Наталия Кущ
Конспект интегрированной НОД «Путешествие в прошлое электрической лампочки» в дошкольной старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с историей электрической лампочки.
Задачи:
обучающие: расширять представление детей о целостной картине мира, познакомить с историей возникновения электрической лампочки, обогащать представление о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.
развивающие: развивать интерес к прошлому этого предмета, связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, творчество, фантазию.
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Путешествие в прошлое электрической лампочки“ в дошкольной старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Электрическая лампочка
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
воспитывающие: воспитывать познавательную детскую активность, любознательность. Вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому и настоящему электрической лампочки.
Материалы и оборудование: часы, факел, спички, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, фанарик, различные светильники; картинки с изображением всех этих предметов; фломастеры, трафареты лампочек; ИКТ.
Методы и приемы: наглядный демонстрационный и раздаточный дидактический материал, загадка, вопросы, беседа, рассказ; физминутка, пальчиковая гимнастика.
Мотивация: путешествие в музей прошлого электрической лампочки.
Словарная работа: компос, очаг, пещера, лучина, свеча, фитиль, керосиновая лампа, электролампочка, фанарик, люстра, бра, торшер.
Ход НОД.
Приветсвие:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: дети, вы любите путешествовать? Хотите мы сегодня с вами отправимся в путешествие? А в какое путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(электрическая лампочка)
Воспитатель: молодцы, вы правильно отгадали загадку – это электрическая лампочка. Ребята, что мы делаем, войдя в темную комнату?
Дети: включаем свет.
Воспитатель: Ну, конечно же, включаем свет, и сделать это проще простого, нужно просто нажать на выключатель. А сейчас мы отправимся в путешествие, где жили предки электрической лампочки. И помогут нам в этом волшебные часы, с их помощью мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом электрической лампочки. Вы досчитаете до 5, а я буду крутить стрелки часов назад. Закрывайте глаза, считаем: раз, два, три…. – мы пришли. Открывайте глаза. (на экране появляется картинка с изображением пещеры). Мы с вами очутились в пещере древнего человека. Посмотрите, какой в ней тусклый свет, как вы думаете, почему?
Дети: (предположительные ответы) нет электричества, лампы, люстры.
Воспитатель: правильно ребята, электрическая лампочка появилась не сразу.
Единственным источником света для человека было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Трудно было человеку, пока он не научился пользоваться огнем. Первым «осветительным прибором» стал для человека - костер. Он горел в пещере, давал и свет и тепло, а также служил защитой от хищников. Но со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, то она загорается, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился «факел». Факел – это палка, на конце которой наматывали промасленную паклю. С факелами не только ходили по улице, но и для освещения помещения укрепляли его на стене. Ребята, как вы думаете, удобно было использовать для освещения факел.
Дети: нет. Он быстро перегорал, от него шел едкий дым.
Воспитатель: люди старались вставать с первыми лучами солнца, а с заходом солнца ложились спать, пока, наконец, не додумались использовать «лучину» для освещения русской избы. Лучина - это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли внизу и зажигали, а другой конец был вверху, на пол ставили емкость с водой. (Воспитатель зажигает лучину, все наблюдают, как она горит, при этом воспитатель обращает внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит). Ребята, как вы думаете, такое освещение удобно?
Дети: нет. Плохо освещает помещение, быстро перегорает, неприятный запах, коптит, трудно дышать.
Воспитатель: прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Свечи делали сначала из пчелиного воска, бараньего сала, а затем из парафина. Внутри свечи есть фитиль, он сделан из ниток. Ребята, как вы думаете, чем не удобна свеча? (воспитатель показывает и зажигает свечу)
Дети: (предположительные ответы) ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, дает мало света, от неё идет неприятный запах.
Воспитатель: Затем люди заметили, что если кусочек веревочки обмакнуть в масло и поджечь, он будет хорошо и долго гореть. Так появились масленые лампы. Ими пользуются и сейчас, они называются «лампадками».
