Получи документы

Проект «Соль — символ чистоты и дружбы» в старшей группе (6 фото)

Ольга Попова
Проект «Соль — символ чистоты и дружбы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Проект в старшей группе

Я, конечно, очень нужен.

Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурца,

Не заправишь холодца.

Но не только лишь в еде -

Я живу в морской воде.

Если льет слеза из глаза,

Вкус припомнишь мой ты сразу.

Кто догадлив, говорит:

Это - соль.

Воспитатель: Попова Ольга Николаевна

Актуальность реализации проекта:

Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское

название Солнца – Солонь.

«Соль - это подарок или загадка природы?»

Публикация «Проект „Соль — символ чистоты и дружбы“ в старшей группе» размещена в разделах

В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре солончаковые растения, а золу использовали в качестве приправы.

Соль ценилась во все времена, а в древние времена она ценилась на вес золота. Так ведь и в самом деле, как прожить без нее? Без золота можно, а вот без соли - никак.

В средние века ее цена была настолько высока, что она играла роль денег. В Древнем Риме ею платили воинам жалование, а чиновникам ее выдавали как паек. Еще с тех давних времен, она преподносилась всем гостям в знак расположения и дружбы. Соль хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на участки земли.

С древних времен существует традиция встречать гостей хлебом и солью — это значит желать им добра и благополучия. Такое угощение помогало подружиться хозяину и гостю.

Соль подавали на стол, как признак богатства и солонку ставили возле самого почетного гостя. И сейчас гостеприимных хозяев называют «хлебосольными».

Наши предки верили, что соль защищает от злых сил. Существует обычай солить новорожденных, класть в кроватку мешочек с солью — это защита малышей от злых духов.

На Руси с солью связывались легенды, мифы, пословицы и поговорки, сказки и приметы.

Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая

русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши

дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для

производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.

Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих

удаётся обойтись, а без соли – нет.

Искусство солить мясо и рыбу пришло к нам из Древнего Египта, где были организованы специальные рыбосолельни. А для чего солили мясо и рыбу? Конечно же, для длительного хранения, ведь тогда холодильников не было.

Вывод: соль имеет свойство убивать микробы, является антисептиком, не даёт портиться продуктам.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, творческий.

Проблема: Соль — незаменимый продукт питания, о котором мы ничего не знаем.

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).

Участники проекта: дети, педагог, родители.

Предполагаемый результат:

Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, научатся использовать разные методы для получения информации.

У детей появляется интерес к исследованию окружающего мира.

У детей должны сформироваться опытно- исследовательские навыки и развиться познавательный интерес к ним.

Понимать пословицы, загадки о соли.

Пополнение предметно – развивающей среды.

У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.

I этап Целеполагание.

Цель проекта: Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества. Соль обладает необычными свойствами и используется не только для приготовления пищи, но и в медицине, и в быту.

Задачи:

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Выяснить, откуда берется соль, как её добывают, где ее используют.

Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё, почему соль

разная.

Выяснить, почему соль называют — помощницей, волшебницей.

Исследовать свойства соли опытным путем.

Формировать представления детей о разных видах соли (экстра, каменная, поваренная, морская).

Найти сведения о соли в разных художественных произведениях, пословицы и загадки о соли.

Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.

Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.

Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

Расширить представление детей о гостеприимстве.

Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству, посредством сказок, загадок, пословиц и поговорок.

Развивать мышление, любознательность, наблюдательность, познавательные способности детей.

Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.

Обогащать устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

II этап Подготовительный.

1. Сообщить детям и родителям тему проекта.

Вопросы:

Почему еда без соли не вкусная?

Что такое соль?

Что мы знаем о соли?

Какая бывает соль?

Что хотим узнать? (Откуда берут соль, почему море соленое, где еще используют соль, соль вредная или полезная)

2. Подобрать материал об истории возникновения соли в быту.

2. Подбор художественной литературы: исторические факты, сказка, загадки, пословицы и поговорки.

