Олеся Прудникова
Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы «Материалы, которые нас окружают»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
Тема: «Материалы, которые нас окружают».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Цель: создать условия для познавательного развития старших дошкольников посредством экспериментальной игровой деятельности.
Задачи:
I. Образовательные:
1. Закрепить представление детей о свойствах таких материалов, как стекло, металл, дерево, пластик, ткань.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
2. Формировать у детей представление о правилах безопасного поведения при проведении опытов с целью здоровьесбережения.
3. Способствовать формированию у детей умения зрительно и на ощупь определять материал, из которого изготовлен предмет; зрительно находить материалы в окружающей действительности.
4. Формировать у детей навыки решения проблемных ситуаций, способность сообща приходить к обоюдным решениям.
5. Продолжать закреплять у детей навыки экспериментирования.
6. Способствовать повышению уровня познавательного интереса.
7. Создавать условия для детско-взрослого сотрудничества.
II. Развивающие:
1. Развивать у детей внимание, логическое мышление, память, навыки аналитической деятельности, умение прогнозировать результат деятельности.
2. Продолжать развивать у детей речевые навыки.
3. Развивать у детей самостоятельность, инициативность, любознательность, познавательную и двигательную активность.
4. Продолжать развивать у детей навыки владения компьютерной мышью и сбора онлайн-пазлов.
5. Развивать интерес к экспериментальной деятельности.
III. Воспитательные:
1. Воспитывать у детей уважительные и доброжелательные отношения при детско-взрослом и командном взаимодействии.
2. Воспитывать желание помогать товарищам.
3. Воспитывать у детей уверенность в себе и в своих взглядах.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Средства:
Интерактивная доска, видеосообщение, онлайн-пазл, видеокамера на штативе, презентация PowerPoint, столы с клеенками, мешочек, предметы для экспериментальной деятельности (елочный шарик, тканевый платок, чайная ложка, пластиковая пробка, деревянный маракас, жетоны-наклейки разных цветов, корзина для жетонов, фонарик, таз с водой, ручной вентилятор, видеозапись «Опыт № 3», белые халаты для взрослого и детей с эмблемой «Юный лаборант», мольберт, лист формата А2, магниты, фломастеры, аудиозапись «Фоновая музыка».
Ход занятия
Звучит сигнал: «У вас входящее видеосообщение».
Воспитатель: Ребята, кто-то отправил нам видеосообщение, посмотрим?
Дети отвечают.
На экране появляется видеосообщение: «Здравствуйте! Вы нас узнали? Мы – ребята из старшей группы, у нас возник спор и мы хоти обратиться к вам за помощью, чтобы его решить. Вчера на прогулке нам очень захотелось построить крепость для солдатиков. Мы все обдумали – решили сделать ее крепкой и прочной, чтобы ни ветер, ни дождь не могли ее разрушить, и она простояла хотя бы неделю. Наши мнения разделились. Мальчики предложили выполнить постройку из досок, девочки – из пластиковых бутылок. Так мы и не пришли к одному мнению. А что скажете вы? Помогите решить спор. Спасибо!»
Воспитатель: Непростая ситуация, однако, сложилось у ребят. Ну что, поможем им решить спор?
Дети отвечают.
Воспитатель: Кто же был прав? Как вы думаете?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Хорошо. Я предлагаю переместиться в лабораторию чудесных материалов и узнать о материалах побольше, вы согласны?
Дети отвечают.
Воспитатель: Приглашаю всех надеть спецодежду (выдает детям белые халаты с эмблемой «Юный лаборант», берет себе взрослый халат, а теперь повертелись-покружились, в юных лаборантов превратились. Вот мы и в лаборатории чудесных материалов. Скажите, а что такое материалы?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Абсолютно все окружающие предметы выполнены из каких-либо материалов. Какие вам известны?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Отлично, у меня для вас, юные лаборанты, задание. Думаю, вы его успешно выполните, если проявите максимум внимания и смекалки. Ваша задача – отгадать мою загадку. Если вы даете правильный ответ, на экране появится изображение этого предмета. Тогда вы должны назвать материал, из которого он изготовлен. Вы готовы?
Дети отвечают и приступают к выполнению задания (Приложение 1).
Воспитатель: Отлично, сколько разных материалов мы назвали?
Дети отвечают.
На экране появляются все отгаданные материалы одновременно, под каждым из них изображен кружок определенного цвета: металлический – синий, деревянный – коричневый, стеклянный – белый, пластиковый – красный, текстильный – зеленый.
Воспитатель: Я приглашаю всех сыграть в игру «Материал вокруг нас». Обратите внимание, под каждым предметом расположен кружок определенного цвета, это значит, что, например, всем металлическим предметам мы будем присваивать синий цвет, текстильным – зеленый и т. д. Ваша задача – подойти к корзинкам с круглыми наклейками-жетонами, каждая из которых, в зависимости от цвета, соответствует определенному материалу, и постараться найти в группе по одному деревянному, металлическому, текстильному, стеклянному и пластиковому предмету и наклеить на него жетон соответствующего цвета. Вы готовы?
