Ольга Попова
Проект «Соль — символ чистоты и дружбы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе
Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит:
Это - соль.
Воспитатель: Попова Ольга Николаевна
Актуальность реализации проекта:
Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское
название Солнца – Солонь.
«Соль - это подарок или загадка природы?»
Публикация «Проект „Соль — символ чистоты и дружбы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре солончаковые растения, а золу использовали в качестве приправы.
Соль ценилась во все времена, а в древние времена она ценилась на вес золота. Так ведь и в самом деле, как прожить без нее? Без золота можно, а вот без соли - никак.
В средние века ее цена была настолько высока, что она играла роль денег. В Древнем Риме ею платили воинам жалование, а чиновникам ее выдавали как паек. Еще с тех давних времен, она преподносилась всем гостям в знак расположения и дружбы. Соль хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на участки земли.
С древних времен существует традиция встречать гостей хлебом и солью — это значит желать им добра и благополучия. Такое угощение помогало подружиться хозяину и гостю.
Соль подавали на стол, как признак богатства и солонку ставили возле самого почетного гостя. И сейчас гостеприимных хозяев называют «хлебосольными».
Наши предки верили, что соль защищает от злых сил. Существует обычай солить новорожденных, класть в кроватку мешочек с солью — это защита малышей от злых духов.
На Руси с солью связывались легенды, мифы, пословицы и поговорки, сказки и приметы.
Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая
русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши
дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для
производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.
Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих
удаётся обойтись, а без соли – нет.
Искусство солить мясо и рыбу пришло к нам из Древнего Египта, где были организованы специальные рыбосолельни. А для чего солили мясо и рыбу? Конечно же, для длительного хранения, ведь тогда холодильников не было.
Вывод: соль имеет свойство убивать микробы, является антисептиком, не даёт портиться продуктам.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, творческий.
Проблема: Соль — незаменимый продукт питания, о котором мы ничего не знаем.
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).
Участники проекта: дети, педагог, родители.
Предполагаемый результат:
Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, научатся использовать разные методы для получения информации.
У детей появляется интерес к исследованию окружающего мира.
У детей должны сформироваться опытно- исследовательские навыки и развиться познавательный интерес к ним.
Понимать пословицы, загадки о соли.
Пополнение предметно – развивающей среды.
У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.
I этап Целеполагание.
Цель проекта: Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества. Соль обладает необычными свойствами и используется не только для приготовления пищи, но и в медицине, и в быту.
Задачи:
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Выяснить, откуда берется соль, как её добывают, где ее используют.
Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё, почему соль
разная.
Выяснить, почему соль называют — помощницей, волшебницей.
Исследовать свойства соли опытным путем.
Формировать представления детей о разных видах соли (экстра, каменная, поваренная, морская).
Найти сведения о соли в разных художественных произведениях, пословицы и загадки о соли.
Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.
Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.
Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.
Расширить представление детей о гостеприимстве.
Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству, посредством сказок, загадок, пословиц и поговорок.
Развивать мышление, любознательность, наблюдательность, познавательные способности детей.
Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
Обогащать устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
II этап Подготовительный.
1. Сообщить детям и родителям тему проекта.
Вопросы:
Почему еда без соли не вкусная?
Что такое соль?
Что мы знаем о соли?
Какая бывает соль?
Что хотим узнать? (Откуда берут соль, почему море соленое, где еще используют соль, соль вредная или полезная)
2. Подобрать материал об истории возникновения соли в быту.
2. Подбор художественной литературы: исторические факты, сказка, загадки, пословицы и поговорки.
3. Памятка для родителей: «Как вырастить кристаллы соли», рекомендации «Проведите дома опыты с детьми», консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», папка - передвижка «Соль - враг, соль - друг».
4. Наблюдение «Как мама использует соль»
5. Игровая деятельность: с/р игра «Кухня», «К нам гости пришли»,
«Готовим салат».
6. Подготовка материалов и оборудования для опытов и экспериментов
III этап Реализация проекта.
1. Проведение опытов и экспериментов с солью.
«Соль хрустит»
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на нее сухой ложкой, после чего услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день. Сделали вывод, что соль, как снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
«Соль – волшебница»
Насыпали соль и внимательно изучили ее внешний вид, на вкус и запах. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая.
«Соль крупная и мелкая»
Насыпать соль: столовую, морскую, каменную. Рассмотреть кристаллы соли. Выяснили, что соль бывает мелкого и крупного помола, представляет собой бесцветные кристаллы.
«Соль растворяется в воде»
Для следующего опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать. И выяснили что, при взаимодействии с водой соль растворяется.
«Соль в горячей и холодной воде»
Мы взяли два стакана с горячей и холодной водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой». Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной. Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
«Плавающее яйцо»
Для опыта взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в оба стакана яйца, там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки. Сделали вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»).
