Митрофанова Виктория
Конспект занятия «Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:сформировать условия представление о природной зоне тайга
Задачи:
1. получить представление о природной зоне тайги;
2. познакомиться с географическим положением тайги;
3. познакомиться с климатическими условиями зоны;
4. узнать особенности растительного и животного мира тайги;
5. познакомиться с населением тайги и его деятельностью.
Ход ОД
Красоту русской природы невозможно описать одним сло-вом. В нашей России и моря есть, и высокие горы, и бес-крайние равнины. Поедешь на север – увидишь белые ночи, тайгу с множеством загадочных деревьев и животных, бес-крайние озера. А разве возможно забыть красоты северного сияния, если хоть раз посчастливилось увидеть его! По-едешь южнее – увидишь тихую речку, русскую березку-красавицу, пшеничные поля. На полянке найдешь много грибов и ягод. А если поедешь на Черное море, то увидишь, как меняется природа. Перед глазами встаёт совсем другой пейзаж: виноградники, заповедные леса, возраст которых до-стигает тысячи лет. Отправляешься дальше в путешествие. И вдруг. вырастают перед тобой горы. Когда первый раз находишься в таком месте, то захватывает дух! И воздух чи-стый-чистый. Хочется наслаждаться этим великолепием как можно дольше.
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля….
— Что вы видите на экране? Как называется эта карта?
— Что обозначают цвета на ней?
— С какими природными зонами вы уже знакомы?
— Вспомните, какая природная зона обозначена фиолето-вым цветом на карте?
— Давайте вспомним, какие растения и животные характерны для этой природной зоны.
— Рассмотрите картинки. Каких животных нельзя встретить в тундре?
— Прочитайте утверждения о растениях в тундре. Какое из них верное?
— Верно! Вижу, вы отлично усвоили предыдущую тему.
— Для того, чтобы определить тему урока, предлагаю вам разгадать ребус.
— Какое слово у вас получилось?
— Как вы думаете, о чём мы поговорим на сегодняшнем уроке?
— Какова тема урока? Какие цели поставим перед собой?
Верно! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в новую природную зону.
России, но и на планете. В России тайга занимает огромную территорию, простираясь от западных границ страны до по-бережья Тихого океана. Эта природная зона покрывает большую часть Сибири и Дальнего Востока, образуя об-ширные лесные массивы.
— Климат тайги в России не одинаков в разных частях страны. Но есть одна общая черта климата тайги во всей России: температура воздуха может сильно меняться — от очень холодной зимы до очень жаркого лета.
— Зима в сибирской тайге очень суровая и долгая, длится до 8 месяцев.
— В тайге расположены огромные запасы полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые вам знакомы?
— В тайге добывается каменный уголь, нефть и газ. Как вы считаете, развитие нефтегазодобывающей промышленности сказывается на среде обитания животных? (По мере развития нефтегазодобывающей промышленности естественная среда обитания многих животных и птиц уменьшается.)
— Тайга является одним из крупнейших производителей древесины в мире. Однако бесконтрольная вырубка деревьев приводит к сокращению лесных площадей, исчезновению редких видов животных и разрушению почвы.
— Также не менее важной экологической проблемой является бесконтрольная охота на животных: медведей, лосей и оленей. Это приводит к сокращению их популяций и нарушению баланса экосистемы.
— В том числе серьёзной проблемой в тайге является свалка мусора, поскольку он загрязняет почву, воду и воздух.
— Разливы нефти в тайге могут иметь катастрофические последствия для окружающей среды, потому что она загрязняет почву, воду и воздух.
— Огромный ущерб тайге наносят пожары. Они могут быть вызваны человеческой деятельностью или природными фак-торами. Пожары могут иметь серьёзные последствия для окружающей среды, поскольку они уничтожают леса, почву и сокращают численность растений и животных.
— Почвы в тайге в основном подзолистые, бедные гумусом, что ограничивает разнообразие растительного мира.
— В результате тайга, как мы уже сказали ранее, преимущественно состоит из вечнозелёных деревьев: ель, пихта, сосна, лиственница и сибирский кедр.
— Вспомните, какие особенности имеет лиственница?
— Лиственница является единственным исключением, поскольку она листопадная.
— В европейской тайге можно найти различные виды растений, такие как малина, брусника, морошка, клюква и черника.
— Расшифруйте названия животных, обитающих в тайге.
— Кто из них вам уже знаком? О ком слышите впервые?
— Поработайте в парах. Составьте 3 ложных и 3 истинных факта о тайге. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Определите, какие факты истинные, а какие ложные. Обсудите ответы.
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на карточках.
— Мы достигли всех поставленных целей.
— Что нового вы сегодня узнали?
— Как нам могут пригодиться полученные знания?
ДОВАЙТЕ ТЕПЕРЬ МЫ С ВАМИ ЦЕНИМ РАБОТУ НА НАШЕМ УРОКЕ.
Учитель предлагает детям сравнить свою работу на уроке с тучкой или солнышком и показать на пальцах.
«Солнышко» — всё получилось (один палец).
«Солнце с тучкой» — не всё удалось на уроке (два пальца).
«Тучка» — ничего не получилось (три пальца).