Дети отвечают, берут жетоны, звучит фоновая музыка, выполняют игровое задание.
Воспитатель: Так-так, давайте-ка проверим, правильно ли вы определили материалы наших предметов в группе? Предметов из каких материалов в группе оказалось больше всего? Меньше всего?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы. Ну, юные лаборанты, кажется, нам уже можно приступать к опытам и экспериментам. Прошу пройти за мной.
Дети и воспитатель проходят к столам, выстроенным в ряд и накрытых клеенкой.
Воспитатель: Пора познакомится с образцами (достает мешок). В мешочке – пять предметов из разных материалов. Приглашаю пять человек. Ваша задача – закрытыми глазами, опустив руку в мешочек, определить на ощупь, что это за предмет, и из какого материала он выполнен. Вы готовы?
Дети отвечают, договариваются между собой, кто выполняет задание.
В мешочке: елочный шарик – стекло, чайная ложка – металл, маракас – дерево, платок – ткань, пробка от бутылки – пластик.
Воспитатель: Спасибо, перед нами пять предметов и пять разных материалов. Давайте познакомимся с их свойствами.
Дети отвечают.
Воспитатель: Обращаю ваше внимание: на мольберте закреплен лист ватмана. Предлагаю полученные нами сведения фиксировать на нем в виде рисунков, схем или чего-то другого на ваше усмотрение.
Опыт № 1 «Утонет ли?»
На столике № 1 расположен таз с водой. Воспитатель спрашивает детей о том, какой по их мнению из представленных предметов утонет и почему? Дети размышляют и отвечают, затем по очереди опускают предметы в таз с водой. Фиксируют полученные результаты на мольберте. Делаю вывод о том, что на поверхности воды остались предметы из пластика, ткани, стекла и дерева, потому что они легче воды. Металлическая ложка ушла ко дну.
Воспитатель: Предлагаю немного размяться, лаборанты должны быть не только любознательными, но и ловкими и подвижными. У меня для вас такое задание: соберите своей дружной командой онлайн-пазл на ноутбуке за две минуты с условием, что один человек может передвинуть только одну деталь. Вы готовы?
Дети обсуждают стратегию и приступают к выполнению задания (Приложение 2).
Воспитатель: Молодцы, все вместе вы собрали картинку, на которой изображен деревянный автомобиль (если дети не поправляют воспитателя, он переспрашивает, все ли верно он сказал).
Воспитатель: Приступим к следующему опыту. Мы узнали о том, как различные материалы ведут себя по отношению к воде. Интересно, какой из предметов может сдуть ветер?
Опыт № 2 «Сдует ли?»
Дети и воспитатель проверяют, как ведут себя предметы, когда на них направлен стремительный поток воздуха от ручного вентилятора, фиксируют результаты. Делают вывод о том, что поток воздуха, искусственно созданный вентилятором, не смог сдвинуть с места металлическую ложку и деревянный маракас, поскольку они обладают наибольшей массой.
Воспитатель: Отлично, а что мы можем сказать о поверхности этих материалов? Какая она? Давайте их потрогаем.
Дети трогают предметы, делают выводы, фиксируют их.
Воспитатель: Интересно, давайте представим, что у нас есть молоток и мы ударили им по каждому из предметов. Что станет с чайной ложкой? Елочной игрушкой? Пробкой? Платком? Маракасом?
Дети отвечают, после каждого ответа детей воспитатель транслирует видеофрагмент («Опыт № 3»), на котором воспитатель совершает удар молотком по каждому из предметов и видны последствия. Дети делают вывод о том, что пластик и стекло наиболее хрупкий материал; метал и дерево – наиболее прочный.
Воспитатель: Продолжим.
Опыт № 4 «Пропустит ли свет этот предмет?»
Воспитатель: Ребята, мы знаем, как воздух и вода воздействуют на наши предметы. Интересно, а как же на них влияет свет? Какой из этих предметов его пропускает? Попробуйте это проверить сами. В помощь я могу предложить вам лишь фонарик.
Дети совещаются, самостоятельно проводят опыт, про необходимости воспитатель помогает, задавая вопросы. Делают вывод, что, прижав включенный фонарик вплотную к предмету, только платок пропустил свет. Фиксируют на мольберте.
Воспитатель: Сколько опытов мы провели и не все из них безопасны. Скажите, какие могут быть правила безопасного поведения в лаборатории?
Дети и воспитатель придумывают правила безопасного поведения.
Воспитатель: Давайте подойдем к нашему мольберту и посмотрим на записи. Какой общий вывод мы можем сделать?
Дети размышляют и самостоятельно делают выводы.
Воспитатель: Давайте вспомним видеообращение ребят старшей группы. Так что же прочнее, дерево или пластик?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, славно мы поработали в лаборатории, пора возвращаться. Повертелись-покружились, в ребятишек подготовительной к школе группы превратились! Может, мы запишем видеоответ для ребят и отправим по электронной почте, заодно расскажем о других материалах и их свойствах?
Воспитатель включает установленную на штативе камеру, дети рассказывают о том, что увидели и узнали на занятии, отвечают на вопрос, спровоцировавший спор.