Ирина Воробьёва
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «На геолога учись!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
к интегрированному занятию (НОД) по познавательному развитию
Тема: «На геолога учись! Открой Земли секреты!»
Цель применения ИКТ в НОД: Привлечение внимания, вызов интереса, поддержание мотивационной линии на протяжении всего занятия, активизация познавательной деятельности детей. Повышение эффективности образовательного процесса.
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы „На геолога учись!“» размещена в разделах
Цель НОД: Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.
Задачи приоритетной образовательной области.
Познавательное развитие:
• Расширять знания детей о профессии геолога.
• Формировать представление о камнях, как части неживой природы, об их роли в жизни человека.
• Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
• Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
• Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию.
• Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Задачи в интеграции образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие:
Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность, дружеские взаимоотношения.
Развивать умение общаться.
Формировать основы безопасного поведения в горах, вырабатывать первоначальные
навыки экологически грамотного поведения в природе.
Речевое развитие:
Продолжать учить владеть речью как средством общения.
Развивать речевую активность, диалогическую речь, зрительное восприятие и внимание, творческое воображение.
Продолжать обогащать словарь детей новыми словами : ископаемые, вершина, склон, подножие, геология, геолог.
Физическое развитие:
Приобщить детей к разнообразию двигательной деятельности детей.
Развивать внимание и быстроту реакции.
Художественно – эстетическое развитие:
Развивать умение видеть красоту гор и окружающей природы.
Развивать интерес к конструктивно – моделируемой деятельности.
Планируемый результат НОД:
У детей формируются знания о профессии геолога, как о трудной, интересной, полезной и романтической профессии по изучению гор и недр Земли;
У детей формируется представление о том, как добывают камни и как их используют;
У детей формируются представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека;
Дети проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Дети владеют устной речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;
Дети могут следовать правилам в разных видах деятельности;
Дети владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УДД:
Познавательные:
умение применять правила и пользоваться инструкциями
умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности
умение устанавливать причинно-следственные связи.
умение пользоваться простейшими инструментами.
Коммуникативные:
• Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
• Умение обращаться за помощью к взрослому;
• Участвовать в совместной деятельности.
Регулятивные:
• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
• умение работать по инструкции взрослого;
• умение контролировать свою деятельность по результату;
Личностные:
• Умение прийти на помощь другу, герою рассказа.
Используемое оборудование для педагога: мультимедийная установка, презентация «Красота гор», презентация «Профессия геолог», видео заставка «Добрый день», видео гимнастика для глаз.
Используемое оборудование для детей : шкатулка, кроссворд, карточки для игры «Горы – это хорошо, горы – это плохо», карточки «Правила поведения в горах», мяч, материал для дидактической игры «Собери рюкзак», карта – схема, пособия для экспериментальной деятельности, крупный строительный материал.
Этап 1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (4 мин.)
Цель: объединить детей для работы на занятии, создать комфортную обстановку, вызвать у детей интерес и желание участвовать в дальнейшей деятельности, подготовить детей к ней.
Ритуал приветствия.
На мультимедийном экране видеоролик «Добрый день».
Воспитатель собирает детей в круг, произносит слова приветствия:
«Придумано кем – то просто и мудро.
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам».
(Дети встают в круг и берутся за руки)
Мотивация:
В зал вбегает Незнайка и плачет.
Дети спрашивают:
- Что случилось? Почему ты плачешь?
Незнайка: Малышки из моего Цветочного городка вместе собрались в поход за
«ис-п-па-емые», ой нет «ис-с-каемые».
Дети поправляют Незнайку:
- Ископаемыми.
Незнайка: А что это такое и где их надо искать не сказали.
И меня не берут с собой, сказали, что я ничего не знаю. Они дали мне вот этот кроссворд и шкатулку. Сказали, если я отгадаю его, то многое узнаю, и шкатулка раскроет свою тайну.
Я слышал, что вы юные исследователи, много занимаетесь и знаете о природе. Помогите мне выяснить, куда же ушли мои друзья, и за какими «иска-емыми».
Незнайка: А что же это такое?
Этап 2. Основная часть (30 мин.)
Цель: Расширять знания детей о профессии геолога.
Формировать представление о камнях, как части неживой природы, об их роли в жизни человека.
Воспитывать интерес к наблюдениям, желание делать несложные опыты.
Учить самостоятельно, делать выводы, строить умозаключения. Развивать связную речь, обогащать словарь детей.
Воспитатель: Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям. Ребята, а какую же пользу приносят камни людям?
Предполагаемые ответы детей.
Игровое упражнение с мячом “Польза – вред”
Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления и воображения детей.
(дети встают в круг)
Воспитатель: Дети, давайте вместе с вами подумаем, какую пользу приносят человеку камни?
Предполагаемые ответы детей : строят дороги, здания, мосты и др.
- Какой вред принести могут камни?
