Марина Филина
Конспект игровой ситуации по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Обувь»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи. Формирование умения считать парами, навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответов на вопрос «Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Соотнесение цифры. Подготовка к формированию представлений арифметических действиях. Формирование навыка сравнения предметов по толщине визуально, умения пользоваться прилагательными (толстый, тонкий, толще, тоньше, временных представлений (времена года). Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, конструктивных навыков и навыков ориентировки на плоскости.
Публикация «Конспект игровой ситуации по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе „Обувь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие зрительного восприятия и внимания, мыслительной и речевой деятельности, координации речи с движением, конструктивных навыков, тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества в игровой и учебной деятельности.
Оборудование. Магнитная доска, коврограф, плоскостные изображения обуви, разноцветные сектора для составления круга по числу детей, предметные картинки с изображениями обуви; контейнер с карточками, на которых изображено разное количество пар обуви; контейнер с цифрами; контейнер с геометрическими фигурами, рабочие тетради по числу детей, цветные карандаши.
Предварительная работа. Знакомство с цифрами «1», “2”, «3», «4», «5», «б», «7», «8», «9» и числом «10» в игровой и совместной деятельности. Разучивание пальчиковой гимнастики «Новые кроссовки».
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «Наведем порядок”.
Создание положительного эмоционального фона занятия. Формирование навыка визуального сравнения множеств. Развитие зрительного восприятия и внимания.
(Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их к магнитной доске, на которой в свободном порядке расположены плоскостные изображения обуви.)
Педагог. Сегодня мы продолжаем разговор об обуви, и на занятии мы будем считать обувь, играть в новые игры. Первая игра называется «Наведем порядок». Вы должны расставить парами обувь, потому что обувь принято считать именно парами. В верхний ряд поставьте обувь для осени, а в нижний ряд- остальную обувь. Старайтесь не мешать друг другу, работайте все вместе.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Какая обувь стоит в верхнем ряду? Перечислите ее названия.
Дети. Резиновые сапоги, кожаные сапожки, ботинки, кроссовки, туфли.
Педагог. Какая обувь стоит в нижнем ряду? Перечислите ее названия.
Дети. Меховые сапоги, меховые ботинки, валенки, сандалии, босоножки, шлепанцы, полуботинки.
2. Игра «Считаем и рассуждаем».
Формирование умения считать парами. Формирование навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответов на вопрос «Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. (Педагог предлагает детям продолжить работу у магнитной доски.)
Педагог. В каком ряду -верхнем или нижнем - больше пар обуви?
Дети. В нижнем ряду пар обуви больше. В верхнем ряду пар обуви меньше.
Педагог. Сколько пар обуви в верхнем ряду?
Дети. В верхнем ряду пять пар обуви.
Педагог. Сколько пар обуви в нижнем ряду?
Дети. В нижнем ряду семь пар обуви.
Педагог. На сколько больше пар обуви в нижнем ряду, чем в верхнем?
Дети. В нижнем ряду на две пары обуви больше, чем в верхнем.
Педагог. На сколько меньше пар обуви в верхнем ряду, чем в нижнем?
Дети. В верхнем ряду на две пары обуви меньше, чем в нижнем.
Педагог. Какой вывод можно сделать? На сколько семь больше пяти?
Дети. Семь больше пяти на два.
Педагог. На сколько пять меньше семи?
Дети. Пять меньше семи на два.
Педагог. Правильно. Как сделать так, чтобы обуви в верхнем и нижнем рядах стало поровну?
Дети. Можно добавить в верхний ряд две пары обуви.
(Педагог помещает в верхний ряд плоскостные изображения резиновых полусапожек и высоких кожаных сапог.)
Педагог. Сколько теперь пар обуви в верхнем ряду?
Дети. В верхнем ряду теперь тоже семь пар обуви.
Педагог. По сколько пар обуви в верхнем и нижнем рядах?
Дети. В верхнем и нижнем рядах по семь пар обуви.
Педагог. Так что можно сказать о количестве пар обуви в верхнем и нижнем рядах?
Дети. Теперь в верхнем и нижнем рядах обуви поровну, одинаковое количество. Педагог. Верно.
(Педагог убирает изображения двух пар обуви из верхнего ряда.)
Педагог. Как по-другому можно было уравнять количество обуви в верхнем и нижнем рядах?
Дети. Можно убрать две пары обуви из нижнего ряда.
(Педагог убирает изображения двух пар обуви из нижнего ряда)
Педагог. Сколько теперь пар обуви в нижнем ряду?
Дети. В нижнем ряду теперь тоже пять пар обуви.
Педагог. По сколько пар обуви в верхнем и нижнем рядах?
Дети. В верхнем и нижнем рядах по пять пар обуви.
Педагог. Так что можно сказать о количестве пар обуви в верхнем и нижнем рядах? Дети. Теперь в верхнем и нижнем рядах обуви поровну, одинаковое количество. Педагог. Точно, молодцы! Вы очень хорошо считаете.
