Людмила Владимировна Полякова
Конспект игровой ситуации «Волшебница зима» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игровой ситуации для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на тему :
«Волшебница – Зима».
Публикация «Конспект игровой ситуации „Волшебница зима“ для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи. Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе. Согласование существительных с глаголами и числительными. Согласование понятий с признаками и наоборот. Употребление предлогов в, на, по, с.
Коррекционно – развивающая задача: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.
Коррекционно – воспитательная задача: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». 1. Стимулировать, поощрять речевую активность детей в процессе игры, формировать у них коммуникативные умения и навыки.
2. Развитие в игре коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, подражательности, творческого воображения, активности, самостоятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие».
1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.
2. Развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение практических действий.
3. Учить детей анализировать образец. Находить сходства и различия. Образовательная область «Речевое развитие».
Коррекционно-образовательная работа.
1. Развивать пассивный словарь и активизировать в речи существительные, глаголы и прилагательные по теме «Зима. Зимние забавы».
2. Формировать ритмичность речи, модуляцию голоса, интонационную выразительность, дикцию.
3. Воспитывать правильный умеренный темп речи.
4. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
5. Тренировать употреблять существительные в родительном падеже. 6. Совершенствование умения употреблять в речи глаголы в инфинитиве.
7. Обучение составлению простых предложений по образцу.
8. Стимулирование проявления речевой активности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
1. Учить детей дорисовывать отдельные элементы.
2. Закрашивать контурные изображения.
3. Формировать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие».
1. Развивать и совершенствовать двигательные умения, координацию движений с речью. Здоровье сберегающие технологии : физ. минутка, релаксация. Методические приё мы : Словесные : вопросы, ответы, уточнения, анализ, художественное слово; Игровые : упражнения, игры; Наглядные : рассматривание картинок; Практические : чтение стихотворения с имитацией движений. Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Практические методы: дидактическая игра; пальчиковая игра; подвижная игра; зрительная гимнастика; рисование. Наглядный метод: просмотр презентаций.
Предварительная работа. Наблюдения, игры, постройки из снега снеговиков; беседы, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о зиме, зимних развлечениях Разучивание стихотворений о зиме. Воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе. изучение лексической темы Зима. Зимние забавы», Рассматривание фотографий, слайдов, фильмов, презентаций по теме, обучение зимним играм.
Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод; морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий; метёт, дует, завывает, падает, кружится, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.
Материалы и оборудование: презентация, запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Письмо от Зимушки, снежинка для коррекции зрения. Дидактическая игра «Слепи снеговика», снежинки с изображениями,в картинках которых есть звук (С) и (Ш, карточки для игры «Найди пару», шапка и шарф,, сюжетные картинки по теме «Зима», индивидуальные цветные листы, листы с изображением медведя на каждого ребенка, ватные палочки, белая гуашь, ёлка, игрушка-медведь. Шишки, перья для самомассажа. Поднос с кинетическим песком.
Ход игровой ситуации:
Организационный момент. «Доброта. Логопед: ребята, давайте поздороваемся. В этот чудный зимний день Нам здороваться не лень Шлем привет мы всем вокруг. Я твой друг и ты мой друг! Шлем привет мы всем гостям. Очень, очень рады вам!
Дети: доброе утро! Логопед: сегодня доброе утро, а ещё какое? Дети: сегодня зимнее утро (морозное, пасмурное, и т. д.).
Сюрпризный момент – Стук в дверь. Логопед приносит письмо от Зимушки - зимы. - Ребята, посмотрите, нам прислала письмо Зимушка-Зима. Приглашает нас к ней в зимний лес. Много ждёт нас там чудес. Но чтобы попасть в сказку нужно выполнить несколько её заданий. Сможем это сделать? (логопед достаёт с конверта вопросы.) Вот первые вопросы : - Снег белый или красный? - Лед твердый или мягкий? - Снег капает или идет? - Зимой бывает снегопад или листопад? - Лед скользкий или шершавый? - На улице мороз или жара? - Зимой одеваемся тепло или легко? - Снеговика лепят или строят? -На конках катаются или качаются?
Логопед: Молодцы. Зимушка –Зима приготовила для нас ещё задание. Посмотрите сколько снежных комочков у меня. Давайте все вместе лепить снеговиков.
Дидактическая игра: «Слепи снеговика»-соотнесение графического изображения гласных букв (большая-маленькая,выделение первого звука в слове.
Логопед: Хорошо потрудились.
Упражнения для щек и губ Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз. Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд А сейчас, давайте превратимся в снежинки. Покружись, покружись И в снежинку превратись. - Теперь, я дуну на вас, и вы улетите на свои стульчики. (Дети садятся на стульчики.) Ребята, а теперь выполним перед зеркалом зимнюю зарядку для язычка.
Упражнения для языка Сосулька.
Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми»). Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой». Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой».
Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения впередназад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов. Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот оп крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Развитие речевого дыхания и силы голоса. Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М- м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стону дубы: «М- м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы «М- м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-п: Ш-HI-HI». Стихает вьюга: «С-с-с-с-сс». Логопед: Ох и снегу надула вьюга. Ребята, посмотрите сколько много снежинок у Зимушки –зимы, каждую зиму она наводит порядки в своих владениях. Чтобы дальше отправиться в сказку нужно помочь зиме разобрать все снежинки. Помогите отделить снежинки в изображении которых спрятался звук (С, от снежинок в рисунках которых спрятался звук (Ш). Со звуком «С» в лево,а со звуком «Ш» в право. Дифференциация звуков (С) и (Ш). Игра: «Найди звук». - Сугроб, лыжи, шуба, бабочка, мороз, лед, сосулька, ромашка, санки, снеговик, ручеек, гриб, снежинка, коньки, валенки, велосипед, горка, снег, сандалии.