Предполагаемые ответы детей : навредить человеку, поранить его, перегородить проезжую часть и др.
- А почему «ископаемые»?
Дети рассуждают, высказывают свои предположения.
- Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей. Людям приходится приложить немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны.
Воспитатель: Ребята, скажите, где ещё можно найти много различных камней?
Предполагаемый ответ детей : в горах.
- А какие бывают горы?
Дети рассуждают, опираясь на ранее полученные знания: большие и маленькие, со снежными вершинами, водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни.
- А что есть у всех гор?
Предполагаемые ответы детей : вершина, склон, подножье.
Воспитатель продолжает:
- Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью, и в тоже время они притягивали человека.
Воспитатель: Многие поэты слагали стихи.
Послушайте стихотворение Юрия Визбора.
Красивы горы, что и говорить,
Осеннею порою в ярких платьях.
Кто видел их — навеки не забыть,
Таинственность, влекущую в объятия.
Там снег-художник, лёгкий штрих, внося,
К багряности дарует головной убор.
И ветер хулиганит, паутинки, вдаль, неся,
И у подножия лежит из чабреца ковер.
Или туманом, словно шапкой-невидимкой,
Укроет лица от пытливых взоров.
Но солнце, щекоча лучом-улыбкой,
Заставит шутника — явить красот просторы.
Дети слушают стихотворение, заинтересованно просматривая
видео презентацию «Красота и тайны гор».
Игра «Горы это хорошо, горы это плохо» (с разноцветными карточками)
Цель: уточнение знаний детей, что может быть хорошо, а что плохо в горах; развитие познавательного интереса.
Воспитатель: - А кто знает, как называют людей, которые ходят в горы, ищут и изучают камни?
Ответ детей : Геологи.
На мультимедийной доске видео презентация «Профессия – геолог».
Дети внимательно и заинтересованно слушают рассказ воспитателя.
Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!
Воспитатель: Ну, а куда отправились твои друзья, Незнайка, мы узнаем, разгадав кроссворд.
Незнайка: Хорошо.
На доске появляется кроссворд:
г е о л о г и я
г е о л о г
р е к а
к а м е н ь
1. Течёт, течёт – не вытечет; бежит,
бежит – не выбежит?
2. С виду неприглядный я,
На земле лежу пластами,
Молотком отбей меня
Потому что я – очень нужный…
3. Какую науку о полезных ископаемых называют, «слово о земле»?
4. Людей, какой профессии называют исследователями недр? Дети слушают загадки, вопросы и дают предполагаемые ответы, записывая в клеточки по горизонтали.
Дети слушают загадки, вопросы и дают предполагаемые ответы, записывая в клеточки по горизонтали.
Ответы: река, камень, геология, геолог.
Воспитатель: Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры -
Знаешь ты, что это … (горы)
Дети читают слово по вертикали: гора.
Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Хорошо. Но раз мы решили отправиться в горы, то должны соблюдать правила безопасности.
- Давайте вспомним, как нужно вести себя в горах?
Дидактическое упражнение «Правила поведения в горах».
Цель: вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
(на столе лежат карточки)
1. Не шуметь, (почему?
2. Если разожгли костер, то его нужно потушить (почему?
3. Не мусорить (почему?
4. Внимательно смотреть вперед и по сторонам, (почему?
Дети выбирают необходимую карточку и объясняют. Предполагаемые ответы детей :
1. Потому что может случиться обвал и засыплет камнями.
2. Чтобы не произошел пожар.
3. Потому что надо беречь окружающую нас природу.
4. Чтобы вовремя заметить, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке.
Воспитатель: Молодцы, вы все знаете и готовы к походу.
- Ребята, скажите, а что нам надо взять с собой, чтобы отправиться в путь?
Дети: Надо собрать рюкзак.
Дидактическая игра «Собери рюкзак»
Цель: умение классифицировать предметы по их необходимости.
Воспитатель предлагает детям выбрать и положить необходимые предметы для экспедиции.
Материал: рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка.
Воспитатель предлагает детям надеть компасы на руку.
Дети надевают компасы на руки.
Дидактическое упражнение «Волшебная карта»
Цель: формирование навыка работы с географической картой, развивать любознательность и наблюдательность.
Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? А куда же нам идти? О чем мы забыли? Что нам подскажет карта? Ответы детей : Карта, направление нашего маршрута.
(Воспитатель достает из рюкзака карту).
Воспитатель: У меня есть вот такая карта, которая нам покажет направление пути. Давайте ее посмотрим.
Дети читают план-схему, определяющую направление маршрута.
Воспитатель: Молодцы. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашей экспедиции и можем отправиться в путь. Будьте внимательны, на нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.
Подвижная игра «В путь - дорогу»
Цель: профилактика утомляемости детей.
(Движение по плану-схеме под фонограмму «Марш геологов» из мультфильма «В гостях у гномов»)
Дети выполняют движения под музыку.
