Татьяна Жаркова
Конспект игрового-познавательного занятия для старшей группы «Ходит осень по дорожке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи: научить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.
Учить через игру детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и предложения.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным.
Ход занятия.
Предлагаем закрыть глаза и представить, что мы попали в осенний лес-полный сказок и чудес.
Раз, два, три, четыре, пять, это каждый должен знать!
Публикация «Конспект игрового-познавательного занятия для старшей группы „Ходит осень по дорожке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Лето, осень и зима, а потом опять весна (хлопки в ладоши).
Мы теперь друг друга спросим, что от нас уходит?
Дети: Осень!
Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся: и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме.
- Вы догадались к кому мы отправимся в гости?
Дети: К осени!
-Назовите месяцы осени!
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь!
А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?
Дети: Нет!
-Какие периоды осени вы знаете?
Дети: Ранняя, золотая, поздняя!
Часть первая. Как меняется погода осенью.
Постепенно температура воздуха начинает падать, день становится короче, а ночи длиннее и холоднее. Солнышко уже не светит так ярко и не поднимается высоко в небо, как летом. Часто небо заволакивают черные тучи и идут проливные дожди,. Утром можно наблюдать белую дымку – это туман. По ночам уже к середине осени возможны заморозки. В конце осени можно увидеть первую корочку изо льда на лужицах, первые снежинки. Дует холодный ветер, того и гляди начнется снегопад.
Давайте рассмотрим и составим рассказ по картинкам с изображением осени. Расскажите, какая на них осень и подберите слова к каждому периоду осени!
Часть вторая. Птицы и звери осенью.
Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.
Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края.
Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи.
Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди.
Звери тоже готовятся к зиме. Мыши полевки, кроты, хомяки, крысы вырыли зимние кладовые. Мыши и хомяки заполняют их зерном. В одной такой кладовой может оказаться до пяти килограммов зерна. Кроты и крысы носят с полей картофель, бобы, морковь, зерна и семена.
Белки развешивают на ветках деревьев грибы, а орешки и шишки прячут в гнезде. Одна белка запасает примерно 15 килограммов орехов, грибов и различных семян.
Еж готовит себе на зиму теплое уютное гнездо, в котором проспит всю зиму. Змеи, лягушки, жабы, улитки, ящерицы спрятались в укромных местах.
Барсуки запасают семена и корни растений, высушенных лягушек, желуди. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть. Ежи, барсуки, медведи откладывают под кожей много жира. Осенью барсуки увеличивают свой вес до шести килограммов. Жир для этих животных — зимний запас пищи.
В середине осени у зайцев, белок, песцов изменяется окраска меха. У зайца она становится белой, у белки — серой, а у песца серо-голубой. Такие изменения окраски и густоты меха называются линькой.
Многие звери и птицы могут найти пищу зимой — это лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи. Они активны в любое время года.
Игровая часть.
Какая бывает погода осенью?
Когда идет дождь…
Дети: Дождливая!
-Когда дует ветер…
Дети: Ветренная!
- Когда холодно…
Дети: Холодная!
- Когда пасмурно…
Дети: Пасмурная!
- Когда сыро…
Дети: Сырая!
- Когда хмуро…
Дети: Хмурая!
- Когда солнце светит…
Дети: Солнечная!
- Когда ясно…
Дети: Ясная!
Игра «С какого дерева лист?»
Ой, сколько на ковре листочков!
А давайте с ними поиграем?
У кого рябины лист тот тихонько покружись!
Лист березовый вы взяли – с ним тихонько поплясали!
Если с тополя листок – слышен ножек топоток!
У кого же ветка ели – с ней тихонечко присели!
Посмотрите, у меня разноцветный мяч. Мяч осенний и волшебный! Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать!
Вопрос от мячика: Какие красивые слова вы бы могли сказать про осень?
Дети: Золотая, кружевница, мастерица, художница, рукодельница, разноцветная, очаровательная, тихая, грустная, таинственная, теплая, печальная, пёстрая, величавая, дивная, красивая, хозяйка, ласковая, щедрая, холодная, долгая.
Осенняя физминутка.
«Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес, (маршируем на месте)
А в лесу полно чудес! (разводим руки в стороны, «удивляемся»)
Дождь вчера в лесу прошел (потряхиваем ладонями обеих рук)
Это очень хорошо. (хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать, (приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)
И в корзинку собирать. (сводят руки перед собой в «корзинку»)
Вот сидят маслята, (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. (делают манящие движения руками)
«Подосиновик, груздок, (грозят указательным пальцем правой руки)
Полезайте в кузовок! –(присесть, обнять себя руками)
Ну, а ты, мухомор, (встаем, разводим руками в стороны)
Украшай осенний бор!»
Игра «Да-нет», Мы будем задавать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на коленки.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
На подготовительном этапе ребята рисовали "Осенний лес".
При подготовке и проведении занятия были использованы книги из фондов библиотеки.
Занятие проводили : ведущий библиотекарь ЦГДБ-Кузнецова Любовь Александровна, ведущий библиотекарь ЦГДБ-Жаркова Татьяна Александровна.