Светлана Бажина
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Ш».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Автоматизация звука Ш».
Цели: автоматизация звука Ш; развитие подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; развитие общей и мелкой моторики, нормализация мышечного тонуса, развитие мимики, голоса, дыхания.
Оборудование: ковёр, искусственные ёлочки, под ними веточки; готовые снежинки, бумага, ножницы. 4силуэта мишек; морковка на тарелочке, закрытая салфеткой; схема артикуляции звука Ш; на карточках разные буквы + буква Ш, слоговые дорожки; игрушечный мишка, одетый в шапку, шубку, шарф.
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Автоматизация звука Ш“,» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй, Катюша. Проходи, пожалуйста. я очень рада нашей новой встрече. Катя, я предлагаю тебе сегодня отправиться на прогулку в сказочный лес. Ты согласна?
Ребенок:….
Логопед: Тогда поторопись, отправляемся в необычное путешествие. Ты готова?
Ребенок:….
2. Развитие общей моторики.
Логопед: На улице много снега, и чтобы пройти по лесной дорожке, нам понадобятся лыжи.
/ Имитация надевания лыж, лыжным шагом передвигаемся по кабинету. Логопед оречевляет деятельность, хвалит девочку: Катя, как ты красиво передвигаешься, спинку держишь ровно, движения плавные. Молодец! /
3. Работа над дыханием.
Логопед: Вот и наш лес. Посмотри, пошел снег. Закрой глаза и почувствуй,как на твои ладошки падают снежинки.
/ Логопед кладет на ладошки девочки красиво вырезанные снежинки /. Давай попробуем их сдуть с ладошки. Ребенок выполняет движения. А теперь подними их выше, еще раз попробуй сдуть. Молодец!
4. Развитие мелкой моторики.
Логопед: Посмотри, под елочкой лежит бумага и ножницы, как будто предлагают тебе самой вырезать снежинки. / Работа с ножницами и бумагой. Техника безопасности: предостеречь о возможных травмах. Разглядывание снежинки. /
5. Нормализация мышечного тонуса. Работа над дыханием.
Логопед: Холодно, руки замерзли. Чтобы согреть пальчики, давай подуем на них. Губы сделаем рупором. Воздух идет теплый. Греем каждый пальчик / добавляем звук Ш/.
6. Развитие общей моторики.
Логопед: Чтобы согреться. Давай поиграем в снежки. /Логопед с девочкой играют с крупяными мешочками. /
7. Развитие мимических мышц.
Логопед: Давай, Катюша, немного отдохнем. Посмотри, я приготовила для тебя силуэты мишек. А вот мордочки у них нарисовать не успела. Помоги мне, пожалуйста. Когда мишка радуется, у него какое лицо? /Девочка объясняет, затем рисует. / А если мишутку обидеть – он загрустит, тогда какая у него будет мордочка? / Аналогичная работа: испуган, удивлен/. Теперь я буду тебе показывать эти силуэты, а ты, попробуй, пожалуйста, изобразить это на своем лице.
8. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Молодец! Мишке очень понравилось, как ты делала это упражнение, и он дарит тебе морковку. / Девочка откусывает морковь/.
- Упр. «Чистим зубки» : - Пожевала морковку, теперь давай почистим язычком ротик, сначала верхние зубы, затем и нижние зубы.
-Упр. «Лопаточка»
- Упр. «Чашечка», если не получается, положить на язык кусочек морковки.
- Упражнение для губ: «хоботок, оскал».
9. Индивидуальное проговаривание звука. Упражнение «Шум деревьев».
Логопед: Представь, что ты дерево. Подними высоко руки вверх – это у нас веточки. Когда дует ветер, веточки деревьев колышатся и шумят –ш-ш-ш-ш. Пошуми, как дерево.
/ Логопед следит за произношением звука/.
10. Анализ артикуляции звука.
Логопед: Катюша, ты правильно произнесла звук Ш, но давай ещё раз вспомним, как образуется звук, как располагаются твои речевые органы, когда ты произносишь звук ш. / Девочка объясняет с опорой на схему:/.
11. Связь звука с буквой.
Логопед: Катюша, скажи, пожалуйста, какой буквой обозначается звук ш? /Девочка выбирает букву из ряда разных/.
– Давай теперь сложим букву Ш из веточек ёлки, которые лежат под деревом.
12. Автоматизация звука в слогах. Звуковые дорожки.
Логопед: /показывает силуэт грустного мишки/ Помоги мишке добраться до своей берлоги, он грустит, дорогу потерял.
- Добрался мишка. Повеселел / показывает силуэт веселого мишки/. А теперь он весело скачет по кочкам. / Логопед объясняет задание: миша стоит на круглой кочке, как он сможет добраться на другой берег? – только по круглым кочкам. /
13. Упражнения по развитие фонематического слуха.
Логопед называет слова, если ребенок услышит звук Ш, он показывает на букву «Ш» :
Дерево, шапка, шубка, шарф, ель, шишка, ветка, мишка.
14. Звуко-слоговой анализ.
Логопед показывает на игрушечного мишку, одетого в шубку, шапку, шарф и спрашивает: - Назови, во что одет мишка? Ребё нок: Шубка, шарф, шапка. Логопед: Раздели слова шапка, шубка, шарф на слоги. Почему ты так разделила? Что общего в этих трёх словах? Сколько звуков в слове шапка? Составь схему к слову шубка?
15. Автоматизация звука в словах : шишка, шубка, шарф, шапка.
Подбор эпитетов к данным словам. Какой мишка? Какая шубка и т. д.
16. Автоматизация звука в предложении.
Составление предложение со словами шишка, шубка, шарф, шапка. Одно предложение разбираем, делаем схему: Например, Миша надел шубу.
17. Итог работы: Логопед: Катюша, понравилось тебе в лесу. Но мы с тобой не просто гуляли. Что мы с тобой учились делать?
Ребё нок: Я училась говорить звук «Ш». / Ребёнок повторяет артикуляцию звука/.
Логопед: Молодец, я рада за тебя, ты сегодня очень старалась. Я надеюсь, что дома ты с мамой вспомнишь всё, что мы с тобой делали на занятии и ещё раз повторишь эти упражнения.
18. Домашнее задание: 1. Артикуляционная гимнастика (упр. «Чистим зубки», «Лопаточка», «Чашечка», «Рупор»). 2. Развитие фон. Слуха и восприятия: слова мишка, шубка, шапка, шарф. Объяснить родителям упражнения. 3. Выучить чистоговорку: Шапка и шубка – вот весь мишутка.