Надежда Муравьёва
Конспект игры-экспериментирования в подготовительной группе «Фильтрация воды. Как очистить воду»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игры-экспериментирования в подготовительной группе «Фильтрация воды. Как очистить воду»
Цель: Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов.
Задачи:
1. Закрепить свойства воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
2. Уточнить представления детей о значимости воды в жизни человека, в природе.
Публикация «Конспект игры-экспериментирования в подготовительной группе „Фильтрация воды, Как очистить воду“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Фильтрация, очистка воды
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
3. Развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
4. Стимулировать детей к самостоятельному формулированию выводов.
5. Воспитывать навыки работы в коллективе сверстников. Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе, бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: проводить несложные опыты с водой. Продолжать развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного типа (экспериментирование, создание проблемных ситуаций, вспомнить свойства и состояние воды).
Социально - коммуникативное развитие: воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи, т. е. формирование партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли. Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.
Физическое развитие: накапливать и обогащать двигательный опыт детей (овладение основными движениями); двигательную активность.
Художественно – эстетическое развитие: приобщать к музыкальному искусству.
Речевое развитие: Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Материалы и оборудование: Пентаграммы свойств воды; плакат – кому нужна вода; плакат похождение воды от реки до реки; грязная, мутная вода; пустые стаканы; воронки; марля; плотная ткань; ватные диски.
Содержание организационной деятельности детей:
I. Постановка проблемы занятия
В. : ребята присаживайтесь на стульчики и послушайте сказку.
Чтение сказки о «больной» речке.
Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. - Соседка, почему ты такая красная? - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной…
- А ты почему жёлтая, как лимон? - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нё м не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.
- А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.
- Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться.
В. : Скажите, о чем эта сказка. Почему рыбки стали разного цвета. А от чего так произошло, что вода стала разноцветной. Что не сделали люди? (ответы детей).
В. : А если мы будем пить такую воду, что произойдет с нами? А что нужно сделать чтобы этого не произошло?
( ответы детей: 1. Нужны очистительные сооружения; 2. Не использовать удобрения; 3. Не сорить; 4. Быть аккуратными при перевозке грузов).
В. : Ребята, что сделали люди, чтобы мы пили чистую воду? (Построили очистительные сооружения). Да правильно. А кто-нибудь знает как вода попадает к нам в кран и куда она уходит?
В. : Ребята посмотрите на картинку внимательно и скажите, какой путь проходит вода к нам в дома (ответы детей)
На большом плакате показан рисунок прохождения воды к жилым домам
В. : Проведите на плакате путь воды. (Дети посовещавшись проведут линии от реки до реки избрав правильный путь.)
II. Опытно-экспериментальная деятельность.
В. : Да ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас. Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию.
В. : Скажите, что нужно сделать прежде чем мы пройдем в мини-лабораторию? (ответы детей) Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов. ( необходимо: халат; не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).
Эксперимент «Очистка воды» несколькими способами:
Цель: познакомить детей с системой очистки воды.
На четырех столах приготовлены материалы для эксперимента.
В. : Приглашаю всех подойти к столу. Как нам очистить вот эту воду?
1 способ:
В. : Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Сначала мы воду будем фильтровать через марлю. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – марлю. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.
В. : Ребята, что у вас получилось? ( ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи). А вода стала чистой? ( ответы детей: нет). Значить марля пропускает мелкий мусор и грязь.
2 способ:
В. : А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас плотная ткань. Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. Все ребята профильтровали?
В. : Посмотрите на фильтры. Они стали грязными? ( ответы детей: да). Правильно здесь и песчинки, и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная.
В. : Ребята вы устали, не хотели бы немного отдохнуть (физминутка).
Физминутка: «Юные пловцы»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками).
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед).
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно).
Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте).
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
3 способ:
В. : А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки). Посмотрите, вода стала чище? ( ответы детей: да). А что мы для этого сделали?
Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.
4 способ:
В. : Теперь ребята положим в нашу воронку все материалы которыми мы пользовались по очереди слоями. И начнём фильтровать воду, ребята что стало с водой? ( ответ детей: она стала ещё чище). А как мы это сделали? (ответы детей)
В. : Ребята а как же нам помочь рыбкам, которые оказались в загрязненной воде? (ответы детей). А что сделать, чтобы не попала к нам в дом? (построить очистительные сооружения)
Вот так примерно, ребята происходит очистка воды в очистительных сооружениях, и мы в своих кранах получаем чистую и вкусную воду.
