Людмила Абаджерова
Конспект интегрированного НОД «Русская матрешка — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Матрешки»
Цель: ознакомление и расширение представлений детей о народных промыслах и истории создания народных игрушек, развитие лексико-грамматических компонентов по данной теме.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
уточнять и расширять словарный запас по теме «народные промыслы»;
совершенствовать грамматический строй речи;
учить отвечать полным ответом;
закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
закреплять умение согласовывать существительные с числительными;
Публикация «Конспект интегрированного НОД „Русская матрешка — символ России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
закрепить умение составлять рассказ-описание Запомнить словарные слова Родина, Россия
Коррекционно – развивающие:
развивать память, внимание, воображение;
развивать мелкую и общую моторику.
Развивать наглядно-образное мышление.
Коррекционно – воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к занятию;
воспитывать уважительное отношение к народной культуре;
воспитывать чувство самоконтроля за собственной речью.
Воспитывать патриотизм
Оборудование: сундук, народные игрушки, матрешка, предметные картинки, гуашь, пять матрешек с заданиями, мяч, мемо матрешки, трафарет матрешки, вода, кисточки
Словарная работа: русская матрёшка, Матрена, сарафан, платок, передник, рубаха, расписная, нарядная, красивая, разноцветная.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла,
Сундучок тот не простой
И товар в нем расписной.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская… (матрешка).
(Ответы детей).
2. Беседа об истории появления русской матрёшки
Воспитатель: – Молодцы, ребята. Вы правильно отгадали, это русская матрешка. И она пришла к нам в гости. Посмотрите и скажите, какая матрешка? (яркая, нарядная, красивая, румяная, круглолицая расписная, лакированная, большеглазая).
1. (Ответы детей) Задание «Разложи по порядку»
Воспитатель: - Матрёшка пришла к нам не одна, а с подружками, у которых для вас есть задания. Перед вами пять матрёшек, ваша задача - выстроить их правильно в ряд. Какая матрёшка будет самая первая в ряду? А какая самая последняя?
Ответы детей. Дети подходят к столу и раскладывают матрёшек в ряд, считают их. Какая матрешка самая большая? Самая маленькая).(Посчитать)
- Молодцы, ребята!
Все матрешки встали в ряд,
Вышли словно на парад.
Воспитатель: - Появилась матрешка давно, более 100 лет назад в местечке Сергиев Посад под Москвой. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время она появилась у нас в России. Токарь Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин. Создали ее. (Слайд 1) Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый расписной русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек и назвали русским именем – Матрёна. (Слайд 2) Любимая краска мастеров – гуашь. В первую очередь расписывают лицо и косынку, потом сарафан и передник, рукава сарафана, а затем уже цветы. Расписную матрешку трижды покрывают лаком вручную. Матрёшки бывают разные (Слайд 3). Самыми популярными считаются Полхов-Майдановские и Семёновские матрешки.
(Слайд 7) Город Сергиев Посад называют столицей русской игрушки. А все потому, что с момента основания, город населяли кустари, художники и резчики. Здесь около ста лет назад родилась первая русская кукла – матрешка, которая в1900 году поехала на всемирную выставку в Париж, став образом быта и промысла всей России. Чтобы отличить настоящую Сергиево-Посадскую матрешку, нужно обратить свое внимание на технику росписи, выполненную без выжигания, полностью покрывающую всю деревянную форму цветом, и украшенную характерным узором, называемым «тычок» Вторым критерием для традиционной матрешки является цветовая гамма, состоящая не более, чем из 4-5 ярких и контрастных цветов (красный, желтый, синий, зеленый и тд)
- Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, Какие узоры есть на этой матрёшке?
- Дети: шиповник, яблоко.
- Воспитатель: Верно. Семёновскую матрёшку украшает большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Для семёновской матрёшки характерны яркие цвета, в основном жёлтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок чаще жёлтым цветом. Слайд № 8
Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрёшек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Голова у Полхов-Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: «шиповник», «большая роза» и другие. (Слайд 9)
Кроме того матрешки бывают авторскими, не похожими на какую-то роспись.
2. Задание «Из чего какой?» (выполняется с мячом)
Воспитатель:
- Как вы думаете, из чего делают матрешку? (Ответы детей).
- Вы правы, матрешек делают из дерева (липа, береза, осина). А сейчас мы вспомним, из каких материалов ещё изготавливают игрушки!
(Воспитатель называет материал и бросает мяч ребенку. Ребенок, в свою очередь, образовывает прилагательное, называющее предмет, изготовленный из названного материала, и бросает мяч назад).
Свистулька из глины – глиняная.
Мяч из резины – резиновый.
Матрёшка из дерева – деревянная.
Кубик из пластмассы – пластмассовый.
Игрушка из бумаги – бумажная.
Барабан из картона – картонный
Паровозик из железа – железный.
Шар из стекла – стеклянный.
Мишка из кожи – кожаный.
Игрушка из войлока-войлочная.
Барышня из соломы-соломенная.
- Молодцы! Вот сколько есть материалов, из которых делают игрушки!
3. Задание «Посчитай от 1 до 10»
Воспитатель: - надо собрать матрешек из кусочков от 1 до 10
4. Физкультминутка
Воспитатель:
Мы весёлые матрёшки (вращение кистями рук)
Ладушки, ладушки (хлопки)
На ногах у нас сапожки (ноги на пятку)
Ладушки, ладушки. (хлопки)
Завязали мы платочки (завязывают платочки)
Ладушки, ладушки. (хлопки)
Раскраснелись наши щечки (похлопывание по щекам)
Ладушки, ладушки. (хлопки)
В сарафанах наших пёстрых (наклоны)
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры (повороты)
Ладушки, ладушки.
5. Задание «Найди пару матрешке»
(Карточки с изображением матрешек раскладываются по парам)
6. Задание «Собери слово с матрешками»
(Дети выстраивают матрешек по росту (на каждой буква)
1 ребенок выкладывает слово Игра
2 ребенок выкладывает слово Родина
3 ребенок выкладывает слово Россия
Молодцы ребята и с этим заданием Вы справились.
Воспитатель: Теперь представьте, что вы в мастерской, возьмите себе ваши матрешки (заготовки) и распишите ее по своему вкусу. Но прежде, чем мы будем рисовать, необходимо размять пальчики.
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело –
Украшай матрешек смело.
(Дети украшают матрешек узорами).
Но прежде, чем мы будем рисовать, необходимо размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Мы – красавицы матрешки (разжимают кулаки, шевелят пальчиками)
Разноцветные одежки.
Раз – Матрена, два – Малаша (загибают пальцы)
Мила – три, четыре – Даша.
Маргарита – это пять.
А с Марией будет шесть
Нас нетрудно перечесть.
Воспитатель:. Я Вам предлагая расписать матрешек цветочными узорами. Мы будем украшать их росписью Полхов-Майдановской росписью, и это станет Вашей авторской работой. Сначала мы нарисуем черным восковым мелком контур цветка, а потом раскрасим его выбранным цветом.
Дети работают самостоятельно. Воспитатель оказывает словесную помощь. По окончании работы проводится выставка рисунков.
- Воспитатель: Очень яркие, весёлые матрёшки получились у нас! Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке?
7. Рефлексия
Воспитатель: - Вот какая у нас получилась ярмарка!
- Что нового вы узнали о народной игрушке?
- Что большего всего понравилось на занятии?
- Что было трудно для вас?
- В награду за ваши старания матрешка принесла вам подарок (в большой матрешке лежат конфеты)