятельности, подготовить детей к ней.

Ритуал приветствия.

На мультимедийном экране видеоролик «Добрый день».

Воспитатель собирает детей в круг, произносит слова приветствия:

«Придумано кем – то просто и мудро.

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам.

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам».

(Дети встают в круг и берутся за руки)

Мотивация:

В зал вбегает Незнайка и плачет.

Дети спрашивают:

- Что случилось? Почему ты плачешь?

Незнайка: Малышки из моего Цветочного городка вместе собрались в поход за

«ис-п-па-емые», ой нет «ис-с-каемые».

Дети поправляют Незнайку:

- Ископаемыми.

Незнайка: А что это такое и где их надо искать не сказали.

И меня не берут с собой, сказали, что я ничего не знаю. Они дали мне вот этот кроссворд и шкатулку. Сказали, если я отгадаю его, то многое узнаю, и шкатулка раскроет свою тайну.

Я слышал, что вы юные исследователи, много занимаетесь и знаете о природе. Помогите мне выяснить, куда же ушли мои друзья, и за какими «иска-емыми».

Незнайка: А что же это такое?

Этап 2. Основная часть (30 мин.)

Цель: Расширять знания детей о профессии геолога.

Формировать представление о камнях, как части неживой природы, об их роли в жизни человека.

Воспитывать интерес к наблюдениям, желание делать несложные опыты.

Учить самостоятельно, делать выводы, строить умозаключения. Развивать связную речь, обогащать словарь детей.

Воспитатель: Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям. Ребята, а какую же пользу приносят камни людям?

Предполагаемые ответы детей.

Игровое упражнение с мячом “Польза – вред”

Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления и воображения детей.

(дети встают в круг)

Воспитатель: Дети, давайте вместе с вами подумаем, какую пользу приносят человеку камни?

Предполагаемые ответы детей : строят дороги, здания, мосты и др.

- Какой вред принести могут камни?

Предполагаемые ответы детей : навредить человеку, поранить его, перегородить проезжую часть и др.

- А почему «ископаемые»?

Дети рассуждают, высказывают свои предположения.

- Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей. Людям приходится приложить немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны.

Воспитатель: Ребята, скажите, где ещё можно найти много различных камней?

Предполагаемый ответ детей : в горах.

- А какие бывают горы?

Дети рассуждают, опираясь на ранее полученные знания: большие и маленькие, со снежными вершинами, водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни.

- А что есть у всех гор?

Предполагаемые ответы детей : вершина, склон, подножье.

Воспитатель продолжает:

- Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью, и в тоже время они притягивали человека.

Воспитатель: Многие поэты слагали стихи.

Послушайте стихотворение Юрия Визбора.

Красивы горы, что и говорить,

Осеннею порою в ярких платьях.

Кто видел их — навеки не забыть,

Таинственность, влекущую в объятия.

Там снег-художник, лёгкий штрих, внося,

К багряности дарует головной убор.

И ветер хулиганит, паутинки, вдаль, неся,

И у подножия лежит из чабреца ковер.

Или туманом, словно шапкой-невидимкой,

Укроет лица от пытливых взоров.

Но солнце, щекоча лучом-улыбкой,

Заставит шутника — явить красот просторы.

Дети слушают стихотворение, заинтересованно просматривая

видео презентацию «Красота и тайны гор».

Игра «Горы это хорошо, горы это плохо» (с разноцветными карточками)

Цель: уточнение знаний детей, что может быть хорошо, а что плохо в горах; развитие познавательного интереса.

Воспитатель: - А кто знает, как называют людей, которые ходят в горы, ищут и изучают камни?

Ответ детей : Геологи.

На мультимедийной доске видео презентация «Профессия – геолог».

Дети внимательно и заинтересованно слушают рассказ воспитателя.

Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!

Воспитатель: Ну, а куда отправились твои друзья, Незнайка, мы узнаем, разгадав кроссворд.

Незнайка: Хорошо.

На доске появляется кроссворд:

г е о л о г и я

г е о л о г

р е к а

к а м е н ь

1. Течёт, течёт – не вытечет; бежит,

бежит – не выбежит?

2. С виду неприглядный я,

На земле лежу пластами,

Молотком отбей меня

Потому что я – очень нужный…

3. Какую науку о полезных ископаемых называют, «слово о земле»?

4. Людей, какой профессии называют исследователями недр? Дети слушают загадки, вопросы и дают предполагаемые ответы, записывая в клеточки по горизонтали.

Дети слушают загадки, вопросы и дают предполагаемые ответы, записывая в клеточки по горизонтали.