Шли десятилетия, и человек стремился придумать более удобное освещение своего жилья. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы. В ней можно было делать пламя сильнее и меньше. За стеклянной колбой пламя становилось безопасно. С такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. (Воспитатель показывает детям керосиновую лампу, объясняет принцип ее действия). Ребята, а как вы думаете, очень удобной была керосиновая лампа?
Дети: (предположительные ответы) нет. Не всегда есть керосин, свет тусклый, плохо освещает помещение. В неё постоянно надо наливать керосин. Если кто – то нечаянно опрокинет лампу, керосин разольется и вспыхнет огонь.
Воспитатель: правильно ребята.
Воспитатель: прошли годы, и русский инженер Александр Ладыгин создал электрическую лампочку, которая и сейчас в темные вечера и ночью освещает наши квартиры. Теперь в наших домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах висят бра, на столах стоят настольные лампы. (Воспитатель показывает различные светильники, обращая внимание на их внешний вид, цвет, форму, материал, строение, назначение). А теперь подумайте и скажите, как человек победил ночь и кто предок у электрической лампочки? (отвечать нужно полными предложениями).
Дети: человек победил ночь, предок у «электрической лампочки» огонь.
Воспитатель: чем служил огонь в то далекое время для первобытных людей?
Дети: (предположительные ответы) он был очагом, кухонной плитой, печкой, освещал помещения.
Воспитатель: (работа в группах) а теперь поделитесь на две команды. Каждой команде я дам задание, 1-й команде задание: «Найди лишнее» (карточки, на которых изображены: электрический фонарик, костер, электрическая лампочка, спички, свеча, керосиновая ламп, светильник, люстра, бра, топор, а 2-ой команде задание: «Найди различия» (изображены две разные электрические лампочки).
Воспитатель: молодцы, вы правильно справились с заданием! А сейчас мы с вами проведем игру «Путь к свету»: на картинках изображены предметы, которые являются предками электрической лампочки. Вам нужно расположить их в той последовательности, в которой они появлялись, когда их придумывали люди? И рассказать все, что вы знаете об этих предметах.
Дети: (предположительный рассказ) Сначала в пещерах люди зажигали очаг, костер. Затем придумали факел, чтобы освещать жилище и улицу. Потом придумали лучину – это щепка из березы, закрепленная на одном конце, но она быстро перегорала и давала тусклый свет. Далее появились свечи, их делали из пчелиного воска, бараньего сала. Затем научились из нефти делать керосин и появились керосиновые лампы, они освещали помещение, и с ними можно было, выходить и в дождь, и в ветер. И лишь затем появилась электрическая лампочка, которую создал русский инженер Александр Ладыгин. А сейчас есть разные виды современных электрических лампочек – это и светодиодные и энергосберегающие и просто лампы накаливания.
Воспитатель: теперь вы убедились, как неудобно жить без света. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет, а по вечерам он освещает улицы. Но вы должны знать, что когда на улице светло лампочке надо отдыхать, выключать. Так мы сохраним расход энергии, сбережём нефть, газ, уголь, добытые очень тяжелым трудом.
А теперь каждый из вас выберет один трафарет с изображением электрической лампочки, обведет её фломастером на своем листе бумаги и нарисует от её много яркого света.
Дети: (садятся за столы)
Пальчиковая гимнастика.
Дети рисуют, а затем рассматривают рисунки.
Воспитатель: вы прекрасно справились с заданием.
Воспитатель: А теперь нам нужно вернуться из прошлого в настоящее, я буду крутить стрелки вперед, а вы закроете глаза, и на счет 1,2,3, 4,5 откроете. Итак: 1,2,3, 4,5 – вот мы и очутились в реальном настоящем времени.
Рефлексия.
Воспитатель: вам понравилось наше путешествие в прошлое электрической лампочки. А что было самое интересное.
Дети: ответы детей.