3. Памятка для родителей: «Как вырастить кристаллы соли», рекомендации «Проведите дома опыты с детьми», консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», папка - передвижка «Соль - враг, соль - друг».

4. Наблюдение «Как мама использует соль»

5. Игровая деятельность: с/р игра «Кухня», «К нам гости пришли»,

«Готовим салат».

6. Подготовка материалов и оборудования для опытов и экспериментов

III этап Реализация проекта.

1. Проведение опытов и экспериментов с солью.

«Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на нее сухой ложкой, после чего услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день. Сделали вывод, что соль, как снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

«Соль – волшебница»

Насыпали соль и внимательно изучили ее внешний вид, на вкус и запах. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая.

«Соль крупная и мелкая»

Насыпать соль: столовую, морскую, каменную. Рассмотреть кристаллы соли. Выяснили, что соль бывает мелкого и крупного помола, представляет собой бесцветные кристаллы.

«Соль растворяется в воде»

Для следующего опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать. И выяснили что, при взаимодействии с водой соль растворяется.

«Соль в горячей и холодной воде»

Мы взяли два стакана с горячей и холодной водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой». Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной. Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

«Плавающее яйцо»

Для опыта взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в оба стакана яйца, там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки. Сделали вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»).

«Засолка огурцов»

Мы для опыта взяли две банки. Заполнили их огурцами. Одну банку залили пресной водой, а в другую соленой водой - рассолом. Через несколько дней в банке с пресной водой ничего не произошло, а в банке с рассолом огурцы стали солеными и хрустящими. Сделали вывод: с помощью соленой воды можно солить овощи.

«Выращивание кристаллов».

Для выращивания кристалла мы поместили в концентрированный раствор соли веревочку так, чтобы она не касалась стенок емкости. Через 4 дня обратили внимание, что результата нет. Добавили в раствор еще соли. На 5 день наблюдаем появление небольшого белого налета. Дети очень рады хоть и маленькому, но результату. Через неделю веревочка хорошо покрылась соляными кристаллами. Вывод: возможно в домашних условиях вырастить кристаллы.

«Соль — чистящее средство».

Почистили солью бокалы из-под чая. Вывод: можно использовать соль в качестве чистящего средства.

«Соль растапливает лед».

Посыпали солью кусочки льда. Лед постепенно превращался в воду. Вывод: при соприкосновении льда с солью, лед превращается в воду, поэтому солью посыпают дорожки во время гололеда.

«Соленое - не соленое».

Взяли огурец, помидор, яйцо. Разрезали их пополам. Одни половинки посыпали солью. Попробовали. Вывод: посоленная еда вкуснее еды без соли.

«Замерзает - не замерзает»

Налили в две емкости воды. В одной емкости пресная вода, во второй емкости соленая вода. Отнесли на кухню в морозильную камеру. Утром принесли в группу. Сделали вывод: пресная вода замерзает быстрее, чем соленая.

2. Чтение сказки о соли. Разучивание пословиц и поговорок о соли, отгадывание загадок.

3. Игровая деятельность

Сюжетно - ролевые игры: «Кухня», «К нам гости пришли»,

«Готовим салат».

Дидактические игры: «Выбери правильное слово», «Узнай на вкус», «Что для чего?», «Что с чем стоит рядом?», «Что лишнее?», «Где что лежит?».

Игра-эстафета с мешочками с пеком.

1. Чья команда быстрее перенесет мешочки в корзину.

2. Чья команда быстрее пройдет с мешочком на голове.

3. Бросание мешочков в обруч.

4. Творческая деятельность: рисование солью «Белый медведь», «Домик», «Цветок», лепка из соленого теста.

IV этап. Заключительный.

У детей повысился уровень знаний о соли и ее свойствах, как она попадает к нам на стол, обогатился словарный запас.

Дети провели много интересных опытов с солью.

Дети научились различать виды соли.

Ребята освоили технику рисования и лепки с помощью соли.

Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях.

И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу.

А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть

необычными!

Соль обладает необычными свойствами и используется не только для приготовления пищи, но и в медицине, и в быту.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что изучение соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира.

Приложение.

Сказка про соль.

Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.

Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:

- Как вы, доченьки, любите меня?

- Как золото, - ответила старшая дочь.

- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.

- Как соль, - сказала младшая, Марушка.

Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.

И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.

Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.

Пословицы о соли

Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:

• Соли нет, так и слова нет.

• Без соли и стол кривой.

• Без соли и хлеб не естся.

• Без хлеба не сытно, без соли не сладко.

• Хоть бы песок, лишь бы солил.

• Соли не жалей, так и есть веселей.

• Несолоно хлебавши.

• Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка)

• Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!

• От хлеба–соли не отказываются.

• Хлеб-соль и разбойника смиряет.

• Хлеб-соль не бранится.

• Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

• Хлеб да соль, ем да свой.

• Надо хлеб-соль помнить.

• Ешь солоней, жить будешь веселей.

• На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).

• Без соли, без хлеба, худая беседа.

• Без хлеба, без соли никто не обедает.

• Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

• Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.

• Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.

• За хлебом-солью всякая шутка хороша.

• Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).

• Подавая соль - смейся, не то поссоришься.

• Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.

• Я помню твою хлеб-соль.

• Хлеб-соль взаимное дело.

• От хлеба-соли не отказываются.

• Хлеб да соль, и обед пошел!

• Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.

• Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).

• После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.

• Хлеб-соль платежом красна.

• Чтоб потом положить по щепотке

• В миски, платки, горшки, сковородки.

• Рис и рыба, фасоль и салат

• Сразу стали вкусней во сто крат!

• Без денег торговать, как без соли хлебать.

• Насыпать соль на хвост.

• Соль варим, а сами в нужде сидим.

• Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.

• Хлеб-соль и во сне хорошо.

• Хлеб соль кушал, а не послушал.

• Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.

• Присоля хлебнешь. Посоля все съешь.

• Щи капустою пригожи, а солью укусно.

• Грех куском макать в соль.

Загадки о соли

• Меня не едят — и без меня мало едят.

• В воде родится, а воды боится.

• Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.

• Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает. (загадка).

• Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.

• В воде родится, а воды боится.

• В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).

• Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).

• Что в избе за белая Марья? (соль).

• Белый камень из горы,

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает. (соль).

Проект «Соль — символ чистоты и дружбы» в старшей группе
Фото «Соль — символ чистоты и дружбы»
Проект  в старшей группе - фото
Фото №1 Проект в старшей группе Я конечно очень нужен Фото №2 Без меня не сваришь ужин Не засолишь огурца Не заправишь холодца Фото №3 Но не только лишь в еде Я живу в морской воде
Публикации по теме:

Исследовательский проект «Волшебная соль» Актуальность: Дети дошкольного возраста очень любопытны и они настроены на познание окружающего мира. Данный проект создан для знакомства.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная соль» в старшей группе Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность Программные.

Конспект ООД «Соль друг-соль-враг» Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на открытом просмотре ООД. Тема проводимой сегодня ООД «Соль друг-соль враг!».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Соль — волшебница» в старшей группе Цель: развить интерес к экспериментальной и опытнической деятельности, формировать представления детей о соли и ее свойствах; развивать.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Воспитатель: Лихачёва Л. Н. 2018г. «Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Задачи: Воспитывающие.

Проект по нравственному воспитанию «Цветок дружбы» для детей старшей группы Название проекта: «Цветок дружбы» Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатель. Образовательные области, в рамках которых.

Проект «Школа чистоты» по здоровьесбережению и здоровьеформирование в условиях детского сада Цель проекта: Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих является необходимым условием воспитания здорового.

Проект «Эта удивительная соль» в подготовительной к школе группе В нашей группе прошел краткосрочный проект "Эта удивительная соль ". Цель проекта: формировать познавательную активность детей в процессе.

Занятие опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» в старшей группе Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль» Цель: Систематизировать представление детей о соли.

Занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль» Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Соль — символ чистоты и дружбы» в старшей группе
Опубликовано: 3 мая 2019 в 18:25
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Соль — символ чистоты и дружбы» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД