Людмила Васильченко
Конспект интегрированного НОД «Звук [и]. Буква «И» старшая разновозрастная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель: Дать понятие о механизме образования звука И; познакомить ребят с многозначными словами.
Задачи:
• учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
• развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти;
• воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Публикация «Конспект интегрированного НОД „Звук [и], Буква „И“ старшая разновозрастная группа» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
• формировать умения и навыки работы с засушенными растениями; закреплять навыки наклеивания засушенных листьев;
• упражнять в лазании в обруч правым и левым боком, стараясь не задеть его; в прыжках через шнуры
• Развивать равновесие, координацию движения.
Оборудование: предметные картинки, картина, на которой изображена весёлая девочка, свеча, портреты» братьев Ик, Ищ, буква [И], тетради с карточками, атрибуты к игре «Скачка», музыкальный диск (танцевальная мелодия); клей, кисточка, пол альбомного листа, салфетки; обручи, набивные мячи. шнуры.
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель
Ребята, каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.
Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
А сейчас откройте глаза.
(Берёт зажжённую свечу).
- Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо.
- Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Дети: Доброе утро!
- Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки»
- Какое слово прозвучало несколько раз? (Вы повторяли несколько раз слово «иголки»).
- Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на доску (показ предметных картинок иголок) (Иголки разные).
- Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.
- Давайте запомним это слово.
Игровой приё м: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».
- Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».
- И- и- и- иголка.
- Какой звук я выделяла голосом? (Звук [и]).
- Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
- Давайте все вместе произнесём звук [и].
- Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.
- Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?
- Давайте проверим.
Дети произносят звук.
- Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык? (При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.)
- Этот звук поётся? (Этот звук можно петь.)
- Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.
Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».
Звук [И] – гласный звук.
- В какой домик мы его поселим? (в красный домик)
- А сейчас отгадайте загадку:
И у дедушки есть.
И у бабушки есть.
И у мамы есть.
И у папы есть.
И у нас есть.
Чтоб его узнать,
Надо вслух назвать (Имя)
(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).
- Я называла имена людей.
Есть имена и у пальчиков.
Гимнастика для пальчиков
Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! - говорят.
Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гриша сиротка
Да крошка Тимошка!
Игровое упражнение «Не ошибись!»
. - Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то возьмите часть картинки и положите на стол перед собой.
Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.
Логопед:
- Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?
(Вызываю одного из ребят).
- Молодец! Ты внимательно слушал меня.
Теперь я попрошу вас соединить части картинки.
Кого вы видите перед собой? (Да это же лошадки)
- А как они подают голос? (И-и-го-го)
- Какой звук вы услышали в этой песенке? (Звук [и]).
- А как зовут детёныша лошади (Жеребёнок.)
- Жеребёнок вырастет и превратится в коня-скакуна.
А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем.
• Лазанье в обруч, который держит партнер, правым и левым боком,
стараясь не задеть верхний край обода (для этого надо хорошо сгруппироваться в «комочек»).
• Ходьба боком приставным шагом, перешагивая через набивные мячи
(расстояние между мячами три шага ребенка).
• Прыжки на правой и левой ноге через шнуры (расстояние между
шнурами 0,5 м) : два прыжка на одной ноге, при втором прыжке перепрыгивание и далее прыжки на другой ноге.
Сказка о братьях Ик, Ищ.
Сядьте, пожалуйста, на коврик. Я хочу рассказать вам сказку.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.
Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)
У Ика был домик, а у Ища – домище.
А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.
(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).
У Ика не рот, а …
У Ика не нос, а …
У Ика не глаз, а … и т. д.
А что же Ищ?
Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.
У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …
У Ища не глаз, а …
Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.
- В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста. (Это звук [и].)
- Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]? (Звуки мы не видим.)
- Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).
- Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).
Работа в тетрадях.
Киргизская народная игра «Скачка»
Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу.
В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек.
- Ребята, а сейчас давайте сядем за столы и сделаем коврики из осенних листочков, чтобы нашим лошадкам было на чём отдыхать после игр.
Дети самостоятельно наклеивают засушенные осенние листики, делая из них узоры.
Итог С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Можно ли этот звук петь?
- Как называются звуки, которые поются?
- Какой буквой обозначается звук [И]?
- Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии. А ваши коврики из листьев очень понравились лошадкам