III. Итоговая часть. Рефлексия
В. : Ребята вы славно потрудились и узнали с помощью чего можно очистить воду, и где ее очищают.
В. : Я хочу попросить вас повторить правильный круговорот воды в наши дома. У вас в конвертах карточки. Разложите их в нужном порядке, показав правильный путь воды от реки в дома. Работаем в парах.
Дети проходят к столам и берут конверты.
В. : Проверим по образцу, кто разложил правильно, поднимите руки. Молодцы!
В. : А теперь постройте цепочку выхода воды из домов. Проверим по образцу, кто разложил правильно, поднимите руки. Молодцы!
В. : А что вы будете делать чтобы воду беречь? Ответы детей:
1. Не лить воду зря.
2. Не пускать воду сильной струёй.
3. Плотно закрывать кран с водой.
4. Не засорять ручейки, реки и озёра.
В. : Ребята а что нам нужно запомнить – «Вода – это наше богатство и его нужно беречь».
Мероприятие для детей дошкольного возраста с использованием игровой технологии
Игра-экспериментирование в подготовительной к школе группе
«Как очистить воду?»
Цель мероприятия:
Дидактическая: расширение представления детей о свойствах воды; знакомство со способами очистки воды при помощи различных материалов; уточнить и закрепить представления о сохранении чистоты в природе, общих закономерностях природных явлений и процессов здоровья, взаимосвязи всего живого в природе.
Воспитывающая: воспитание умения самостоятельно выполнять практические действия, делать умозаключения, желания беречь воду и охранять окружающую природу; воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия и коммуникативности, чувства дружбы общительности и доброжелательности.
Развивающая: развитие речи, логического мышления, наблюдательности, умения выдвигать гипотезы, определять цели и задачи своей деятельности; сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Социализирующая: формирование осознанного ценностного отношения к окружающему миру; знание норм и правил поведения в природе; саморегуляция.
Задачи мероприятия на каждом этапе реализации игровой технологии:
1. Заинтересовать детей темой исследования; создать эмоционально-доброжелательную атмосферу; обозначить проблему; помочь осознать, что именно надо узнать.
2. Формировать умение детей определять задач исследования и направления работы.
3. Формировать умение самостоятельно определять методы и приемы эксперимента.
4. Развивать умение прогнозировать результаты своей деятельности.
5. Закрепить знание и применение правил безопасности во время экспериментальной деятельности.
6. Развивать умение работать по инструкции; закреплять умение самостоятельной последовательной практической работы; развивать наблюдательность, обращать внимание на этапы деятельности, взаимосвязь разных этапов для достижения результата.
7. Показать способы фиксирования результатов исследования.
8. Формировать умение анализировать полученные данные; развивать словотворчество детей, умение составлять словесный отчет об увиденном.
9. Учить формулировать выводы.
Материалы и оборудование.
Лаборатория: фильтры из ткани, сетки, ватные диски, один большой стакан, три маленьких стакана, воронки; фартуки и клеенки для работы; мнемотаблицы; запрещающие знаки «Правила поведения в природе», фломастеры и бумага; имитация пруда; игрушка – черепаха.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций о природных водоемах, жизни водных млекопитающих; игры с водой, наблюдения, работа в уголке природы и мини-лабаратории.
Ход игры:
1 этап. Осознание проблемы.
Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, без чего нельзя жить на свете (Ответы детей).
Кому нужна вода для жизни? ( Ответы детей: люди, животные, птицы, растения).
Игровое упражнение «Цветок»
Воспитатель: Как вы думаете, что будет, если цветок вовремя не полить? Покажите.
А теперь покажите цветок после дождя?
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто-то здесь стонет? (Воспитатель обращает внимание на имитацию пруда).
Это черепаха Тартила. Что же случилось, наверное, у неё какая-то беда.
Ребята, как вы думаете, почему такая грустная черепаха, какая у нее случилась беда? (обращает внимание на грязный пруд)
Дети: высказывают предположения – грязная вода, много мусора и т. д.
2 этап. Формулирование задачи исследования.
Воспитатель: Можно ли жить в такой грязной воде? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как помочь черепахе? Что можно сделать? ( Ответы детей: почистить пруд, вытащить мусор из воды).
3 этап. Продумывание методики эксперимента.
Воспитатель: Чтобы очистить воду, нужно использовать научные методы. Я приглашаю вас в научную лабораторию. В нашей мини - лаборатории мы научимся очищать воду. Кто знает, как по-другому называется этот процесс? (Фильтровать). Вспомните, дома у вас есть фильтры, которые очищают воду. Расскажите, кто знает, как это происходит?