(Педагог убирает изображения обуви с доски.)
3. Игра «Подбери обувь».
Формирование временных представлений (времена года). Развитие мыслительной и речевой деятельности.
(Педагог предлагаем детям занять места за столами, где уже приготовлены конверты с материалами для следующей игры.)
Педагог.
Время быстро мчит вперед,
И летит за годом год.
Год сезоны вмиг меняет,
На себя их примеряет.
Мы ж меняем босоножки
На кроссовки и сапожки.
Достаньте из конвертов разноцветные части круга и сложите их так, чтобы показать чередование времен года.
(Дети выкладывают сектора по порядку (белый, светло-зеленый, красный, желтый). Педагог может предложить детям напомнить, какое время года обозначает каждый цвет, какое время года следует после зимы, перед летом, между весной и осенью и т. n.)
Педагог. Теперь достаньте из конвертов картинки и положите на каждую часть круга картинку с изображением именно той обуви, которая нужна нам в это время года.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Расскажите, как вы разложили картинки.
1-й ребенок. На белую часть круга я положил валенки, потому что их носят зимой. На зеленую часть круга я положил высокие ботинки, потому что в них можно ходить весной. На красной части круга у меня лежат сандалии, потому что их носят летом. На желтой части круга лежат резиновые сапоги, потому что они нужны осенью.
(Таким образом отвечают еще два-три ребенка. Педагог оценивает деятельность остальных детей и предлагает им убрать пособия в конверты.)
4. Игра «Сапоги-сапожки».
Формирование навыка сравнения предметов по толщине визуально, умения пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, толще, тоньше). (Педагог приглашает детей к коврографу, на котором находятся плоскостные изображения двух пар сапог.)
Педагог. Что вы видите на коврографе?
Дети. Это большие сапоги и маленькие сапожки.
Педагог. Какие они по цвету?
Дети. Сапоги коричневые, а сапожки желтые.
Педагог. Сравните толщину подошв сапог. Какая подошва у коричневых сапог? Толстая или тонкая? Как вы думаете?
(Дети визуально сравнивают толщину подошв.)
Дети. У коричневых сапог подошва толстая.
Педагог. Какая подошва у желтых сапог? Толстая или тонкая? Как вы думаете?
Дети. У желтых сапог подошва тонкая.
Педагог. У каких сапог подошва толще? А у каких тоньше?
Дети. У коричневых сапог подошва толще, а у желтых - тоньше.
Педагог. Молодцы! Вы отлично справились с трудным заданием.
(Педагог убирает изображения обуви с коврографа.)
5. Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».
Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
(Педагог приглашает детей в центр группового помещения. Дети делают уже знакомую им пальчиковую гимнастику.)
Как у нашей кошки Дети загибают по одному пальчику,
На ногах сапожки. начиная с больших, на обеих руках
Как у нашей свинки на каждое название обуви.
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка-
Новые кроссовки. Ритмично выполняют хлопки ладонями
Вот так. Вот так. и удары кулачками.
Новые кроссовки.
(Педагог предлагаем детям сесть на ковер и задает им вопросы.)
Педагог. Сколько названий обуви прозвучало в потешке? Вспомните и сосчитайте.
Дети. Всего пять названий обуви.
Педагог. Перечислите их.
Дети. Сапожки, ботинки, тапки, валенки, кроссовки.
6. Игра «Кто скорее?»
Формирование умения соотносить число и цифрy.
(Педагог предлагает детям взять из контейнера, который он держит в руках, по одной карточке.)
Педагог. Что изображено на карточках?
Дети. Это обувь.
Педагог. Сколько пар обуви у каждого из вас на карточке? Сосчитайте.
(Каждый ребенок пересчитывает пары обуви у себя на карточке.)
Педагог. Положите карточку перед собой и возьмите из контейнера ту цифру, которая соответствует количеству пар обуви на вашей карточке.
(Дети выполняют задание. Педагог предлагает им проверить друг друга, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.)
7. Упражнение «Красивый орнамент».
Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры
(круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, конструктивных навыков. Развитие мыслительной деятельности. Воспитание навыков сотрудничества.
(Педагог предлагает детям выложить карточки с изображениями обуви в один ряд, а карточки с цифрами в другой, ставит перед детьми контейнер с геометрическими фигурами и прикрепляет на доску схему сборки орнамента- для третьего ряда (рис. 37).)
Педагог. Попробуйте все вместе выложить вот такой орнамент из геометрических фигур в третий ряд.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Какие фигуры вы использовали для составления орнамента?
Дети. Красные квадраты, зеленые треугольники, желтые круги, синие овалы.
Педагог. Молодцы! Вы дружно работали и выложили очень сложный орнамент. Вы порадовали меня.
(Дети убирают пособия в контейнер.)