Анфиса Садрисламова
Конспект индивидуального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий по теме «Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия, по теме : Автоматизация звука [Р]
Тема: Автоматизация звука [Р].
Оборудование: герой Чебурашка, рисунки (гриба, дерева и рыбы, песочный стол, домики (красный, зеленый, синий, предметные картинки, массажный мяч.
Программное содержание:
Задачи:
а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
б) коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
в) воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Здоровьесберегающие технологии :
-артикуляционная гимнастика,
-дыхательная гимнастика,
- развитие мелкой моторики ;
- упражнение с использованием массажных мячей;
- Аурикулотерапия;
-Хромотерапия.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик- друг ребят,
С ним встрече каждый будет рад!
Логопед: -Вот наш гость - Чебурашка. Но он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Чебурашка еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.
Ребенок: Да.
Логопед: А что нужно сделать, чтобы язычок был ловким и умелым?
Ребенок: сделать зарядку для язычка.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: - Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения:
- «Чашечка»- 5 сек.
- «Грибок»- 5 сек.
- «Маляр»- 5 раз.
- «Вкусное варенье»- 5 раз.
- «Лошадка»- 5 раз.
- «Мотор»- 5-7 раз.
- «Барабанщики»- 5-7 раз.
2. Повторение артикуляции звука [Р] :
- Передай рычание злой собаки, звучание трубы, карканье вороны.
- Давай расскажем Чебурашке о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
( Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).
Логопед: Молодец.
3. Развитие мелкой моторики.
Логопед: - Чебурашка принес картинки и краски. Посмотри на картинки и назови что на них нарисовано.
Логопед: Правильно. (дерево, гриб, рыбка). Давай раскрасим их, чтобы Чебурашка порадовался. Посмотри, у нас на столах есть краски, а кисточки нет, чем же мы будем рисовать?
Ребенок: (Пальчиками).
Логопед: Верно. Сегодня мы будем рисовать не совсем обычным способом. Мы будем рисовать – пальчиками. (ребенок раскрашивает картинки.)
Логопед: Умничка!
4. Повторение чистоговорок.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
Логопед: -Научим Чебурашку произносить чистоговорки со звуком [Р]?
В чистоговорке ребенку предлагается продолжить фразу и закончить ее словом.
Ры-ры-ры. У нас в руках —? (шары)
Ра-ра-ра. Начинается —? (игра)
Ру-ру-ру. Бью рукою по —? (шару)
Ро-ро-ро. Шар упал в —? (ведро)
Ра-ра-ра, ра-ра-ра. Вот глубокая… (нора)
Ры-ры-ры, ры-ры-ры. Лиса с лисенком у… (норы)
Ру-ру-ру, ру-ру-ру. Лиса юркнула в. (нору)
Ру-ру-ру,ру-ру-ру. Мы залезли на (гору)
Ру-ру-ру. А я ягод … (наберу)
Ра-ра-ра. Были мы в гостях вче- … ра!
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, интересная иг. ра!
Ро-ро-ро, ро-ро-ро. Потерял петух перо!
Ор-ор-ор. Вышли мы гулять во… двор.
Ур-ур-ур. Во дворе кормили кур.
Арь-арь-арь. Во дворе висит фонарь.
5. Работа с песочным столом.
а) «Назови слово и определи место звука».
Логопед: -Наш гость приготовил нам интересное задание. Погляди! (На планшете 3 домика (красный, синий, зеленый). Нам нужно разложить предметы по домикам. Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова посели в первый домик, посередине- синий, в конце- зеленый.
( Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).
б) Игра «Назови ласково» (с помощью массажного мяча).
Логопед: – Я буду бросать тебе мяч и называть предмет, а ты будешь называть этот предмет ласково и бросать мне мяч обратно.
Роза- розочка;
Торт- тортик;
Карандаш- карандашик;
Топор- топорик;
Рубашка- рубашечка;
Рамка- рамочка;
Кровать- кроватка;
Светофор- светофорчик;
Кресло- креслице;
Тарелка-тарелочка.
Логопед: -Посмотри, Чебурашка немного повеселел. Он тоже придумал для тебя интересную игру.
«Чебурашка» (Ребенок выполняет соответствующие движения).
6. Игра «Что для чего нужно?»
Попробуйте, ребята
Отгадать мои загадки
Никто ответ не подскажет,
А зеркало вам их покажет.
1) Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым, важным
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым
Ребенок: - Нос!
Логопед: -Для чего нужен нос?
Ребенок: ответ
Дыхательная гимнастика «Очищающее дыхание».
Правую ноздрю закрываем указательным пальцем правой руки, левой ноздрей сделали тихий, продолжительный вдох;
Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихий, продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
2) У зверюшки на макушке,
А у нас – ниже глаз.
Ребенок: -Уши.
Логопед: -Для чего нужны уши?
Ребенок: -Ответ.
Логопед:-А чтоб ушки не болели сделаем массажик.
Аурикулотерапия
Ушки растираем сверху вниз мы быстро (растираем пальцами ушную раковину сверху вниз)
Их вперед сгибаем (сгибают ушную раковину вперед)
Тянем вниз за мочки (оттягиваем за мочки вниз)
А потом руками трогаем мы щечки (похлопываем руками щечки).
3) Два Егорки живут возле горки.
Живут дружно, а друг на друга не глядят.
Ребенок: - Глаза.
Логопед: -Для чего нужны глаза?
Игра «Живая радуга» (Хромотерапия).
Закройте глаза. Представьте себе какого цвета ….
Смех / красный
Печаль / серый
Доброта / розовый
Боль / черный
Красота / голубой, зеленый
Ложь / коричневый
Счастье / волшебный переливающийся цвет радуги.
4) За красными жердочками
Сидят белые курочки.
Ребенок : -Губы, зубы.
Логопед: -Для чего нужны рот, губы, зубы?
Ребенок: - Ответ.
5) Горшочек умен,
Семь дырочек в нем.
Ребенок: - Голова.
Логопед: -Для чего нужна голова?
Ребенок: - Ответ.
6) У двух матерей
По пяти сыновей
Одно имя всем.
Ребенок: - Руки и пальцы.
Логопед: - Для чего нужны руки?
Ребенок: - Ответ.
Логопед: -А еще мы умеем рассказывать стихотворение пальцами.
Раз, два – дружно встали, (шагаем на месте)
Руки прямо мы поставим. (руки на поясе)
Три, четыре – разведем, (руки в стороны)
Заниматься мы начнем. (наклоны вперед с касанием руками носка ноги (левая рука, правая нога; правая рука-левая нога)
С пятки станем на носок, (поднялись на носочки, руки на поясе)
Вправо, влево посмотрели, (повороты головы влево-вправо)
На носочки мы присели (приседания)
И как птички полетели. (побежали)
Раз, два – выше голова, (шагаем на месте)
Три, четыре – руки шире! (руки в стороны)
Пять, шесть – тихо сесть! (приседания)
Солнце красное взойдет, (встали, руки вверх)
Утро красное придет. (прыжки на месте)
Логопед: Молодец!
7. Логопед: -Следующая игра, которую приготовил для тебя Чебурашка называется «Закончи слово».
РА-РА-РА
Начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
-Я начинаю слово, а ты добавь РА:
ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.
РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.
А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.
8. Игра «Путаница».
Логопед: - И еще одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений.
* Расцвели на клумбе козы,
В огород забрались розы.
* Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.
* На конверт наклею маску,
На лицо надену марку.
* Я возьму от сыра кошку,
Угощу я нашу корку.
Подведение итогов.
Логопед: -Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Чебурашку. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].