«Засолка огурцов»
Мы для опыта взяли две банки. Заполнили их огурцами. Одну банку залили пресной водой, а в другую соленой водой - рассолом. Через несколько дней в банке с пресной водой ничего не произошло, а в банке с рассолом огурцы стали солеными и хрустящими. Сделали вывод: с помощью соленой воды можно солить овощи.
«Выращивание кристаллов».
Для выращивания кристалла мы поместили в концентрированный раствор соли веревочку так, чтобы она не касалась стенок емкости. Через 4 дня обратили внимание, что результата нет. Добавили в раствор еще соли. На 5 день наблюдаем появление небольшого белого налета. Дети очень рады хоть и маленькому, но результату. Через неделю веревочка хорошо покрылась соляными кристаллами. Вывод: возможно в домашних условиях вырастить кристаллы.
«Соль — чистящее средство».
Почистили солью бокалы из-под чая. Вывод: можно использовать соль в качестве чистящего средства.
«Соль растапливает лед».
Посыпали солью кусочки льда. Лед постепенно превращался в воду. Вывод: при соприкосновении льда с солью, лед превращается в воду, поэтому солью посыпают дорожки во время гололеда.
«Соленое - не соленое».
Взяли огурец, помидор, яйцо. Разрезали их пополам. Одни половинки посыпали солью. Попробовали. Вывод: посоленная еда вкуснее еды без соли.
«Замерзает - не замерзает»
Налили в две емкости воды. В одной емкости пресная вода, во второй емкости соленая вода. Отнесли на кухню в морозильную камеру. Утром принесли в группу. Сделали вывод: пресная вода замерзает быстрее, чем соленая.
2. Чтение сказки о соли. Разучивание пословиц и поговорок о соли, отгадывание загадок.
3. Игровая деятельность
Сюжетно - ролевые игры: «Кухня», «К нам гости пришли»,
«Готовим салат».
Дидактические игры: «Выбери правильное слово», «Узнай на вкус», «Что для чего?», «Что с чем стоит рядом?», «Что лишнее?», «Где что лежит?».
Игра-эстафета с мешочками с пеком.
1. Чья команда быстрее перенесет мешочки в корзину.
2. Чья команда быстрее пройдет с мешочком на голове.
3. Бросание мешочков в обруч.
4. Творческая деятельность: рисование солью «Белый медведь», «Домик», «Цветок», лепка из соленого теста.
IV этап. Заключительный.
У детей повысился уровень знаний о соли и ее свойствах, как она попадает к нам на стол, обогатился словарный запас.
Дети провели много интересных опытов с солью.
Дети научились различать виды соли.
Ребята освоили технику рисования и лепки с помощью соли.
Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях.
И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу.
А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть
необычными!
Соль обладает необычными свойствами и используется не только для приготовления пищи, но и в медицине, и в быту.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что изучение соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира.
Приложение.
Сказка про соль.
Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.
Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:
- Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.
Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.
Пословицы о соли
Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:
• Соли нет, так и слова нет.
• Без соли и стол кривой.
• Без соли и хлеб не естся.
• Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
• Хоть бы песок, лишь бы солил.
• Соли не жалей, так и есть веселей.
• Несолоно хлебавши.
• Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка)
• Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
• От хлеба–соли не отказываются.
• Хлеб-соль и разбойника смиряет.
• Хлеб-соль не бранится.
• Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
• Хлеб да соль, ем да свой.
• Надо хлеб-соль помнить.
• Ешь солоней, жить будешь веселей.
• На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
• Без соли, без хлеба, худая беседа.
• Без хлеба, без соли никто не обедает.
• Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
• Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
• Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
• За хлебом-солью всякая шутка хороша.
• Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
• Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
• Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
• Я помню твою хлеб-соль.
• Хлеб-соль взаимное дело.
• От хлеба-соли не отказываются.
• Хлеб да соль, и обед пошел!
• Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
• Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
• После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
• Хлеб-соль платежом красна.
• Чтоб потом положить по щепотке
• В миски, платки, горшки, сковородки.
• Рис и рыба, фасоль и салат
• Сразу стали вкусней во сто крат!
• Без денег торговать, как без соли хлебать.
• Насыпать соль на хвост.
• Соль варим, а сами в нужде сидим.
• Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
• Хлеб-соль и во сне хорошо.
• Хлеб соль кушал, а не послушал.
• Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.
• Присоля хлебнешь. Посоля все съешь.
• Щи капустою пригожи, а солью укусно.
• Грех куском макать в соль.
Загадки о соли
• Меня не едят — и без меня мало едят.
• В воде родится, а воды боится.
• Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.
• Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает. (загадка).
• Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.
• В воде родится, а воды боится.
• В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
• Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
• Что в избе за белая Марья? (соль).
• Белый камень из горы,
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. (соль).