1. Перешагнуть через упавшее дерево.
2. На пути пригорок – подняться и спуститься с него.
3. Проползти через пещеру (арка).
4. Перейти горную реку по камням.
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе. Дорога была сложная, теперь давайте немного отдохнем и посмотрим вокруг на окружающую нас красоту гор.
Зрительная гимнастика «Горы»
Цель: профилактика зрения.
Дети сидят на ковре у «горы», смотрят на экран и делают гимнастику для глаз.
Воспитатель: А теперь, юные геологи, начнем добывать камни.
Игра – разминка «Наши руки»
(Дети выполняют движения соответственно тексту)
Вот помощники мои (руки вперед)
Их как хочешь, поверни.
Покрутили, повертели
И работать захотели.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
(Возле «горы» рассыпаны камни.)
Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли.
Они разные или одинаковые? (Ответы детей).
Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.
Дети садятся на ковер, возле горы.
Исследовательская деятельность.
Цель: переключение детей на другой вид деятельности. Формировать умение классифицировать камни по разным признакам, выявлять их свойства и особенности.
ОПЫТ №1. Цвет.
Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета?
Какой вывод можно сделать?
Вывод: камни разного цвета.
ОПЫТ №2. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие).
А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? (У воспитателя – другой камень) Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №3. Определение твердости-мягкости.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой камень, я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на свой камень. Что-нибудь изменилось? То же самое проделаем с глиной.
Покатаем в руках камни. Что-нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками, а камень нельзя.
Ответы детей : От пальца остаются вмятины-ямки.
Вывод: камни бывают твердые и мягкие.
ОПЫТ №4. Определение температуры.
Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный)
Давайте их погреем.
Дыхательная гимнастика.
Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Затем снова прикладывают камни к щеке.
- Что изменилось? Ответы детей : Камни стали теплыми.
- Значит, что мы можем сказать?
Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.
ОПЫТ №5. Плавучесть.
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду?
Ответы детей : Камень утонет.
Давайте проверим.
Дети опускают камень в кружку с водой и камень тонет.
- А почему камень утонул? Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый.
- А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло?
Предполагаемые ответы детей :
Камень стал мокрым и цвет камня – более ярким.
- Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?
Ответы детей.
ОПЫТ № 6. Рассматривание камней через лупу.
- Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
Воспитатель: Что интересного вы увидели?
Дети берут лупы и рассматривают все свои камни.
Предполагаемые ответы детей : Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.
Молодцы, вы очень внимательные дети.
Динамическая пауза. Игра “Гора и камешки”.
Цель: снять напряжение, восстановить умственную работоспособность детей.
Звучит волшебная музыка.
Воспитатель: Представьте, что я – это гора, а вы мои камушки.
Стоит гора – старушка-
До небес макушка,
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора, страдает –
Камешки теряет.
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся камешки прочь.
Дети разбегаются и присаживаются на корточки возле стульчиков.
Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Сегодня нам открылись многие тайны камней. Кто из вас о них еще раз расскажет?
Дети по очереди обобщают свойства камней: камни бывают разные по форме и цвету, их очень много, все камни твердые, тяжелые и холодные, но их можно нагреть, бывают гладкие и шероховатые камни.
Этап 3. Конструктивная деятельность. (4 мин.)
Цель: продолжать развивать интерес к конструктивно–моделируемой деятельности.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную цепь из трех вершин.
Дети подходят к крупным строительным материалам и строят горы. Накрывают их голубой тканью, а вершины белой тканью.
Воспитатель предлагает закрыть глаза. Звучит таинственная музыка. В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами.
Воспитатель: Ребята! Это, наверное, Хозяйка медной горы совершила чудо. Шкатулку вы возьмете в группу и рассмотрите сокровища через лупу.
Дети открывают глаза, раскрывают шкатулку.
Этап 4. Заключительная часть. (2 мин.)
Цель : Подведение итогов занятия, получение обратной связи. Мотивировать и заинтересовать детей на дальнейшую деятельность вне рамок НОД.
Воспитатель: Незнайка, тебе понравилась наша экспедиция?
Незнайка: Спасибо вам, ребята! Теперь я много узнал о полезных ископаемых, о горах, о камнях и как же это интересно быть ГЕОЛОГОМ. И мне пора возвращаться домой. Может, мои друзья тоже вернулись, тогда я им расскажу, как много узнал в экспедиции. До свидания!
Воспитатель: Ребята! Наше путешествие подошло к концу, мы с вами помогли Незнайке.
- Вам понравились горы, камни? Вы их полюбили? Конечно же, да.
- Всё что вы сегодня узнали, увидели, расскажите своим друзьям и родителям.
Всего вам доброго!
Дети уходят в группу и забирают с собой шкатулку с сокровищами и сладким угощением (разноцветные камушки).