Воспитатель: Посмотрите, ребята на свои рабочие столы. Расскажите, как можно использовать эти предметы для очистки воды?
Воспитатель обобщает высказывания детей, называет способы очистки воды, выставляет на доску заранее заготовленные мнемотаблицы со схематичным изображением способа действия.
4 этап. Прогнозирование результатов.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет, если мы используем все эти способы очистки воды.
Дети: вода будет чистая, черепаха обрадуется.
5 этап. Закрепление правил поведения и техники безопасности.
Воспитатель. Ребята, проходите к рабочим местам. А теперь представьте себе, что вы настоящие лаборанты. Я сейчас расскажу и покажу, как мы будем очищать воду. Но сначала надо вспомнить правила поведения в лаборатории и правила техники безопасности.
Дети: Надо надеть фартуки, пользоваться салфеткой, работать на клеенке, не толкаться, нельзя кричать.
6 этап. Практическая деятельность. Работа с инструкцией. Наблюдение. Экспериментирование.
Воспитатель: У вас на столах есть стаканы с грязной водой. Эту воду мы набрали из пруда. В такой воде жить тяжело. Поэтому эту воду мы будем фильтровать (очищать). Также у вас есть пустые стаканы, фильтры, воронки, бумажные салфетки, чтобы вытереть руки. Все это вам понадобиться в работе.
Выполнять работу будем вместе. Сначала мы воду будем фильтровать через сетку. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – сетку. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.
Ребята, давайте посмотрим на фильтр, он стал грязный на нем остались большие кусочки грязи. А вода стала чистой? ( ответы детей: нет). Какой вывод? (Значить сетка пропускает мелкий мусор и грязь).
А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Как еще можно фильтровать воду, что можно использовать? Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас ткань. Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань.
Давайте посмотрим на фильтры. Они стали грязными? ( Ответы детей: да). Правильно здесь и песчинки и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная. А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (на фильтре остались соринки).
Посмотрите, вода стала чище? ( Ответы детей: да) Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Ватный фильтр самый плотный, и не пропускает самые мелкие соринки.
Сегодня в нашей лаборатории мы учились фильтровать воду. А теперь возьмем стаканы с чистой профильтрованной водой и отнесем черепахе.
Выливаем воду в другой поддон с чистой водой.
Воспитатель: Посмотри, Тартила, какой чистый и красивый стал твой пруд. В таком пруду тебе будет приятно жить. Правда, ребята?
7 этап. Фиксирование результатов.
Воспитатель: Ребята, мы сделали доброе дело, помогли черепахе. Сейчас возьмите листочки и фломастеры. Листочки разделены на две половины. Одна обведена черным контуром, другая голубым цветом. Я предлагаю нарисовать вам, на одной половине грязный пруд черепахи Тартилы, на другом – чистый. На какой половине будете рисовать грязный, чистый пруд, почему? (Ответы детей).
Самостоятельная деятельность детей. Рисование фломастерами.
8 Этап. Анализ полученных данных. Словесный отчет об увиденном.
Воспитатель: Посмотрите на свои работы и расскажите, где лучше жить черепахе Тартиле? Почему? Подумайте, что могла бы нам сказать черепаха Тартила, если бы умела говорить? (Рассказы детей)
9 этап. Формулирование выводов.
Воспитатель: Что нужно делать, что бы черепахе и другим животным жилось хорошо?
По ходу высказываний ребят, воспитатель показывает запрещающие знаки – правила поведения в природе.
Воспитатель: Расскажите, а как мы сегодня помогли черепахе, что сделали, что узнали нового? Через какой фильтр лучше всего очищать воду? ( ответы детей: через ватные диски, потому что они плотные и хорошо очищают воду).
Ожидаемый результат:
- У детей сформированы представления о важности сохранения чистой воды для жизни на земле.
- Дети имеют представления о способах очистки воды.
- Расширился кругозор и пополнился словарь новыми терминами.
- Закрепили умение исследовательской работы самостоятельно, в коллективе, совместно с воспитателем, навыки работы по инструкции.
- Дети имеют представление о способах фиксации материала, умеют работы по мнемотаблицам, схемам, знакам.
- Знают правила поведения в природе, во время исследовательской деятельности, правила техники безопасности.
- Знакомы с конструктивными способами общения.
- Развиваются внимание, память, основы логического мышления, чувства доброжелательности, взаимопомощи.