Логопед: Зима – красивая, чудесная пора. Зимой случаются чудеса! Вот и у путешествие. Давайте представим, какая зима. Закроем глаза и послушаем музыку. Что вы представили? Ребята, а что еще можно сказать о нашей зиме?
Ответы детей : «Зимой холодно и много снега, водоемы покрыты льдом. Что такое снег?
Логопед: Каким он бывает? Дети. Белый, холодный, пушистый, чистый, легкий, искристый, серебристый, скрипучий, сухой, липкий, мокрый, рыхлый). Логопед: Вот мы с Вами и попали в зимний лес. В лесу зимой очень холодно, а какие вещи мы будем одеваем зимой? Правильно теплые, и не надо забывать одевать теплые носочки и варежки. Ой, что это? Зимушка приготовила для нас тёплые вещи, но в волшебном сундуке все носочки и варежки перепутались. Кто же поможет мне разобрать и найти пару?
Игра «Найди пару». Логопед: Как вы хорошо справились с заданием, теперь вы готовы отправиться на прогулку.
Пальчиковая гимнастика с использованием мнемосхемы:
Мы во двор пришли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять.
«Идём» по столу указательным и средним пальчиками
Бабу снежную лепили,
«Лепим» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили,
Крошащие движения всеми пальцами
С горки мы потом катались,
Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А ещё в снегу валялись.
Кладём ладошки на стол, то одной стороной, то другой
И снежками мы кидались. Имитируем движения по тексту
Все в снегу домой пришли.
Отряхиваем ладошки
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, руки под щёки.
Все проснулись, потянулись!
Посмотрите какая снежинка прилетела ко мне.
Упражнение для коррекции зрения.
Мы снежинку увидали, - Со снежинкою играли. Снежинки вправо полетели, Глазки вправо посмотрели. Вот снежинки полетели, Глазки влево посмотрели. Ветер снег вверх поднимал И на землю опускал. А снежинки вверх и вниз. Все! На землю улеглись. Логопед говорит, что в лесу никого не видно, необходимо взять бинокли (упражнение «Бинокль»). На доске появляются картинки диких животных — зайца, кабана, лося, медведя, лисицы, ежа. Дети друг за другом называют этих животных: «Я вижу.». Ребята посмотрите внимательней в бинокль! Кто сидит под ёлкой? Медвежонок! Давайте спросим у него что он делает в лесу, ведь все медведи зимой спят. Медвежонок: “Мама мне сказала, зимой я должен спать. Но что зимой бывает, мне хочется узнать Вы мне поможете?” Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой? Рассказ о зиме Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли. (На доске выложен рисунок рассказа о зиме. Дети составляют рассказ. Медвежонок спрашивает: А что такое снег? Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли.
Мороз Ох! Какой мороз - мороз! Что ты щиплешь щёки, нос? Руки я согрею, Вот как я умею: Х – х – х - … Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х – Х - Х) Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж). Шишки в руки мы возьмём Наши ручки разотрём Медвежонок – Мишка, тоже бери шишку! В руки перышки возьмём И тихонько проведём (чередуем шишки и пёрышки). Ребята, а кто любит собирать шишки из диких животных? Употребление существительных в творительном падеже. Логопед просит представить ситуацию, когда дикие животные придут к нам в гости. Чем бы мы смогли их угостить? Зайца — морковкой, капустой (уточняется, что в лесу он ест кору деревьев, траву, веточки листьев, молодые побеги). Белку — орехами, грибами, шишками. Медведя — малиной, медом, рыбой. Лося — ветками, сеном, травой. Ежа — яблоками, грибами, молоком. Расширение словаря прилагательных. Логопед рассказывает детям о том, кого встретили медведи в лесу по дороге домой. Сначала они встретили хитрую рыжую пушистую лису (уточняется, какая была лиса). Еще они встретили трусливого беленького длинноухого зайца, маленькую прыгучую глазастую белочку. А еще огромного доброго рогатого лося, круглого Употребление существительных в предложном падеже с предлогом в. Логопед сообщает, что звери, попавшиеся им по дороге, очень спешили домой, и просит детей назвать их дома. Белочка (куда) — в дупло, волк — в логово, зайка — под куст, лиса — в нору. Логопед: ребята, в зимнем лесу мы можем увидеть следы диких животных. Как вы думаете, какие следы оставит на снегу зайчик? Дети: это заячьи следы. Логопед: Правильно! А кого боится зайчик? Давайте мы попробуем запутать, следы животных на “снегу”, чтобы ни волк, ни лиса не нашли зайку. Поднос с кинетическим песком. Упражнение на развитие мелкой моторики “Кто прошел?”. давайте мы попробуем запутать, следы наших животных на “снегу”? Поднос с кинетическим песком. Кулачок - следы медведя, Указательный палец - следы зайца, Маленький палец - следы ежика. Итак, у медведя следы большие, сделаем пальчики в кулачок и пойдем по снегу. Логопед: Вот мишутка и рассказали тебе ребята о зиме, пора тебе отправляться обратно в берлогу и спать до весны. Но чтобы ты долго помнил о зиме, ребята для тебя нарисуют много снежинок. И ты всегда будешь вспоминать о твоём зимнем путешествии.
Продуктивная деятельность Дети дарят свои работы мишке. Мишка: Спасибо вам ребята, за прекрасные работы, но я тоже приготовил для вас угощение. (Раздаёт угощение).А мне пора уже отправляться спать. Прощайте ребята!
Логопед И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.
Итог занятия. Рефлексия. На этом наше игра закончилось. -Ребята, а вам понравилось наше путешествие? - Вспомните, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что понравилось? Молодцы! Игровая ситуация окончена. До свидания!