мария иванова
Конспект интегрированного занятия «Чародейка Зима» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного НОД «Чародейка Зима»
Тема: «Чародейка Зима» (старший дошкольный возраст)
Цель: создание условий для обогащения эмоционально-эстетического восприятия воспитанников через поэтическое слово, музыку, живопись, способствующего развитию художественно-творческих способностей и творчества.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Чародейка Зима“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
1. Вызвать у воспитанников эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения искусства.
2. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания зимних состояний природы, создающих соответствующие им настроение; передача характера образов; композиционное построение пейзажа.
3. Воспитывать музыкальный вкус на примере классических произведений.
4. Развивать умение различать контрастные части музыкального произведения, оттенки настроений, смену характера.
5. Развивать способности к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями (зрительными, слуховыми, звуковыми и художественно-графическими образами.
6. Развивать эстетические оценки, суждения, умения соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.
7. Обогащать словарь эмоционально-оценочной лексикой.
Предшествующая работа: наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, времени суток (экскурсии); рассматривание репродукций картин о зиме знаменитых художников-пейзажистов и знакомство с их творчеством (И. И. Шишкин «Зима в лесу, иней», «Зима»; И. И. Левитан «Зимой в лесу»; И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»; А. К. Саврасов «Зимний пейзаж»; А. А. Пластов «Первый снег»; В. М. Васнецов «Зимний сон»); разучивание песен, стихов, загадок о зиме; знакомство с творчеством композиторов П. И. Чайковского, Р. Шумана, прослушивание произведений «Зима», «Вальс снежных хлопьев», «Зимнее утро» (средства музыкальной выразительности).
Оборудование:
-портреты художников и репродукции картин И. И. Шишкин
-портрет Р. Шумана, CD-запись произведений Р. Шумана: «Детский альбом»,«Зима»; произведения П. И. Чайковского: «Щелкунчик», «Вальс снежных хлопьев», «Зимнее утро»
-песня «Зимушка-зима» сл. и муз. Л. Вахрушевой
-ширма, мольберт, гуашь, кисти, тонированные альбомные листы А-2, салфетки, палитра по количеству детей; столы и стулья.
Ход:
После дождливой, пасмурной осени пришла зима. Снег устилает землю, дует холодный ветер, солнце выглядывает редко, но как мы радуемся морозным денькам, когда снег скрипит под ногами и искрится на солнце!
Вот как о зиме говорит Александр Сергеевич Пушкин:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, – и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
А вот как приветствует зиму Иван Саввич Никитин:
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй,
Строй моты по рекам
И ковры расстилай.
Давайте, ребята, сравним эти два стихотворения. Каким настроением пронизаны стихи? (Ответ детей).
У А. С. Пушкина зима предстаёт перед нами торжественной, величественной. Только волшебница смогла так изменить природу, и мы околдованы, восхищаемся её силами.
У И. С. Никитина – стихотворение-приветствие! В нём радость ожидания, радость встречи зимы. Вот так по-разному встречают зиму поэты.
Ребята, а давайте мы вместе с вами вспомним и назовём характерные признаки зимы. Но сделать это я предлагаю с помощью загадок.
В белом бархате деревня,
И заборы, и деревья,
А как ветер нападает,
Этот бархат опадает. (Иней)
…
Гость гостил,
Золотой мост мостил.
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз)
…
Воет, воет, стонет, плачет,
По щелям пух белый прячет. (Метель)
Ребята, мы поговорили с вами о настроении зимы, а с каким настроением вы пришли к нам? (Ответ детей).
Споем песню, в которой выражается радостное, светлое, задорное настроение от встречи с зимой.
Песня «Зимушка-зима» сл. и муз. Л. Вахрушевой.
Сейчас мы присядем на стулья и побеседуем о музыке. У немецкого композитора Р. Шумана есть «Детский альбом», в который входят пьесы под одним названием «Зима». Какое настроение передал в них композитор? (Ответы детей).
Подробнее мы остановимся на втором произведении. Давайте прослушаем его. (Звучит пьеса «Зима»). В нём 3 части. 1-я часть и 3-я часть – одинаковые.
Какие они по настроению? (Ответы детей). Я с вами согласна, музыка устрашающая, суровая, колючая, веет одиночеством, холодом и голодом. Музыка жалобная, тоскливая. Скорее всего, сгустились тучи, небо низкое, тёмное.
Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для передачи своего зимнего настроения? (Ответы детей). Правильно: регистр низкий, темп небыстрый, музыка тяжёлая. А какая средняя часть? (Ответы детей).
2-я часть – более светлая, лёгкая, плавная, темп – оживлённый, регистр –средний. Можно представить, что небо прояснилось, тучи разошлись и показалось зимнее холодное солнце, которое озарило весь лес. Снег переливается, играет разными цветами, солнечные лучи пробиваются сквозь набухшие лапы елей. И снова тучи закрыли небо – звучит 3-я часть.
Вы сегодня услышали, как красиво о зиме нам рассказали поэты, композиторы. А что же нам говорят художники о зимнем настроении в своих картинах? Давайте пройдём к выставке картин знаменитых художников, с творчеством которых мы уже знакомились на наших предыдущих встречах. Но сначала, вспомним, как называются картины, где изображена природа? (Пейзаж).
Какое время года изобразил каждый из художников? (Зиму). Значит, мы с вами видим на картинах (Зимний) пейзаж?
Вы обратили внимание, что каждый художник изобразил зиму по-своему.
Каждый передал своё неповторимое настроение. С помощью каких средств художники смогли передать своё настроение? (Красок и кисти, палитры). Давайте попробуем подобрать картину к первой части и третьей части музыкального произведения Р. Шумана «Зима». Найдём несколько определений, характеризующих эту пьесу. (Ответ детей). Музыка передаёт одиночество, печаль, задумчивость, тоску. Как вы считаете, какая иллюстрация ближе к этому настроению и почему? (Ответ детей). А какие краски использовал художник? (Ответ детей). Правильно – тёмные тона, серые, серо-голубые, коричневые, бежевые.
А в средней части какая музыка? (Ответ детей). Какую картину можно ей сопоставить? Почему? (Ответы детей). В этой картине художник применил яркие краски, светлые тона, голубоватые, желтоватые.
Ребята, а вам хотелось бы изобразить своё настроение в рисунках и устроить выставку картин? (Ответ детей). Тогда приглашаю вас пройти к рабочим местам.
На прошлой нашей встрече мы обговаривали с вами, каким бывает снег, и рисовали его. Давайте вспомним, каким же бывает снег? (Ответ детей). Верно, в солнечный день – яркий, переливающийся, светящийся; в морозный день – с голубоватым оттенком; в пургу и метель – более тёмных, серо-голубых тонов. Но оттенок снега может меняться не только в зависимости от состояния погоды, но и от времени суток. Каждый из вас уже выбрал и изобразил на бумаге фон будущего зимнего пейзажа, задав тем самым настроение будущей картине.
Сегодня мы продолжаем нашу работу. Рисуем лес, деревья разные по высоте, строению, наклоняющихся от ветра, вьюги или, наоборот, застывшие от морозов, в инее или снегу и т. д. А ещё мы можем изобразить снежные заносы, падающие тени, одиноких птиц и др.
Приступаем к работе. (Во время рисования звучит знакомая музыка Р. Шуман «Зима», П. И. Чайковский «Зимнее утро», «Щелкунчик», «Вальс снежных хлопьев»).
Ребята, вы – молодцы, очень постарались. Давайте оформим выставку и назовём её «Зимнее настроение». Такое название не случайно, ведь каждый из вас изобразил своё неповторимое зимнее настроение. (Педагог обращает внимание на несколько работ детей, просит рассказать о них).
Сегодня мы с вами говорили о том, что в каждом виде искусства, каждый автор, будь то композитор, поэт или художник, с помощью средств выразительности может показать зимнее настроение. У поэта – это слово, у композитора – музыка, у художника – краски.