Ответы: река, камень, геология, геолог.

Воспитатель: Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут.

Ну, какие разговоры -

Знаешь ты, что это … (горы)

Дети читают слово по вертикали: гора.

Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Хорошо. Но раз мы решили отправиться в горы, то должны соблюдать правила безопасности.

- Давайте вспомним, как нужно вести себя в горах?

Дидактическое упражнение «Правила поведения в горах».

Цель: вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

(на столе лежат карточки)

1. Не шуметь, (почему?

2. Если разожгли костер, то его нужно потушить (почему?

3. Не мусорить (почему?

4. Внимательно смотреть вперед и по сторонам, (почему?

Дети выбирают необходимую карточку и объясняют. Предполагаемые ответы детей :

1. Потому что может случиться обвал и засыплет камнями.

2. Чтобы не произошел пожар.

3. Потому что надо беречь окружающую нас природу.

4. Чтобы вовремя заметить, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке.

Воспитатель: Молодцы, вы все знаете и готовы к походу.

- Ребята, скажите, а что нам надо взять с собой, чтобы отправиться в путь?

Дети: Надо собрать рюкзак.

Дидактическая игра «Собери рюкзак»

Цель: умение классифицировать предметы по их необходимости.

Воспитатель предлагает детям выбрать и положить необходимые предметы для экспедиции.

Материал: рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка.

Воспитатель предлагает детям надеть компасы на руку.

Дети надевают компасы на руки.

Дидактическое упражнение «Волшебная карта»

Цель: формирование навыка работы с географической картой, развивать любознательность и наблюдательность.

Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? А куда же нам идти? О чем мы забыли? Что нам подскажет карта? Ответы детей : Карта, направление нашего маршрута.

(Воспитатель достает из рюкзака карту).

Воспитатель: У меня есть вот такая карта, которая нам покажет направление пути. Давайте ее посмотрим.

Дети читают план-схему, определяющую направление маршрута.

Воспитатель: Молодцы. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашей экспедиции и можем отправиться в путь. Будьте внимательны, на нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.

Подвижная игра «В путь - дорогу»

Цель: профилактика утомляемости детей.

(Движение по плану-схеме под фонограмму «Марш геологов» из мультфильма «В гостях у гномов»)

Дети выполняют движения под музыку.

1. Перешагнуть через упавшее дерево.

2. На пути пригорок – подняться и спуститься с него.

3. Проползти через пещеру (арка).

4. Перейти горную реку по камням.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе. Дорога была сложная, теперь давайте немного отдохнем и посмотрим вокруг на окружающую нас красоту гор.

Зрительная гимнастика «Горы»

Цель: профилактика зрения.

Дети сидят на ковре у «горы», смотрят на экран и делают гимнастику для глаз.

Воспитатель: А теперь, юные геологи, начнем добывать камни.

Игра – разминка «Наши руки»

(Дети выполняют движения соответственно тексту)

Вот помощники мои (руки вперед)

Их как хочешь, поверни.

Покрутили, повертели

И работать захотели.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

(Возле «горы» рассыпаны камни.)

Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли.

Они разные или одинаковые? (Ответы детей).

Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.

Дети садятся на ковер, возле горы.

Исследовательская деятельность.

Цель: переключение детей на другой вид деятельности. Формировать умение классифицировать камни по разным признакам, выявлять их свойства и особенности.

ОПЫТ №1. Цвет.

Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: камни разного цвета.

ОПЫТ №2. Определение характера поверхности.

Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие).

А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? (У воспитателя – другой камень) Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

ОПЫТ №3. Определение твердости-мягкости.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой камень, я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на свой камень. Что-нибудь изменилось? То же самое проделаем с глиной.

Покатаем в руках камни. Что-нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками, а камень нельзя.

Ответы детей : От пальца остаются вмятины-ямки.

Вывод: камни бывают твердые и мягкие.

ОПЫТ №4. Определение температуры.

Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный)

Давайте их погреем.

Дыхательная гимнастика.

Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Затем снова прикладывают камни к щеке.

- Что изменилось? Ответы детей : Камни стали теплыми.

- Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №5. Плавучесть.

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду?

Ответы детей : Камень утонет.

Давайте проверим.

Дети опускают камень в кружку с водой и камень тонет.

- А почему камень утонул? Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый.

- А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло?

Предполагаемые ответы детей :

Камень стал мокрым и цвет камня – более ярким.

- Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Ответы детей.

ОПЫТ № 6. Рассматривание камней через лупу.

- Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

Воспитатель: Что интересного вы увидели?

Дети берут лупы и рассматривают все свои камни.

Предполагаемые ответы детей : Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.

Молодцы, вы очень внимательные дети.

Динамическая пауза. Игра “Гора и камешки”.

Цель: снять напряжение, восстановить умственную работоспособность детей.

Звучит волшебная музыка.

Воспитатель: Представьте, что я – это гора, а вы мои камушки.

Стоит гора – старушка-

До небес макушка,

Ее ветер обдувает,

Ее дождик поливает.

Стоит гора, страдает –

Камешки теряет.

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся камешки прочь.

Дети разбегаются и присаживаются на корточки возле стульчиков.

Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Сегодня нам открылись многие тайны камней. Кто из вас о них еще раз расскажет?

Дети по очереди обобщают свойства камней: камни бывают разные по форме и цвету, их очень много, все камни твердые, тяжелые и холодные, но их можно нагреть, бывают гладкие и шероховатые камни.

Этап 3. Конструктивная деятельность. (4 мин.)

Цель: продолжать развивать интерес к конструктивно–моделируемой деятельности.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную цепь из трех вершин.

Дети подходят к крупным строительным материалам и строят горы. Накрывают их голубой тканью, а вершины белой тканью.

Воспитатель предлагает закрыть глаза. Звучит таинственная музыка. В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами.

Воспитатель: Ребята! Это, наверное, Хозяйка медной горы совершила чудо. Шкатулку вы возьмете в группу и рассмотрите сокровища через лупу.

Дети открывают глаза, раскрывают шкатулку.

Этап 4. Заключительная часть. (2 мин.)

Цель : Подведение итогов занятия, получение обратной связи. Мотивировать и заинтересовать детей на дальнейшую деятельность вне рамок НОД.

Воспитатель: Незнайка, тебе понравилась наша экспедиция?

Незнайка: Спасибо вам, ребята! Теперь я много узнал о полезных ископаемых, о горах, о камнях и как же это интересно быть ГЕОЛОГОМ. И мне пора возвращаться домой. Может, мои друзья тоже вернулись, тогда я им расскажу, как много узнал в экспедиции. До свидания!

Воспитатель: Ребята! Наше путешествие подошло к концу, мы с вами помогли Незнайке.

- Вам понравились горы, камни? Вы их полюбили? Конечно же, да.

- Всё что вы сегодня узнали, увидели, расскажите своим друзьям и родителям.

Всего вам доброго!

Дети уходят в группу и забирают с собой шкатулку с сокровищами и сладким угощением (разноцветные камушки).

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Письмо из сказки» Цель: создание социальной ситуации развития детей через игровую деятельность. Задачи: - развивать интерес к окружающему миру в процессе.

Конспект интегрированного занятия детей подготовительной к школе группы Тема: «Путешествие в страну Знаний» Конспект интегрированного занятия детей подготовительной к школе группы Тема: «Путешествие в страну Знаний» Цель: Сформировать первоначальные.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с использованием мнемотаблиц и схемКонспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с использованием мнемотаблиц и схем Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использованием схем и мнемотаблиц. Тема: «Осень в лесу» Цель: закрепить представления.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Такая разная Россия» Программные задачи: 1)Учить детей элементам рассказывания при восприятии предметов народного творчества; учить наносить изображение с помощью.

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы «Материалы, которые нас окружают» Конспект интегрированного занятия Тема: «Материалы, которые нас окружают». Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Цель: создать.

Конспект интегрированного занятия по логоритмике «Фея музыки с природой» для подготовительной группы Цель: развитие умения детей выражать мысли и чувства посредством музыки, речи и движения. Задачи: - развивать способность детей слышать.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие по временам года» для подготовительной группы Конспект интегрированного занятия «Путешествие по временам года» (подготовительная группа) Воспитатель и автор занятия :Кишка О. В Цель:.

Конспект интегрированного занятия «Первый человек в космосе» для подготовительной группы Цель:1. Уточнить представления детей о личностных качествах космонавта. 2. Развивать интерес к космосу и к деятельности космонавтов. Задачи:1.

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП для подготовительной группы «В поисках сокровищ» Тема: В поисках сокровищ. Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания за учебный год по ФЭМП. Задачи по ФЭМП: 1. Продолжать.

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы «Путешествие в страну Математику» Образовательная ситуация (интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие, «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,.

Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «На геолога учись!»
Опубликовано: 11 января 2018 в 09:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «На геолога учись!»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Воробьёва (УИ 1150638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД