Людмила Лагутина
Конспект интегрированного тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Волшебник Дед Мороз»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему : «Волшебник Дед Мороз»
Цель занятия : познакомить детей с волшебным образом Деда Мороза в различных видах искусства; воспитывать стремление различать настроения музыки, изобразительность.
Программное содержание.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста „Волшебник Дед Мороз“» размещена в разделах
1. Образовательные:
• Воспитывать культуру слушания музыки.
• Развивать музыкальную культуру дошкольников через обогащение музыкального словаря.
2. Развивающая:
• Развивать музыкальный слух средствами поэзии и классической музыки.
3. Воспитательные:
• Воспитывать интерес к классической музыке.
Словарная работа: посох, хрусталь, серебро, перламутровый сверкающий иней, композитор, Р. Шуман, И. Бунин, Н. Некрасов.
Музыкальный материал:
• Р. Шумана, пьеса «Дед Мороз» (репертуар по слушанию музыки программы «Музыкальные шедевры», автор О. П. Радынова, нотный материал и фонограмма)
Предварительная работа:
• Знакомство с произведениями «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», стихотворение «Мороз, красный нос», В. Васнецов «Три богатыря».
Методы и приемы работы с детьми:
Наглядные методы:
- наблюдение;
-демонстрация (рассматривание).
Практические методы:
- упражнение;
- моделирование.
Игровые методы:
- подвижная игра.
Словесные методы:
- рассказ воспитателя.
Образовательная деятельность
Муз. рук. - Зима бывает разная. Светит солнышко, и переливаются в его лучах,
словно волшебные огоньки, снежинки. Вокруг, куда ни посмотришь – бело,красиво. А бывает, что дует злой, пронизывающий ветер, заметает пургой всё
вокруг.
Метель
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели.
Месяц меж тучек над полем сияет, - Бледная тень набегает и тает.
Мнится мне ночью: меж белых берёз Бродит в туманном сиянье Мороз. (Н. Бунин)
Муз. рук. - Зимой мы празднуем большой и радостный праздник - Новый Год. В Новый Год мы ждём нарядную ёлку, Деда Мороза и его подарки.
А какой он, Дедушка Мороз? Опишите его.
Дети описывают внешность, характер, дела, одежду Деда Мороза, его атрибуты — посох, мешок,.
Каждый художник изображает Деда Мороза по-своему - таким, каким он себе его представляет. Послушайте, какого Деда Мороза изобразил в своей пьесе немецкий композитор Роберт Шуман.
Дети слушают фортепианную пьесу «Дед Мороз» Р. Шумана, затем проводится беседа о прослушанном произведении.
Муз. рук. - Каким изобразил композитор Деда Мороза?
(Сердитым - музыка громкая, тяжёлая, суровая, чёткая, важная)
Муз. рук- Каким голосом говорит Дед Мороз, сердитым или ласковым?
Какими звуками изобразил композитор голос Деда Мороза : трепетными, нежными или решительными и грозными?
Ещё раз звучит первая часть пьесы.
Муз. рук. - Музыка первой части пьесы звучит в низком регистре, с акцентами. Она решительная, хмурая, похожа на тяжёлую поступь, будто идёт Дед Мороз и стучит своим посохом.
А вы заметили, что в пьесе несколько частей, сколько? (дети отвечают) Муз. рук. - Правильно, три части. Дальше, во второй средней части, характер музыки меняется.
Звучит вторая часть пьесы.
Как изменился характер музыки? (дети отвечают)
Муз. рук. - Да, музыка становится быстрой, стремительной, как будто Дед Мороз
нагоняет вьюги, метели, хотя и слышится некоторое просветление, загадочность.
В следующей части опять звучит та же мелодия что и вначале пьесы.
Звучит третья часть пьесы Р. Шумана «Дед Мороз»
Муз. рук. - Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов в своей поэме, крупном стихотворном произведении, «Мороз, Красный нос» описаи Деда Мороза по-своему, назвав его «Мороз - воевода». Воевода - это правитель, начальник какого-либо места, города на Руси. В поэме же «Мороз-воевода» - правитель зимнего леса, севера, холода. Послушайте отрывок из поэмы Некрасова.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах?
Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет В косматой его бороде.
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поё т:
«Метели, снега и туманы Покорны Морозу всегда,
Пойду за моря — океаны —
Построю дворцы изо льда.
Задумаю - реки большие Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю В алмазы, жемчуг, серебро!»
Муз. рук. - Каким показал поэт Некрасов Деда Мороза?
Важным воеводой, который идёт в дозор.
Помните картину художника В. Васнецова «Три богатыря»? Зачем богатыри ходили в дозор?
Охранять землю русскую, проверять её границы.
Для чего Мороз-воевода обходит свои владения?
Дед Мороз должен убедиться, вся ли природа подготовлена к зиме, морозам, холодам, всё ли укрыто снегом, украшено морозным узором.
Какое богатство рассыпает Мороз повсюду?
Алмазы, жемчуг, серебро.
Муз. рук. - Как вы думаете, это настоящие драгоценные камни - алмазы, жемчуг? Ответы детей.
Конечно, хрусталь - это льдинки, переливающиеся в лучах солнца, серебро - перламутровый, сверкающий иней.
Скажите, стихотворение Н. Некрасова и пьеса Р. Шумана перекликаются по характеру?
И в музыке, и в стихах чувствуется суровость, таинственность, загадочность, сказочность.
Задание детям в группу: нарисуйте Деда Мороза или картину вьюги, которая представляется вам, когда вы слушаете пьесу Р. Шумана «Дед Мороз».
Муз. рук-ль- А какие вы знаете сказки, где встречался бы Дед Мороз?
«Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович».
Муз. рук-ль- Понравилась ли вам сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»? Какой дом был у Мороза Ивановича?
Каким показан Мороз во всех сказках?
Строгим, справедливым, щедрым.
Муз. рук. - Дед Мороз всегда приходит к детям на новогодний праздник. Про него написано много детских песен. Послушайте одну из них.
Муз. рук-ль поёт песню «Дед Мороз», муз. С Волошанина, сл. М. Клокова.
Муз. рук. - Дед Мороз — волшебник. Когда он приходит к нам, происходят чудеса.
А ещё Дед Мороз в канун Нового года обязательно приносит нам подарки. Дети рассказывают, какие подарки Дед Мороз принёс каждому под ёлочку.
Муз. рук. - А теперь я предлагаю поиграть.
ИГРА «ВАРЕЖКА ДЕДА МОРОЗА»
(запись)
Дети встают в круг. Выбирается Дед Мороз — водящий. На него надевается шапочка и борода Деда Мороза, даётся маленький мешок с угощением. Детям в кругу даётся варежка Деда Мороза.
Под быструю музыку дети передают варежку. На ком заканчивается музыкальная фраза, тот ребёнок выходит к Деду Морозу и выполняет его желание: прочитать четверостишье, станцевать, спеть. Игра повторяется три раза. Затем Дед Мороз угощает всех детей.
Занятие заканчивается исполнением знакомой песни о Новом годе или зиме.
Атрибуты: шапочка, варежка, борода, мешочек с угощением для ребёнка - Деда Мороза; картина «Три богатыря», иллюстрации с изображением Деда Мороза.
Интеграция ОО : «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация»,
«Художественное творчество»