Елена Бабодей
Конспект познавательно-музыкальной гостиной «Мой край, родной» совместно дети с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Чем меньше человек знает о достижениях
своей Родины, тем легче его убедить в
чужом превосходстве.
Возраст: 6 – 7 лет.
Форма проведения: познавательно-музыкальная гостиная
Цель: организация сотрудничества ДОУ с семьё й по вопросу: развитие познавательного интереса у детей к природе и культурным традициям родного края.
Задачи:
1. Сохранение семейных ценностей через трансляцию семейных культурных традиций.
2. Воспитание любви к родному краю.
Публикация «Конспект познавательно-музыкальной гостиной „Мой край, родной“ совместно дети с родителями» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Создание радостного настроения у детей и взрослых от совместного творчества.
4. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, певческих навыков.
Участники: 2 ведущих, музыкальный руководитель, персонаж - Сеня Малина, дети, родители
Предварительная работа: с детьми подготовительной к школе группы – разучивание северных русских частушек, песен, хороводов, народных игр; беседы с детьми об истории нашей малой Родины, о её традициях, о природе родного края; экскурсия в «Музей народных промыслов и ремёсел Приморья» совместно с родителями «Экскурсия выходного дня»; знакомство с писателями и известными людьми нашего края: Ф. А. Абрамов, М. В. Ломоносов, С. Г. Писахов, Б. В. Шергин; посещение библиотеки по ознакомлению с известными людьми нашего края; чтение художественных произведений и просмотр мультфильмов по произведениям С. Г. Писахова.
Работа с родителями по подготовке северных русских народных костюмов, по сбору утвари, атрибутов народного промысла; семейные истории, традиции; разучивание северных русских народных частушек вместе с детьми.
Ход
Дети с мамами (в русских народных костюмах) заходят в зал под музыку. Зал оформлен в стиле русской северной избы. Гостей встречают 2 ведущих (воспитатели в северных русских сарафанах).
- Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, искушайте хлеб – соль! (1 вед.)
- Так на Руси встречали гостей. (2 вед.)
- Посмотрите, что это, куда мы с вами попали? (ответы детей(1 вед.)
- Мы находимся в русской избе. В углу стоит русская печь, в ней пекли пироги, готовили еду. На полу постелены половики, женщины их ткали на ткацких станках. (2 вед.)
-Русские люди много работали, но умели и хорошо отдыхать: пели частушки, песни, водили хороводы, играли в народные игры. (1 вед.)
- А вы, честной народ, знаете частушки? Порадуйте нас частушками. (2 вед.)
Семьи поют частушки.
- Ой, хороши голоса у вас. Добро пожаловать на нашу гостиную! (1 вед.)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Родному краю. (2 вед.)
Первая станция. «История нашего края» (презентация)
-Посмотрите на карту нашей огромной страны. На карте есть наша область. Как она называется? (ответы детей)
- А город наш как величают? (ответы детей).
-У нашего города есть своя символика: гимн, герб, изображающий Архангела – Михаила, побеждающего зло» (дети рассматривают изображения).
«Много лет тому назад наш город называли Новые Холмогоры или Новохолмогорами, но название не прижилось. Жители стали его называть по Михайло – Архангельскому монастырю – Архангельским городом. Позже закрепилось название Архангельск». И вот уже 300 лет величают наш город Архангельском, а жители -, кто знает, как нас называют? (ответы детей, родителей)
-Давайте встанем и послушаем Гимн нашего города.
Звучит гимн Арханегльска.
-Мы узнали о нашем городе и продолжаем наше путешествие.
Вторая станция. «Выставка народных промыслов и семейные традиции»
(в зале организована выставка с предметами быта, игрушки, деревянная утварь и т. п.)
-Мы прибыли на вторую остановку «Выставка народных промыслов». Наш край богат мастерами и умельцами. Народные умельцы делают глиняные игрушки и расписывают их, обратите внимание на каргопольскую игрушку. А вот и знаменитая мезенская роспись по дереву. Наши северные мастерицы занимались кружевоплетением, шитьём золотом, жемчугом, лоскутным шитьём, ручным ткачеством, узорным вязанием, пекли северные «козули» и расписывали их. Почти каждый крестьянин умел «ладить» (делать) деревянную утварь и посуду, берестяные ёмкости. Мастера делали не только посуду и игрушки, но и деревянные музыкальные инструменты: трещотки, «шумелки» и разные другие вещи.
Родители рассказывают о семейных традициях, увлечениях, о своей малой Родине.
(Мама Ксюши Б. рассказывает о том, что бабушка вяжет варежки северными узорами.
Мама Андрея Х. делится с нами своей историей, семейными традициями, сохранением предметов старины.)
- А нам пора. Отправляемся на следующую станцию (звучит русская народная музыка)
Третья станция. «Фольклор»
- Эта остановка называется «Фольклор». А как вы думаете, что это слово обозначает? (ответы детей)
- Фольклор – это народное творчество : песни, частушки, хороводы, игры, сказки.
- Девушки и парни любили на Руси играть. Мы с вами поиграем в северную народную игру «Золотые ворота». Несколько играющих встают в круг держась за руки и подняв руки вверх, образуя ворота, поют слова. Оставшиеся дети ходят «змейкой», заходя в круг и выходя из него. Когда слова спеты, дети и родители, образующие круг, опускают руки (закрывают ворота, кто оказался в кругу (пойман) встают в круг.
«Золотые ворота, пропускают не всегда.
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз, не пропустим вас».
- Мы с вами интересно поиграли и продолжим наше путешествие.
Четвёртая станция. «Знаменитые люди нашего края»
В гости приходит персонаж писателя – сказочника С. Г. Писахова – Сеня Малина.
- Здравствуйте, честной народ. Низкий поклон вам.
- Здравствуй, добрый человек! Проходи, гостем будешь.
- Шёл я из деревни Уймы до города Архангельского. Узнали меня? (ответы детей)
- Да, я Сеня Малина. Люблю я сказки. А какие мои сказки вы знаете? (ответы детей)
- У меня в лукошке много сказок «Апельсин», «Перепилиха», а ещё я принёс новую сказку. Отгадайте мою загадку:
«Все обходят это место, здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи. Нет опоры для ноги» (болото).
- Молодцы! Правильно! Я вам сегодня расскажу про болота.
- Наш край богат болотами. Наш город стоит на болоте. А как вы думаете, болота нужны или нет, может они приносят только вред?
Предполагаемые ответы детей: вредные, опасные.
- А вот я знаю, что болота приносят пользу. Как вы думаете, какую? (ответы детей)
- Болота очищают атмосферу и чистят землю. Они поглощают из атмосферы углекислый газ, а кислорода выделяют больше, чем лес или луг. Поглощают пыль, нависающую над планетой. Болота воспроизводят чистую воду. Болотная вода считается самой чистой, обновляется каждые 5 лет. Торф – ценнейший вид топлива, добывают его на болотах. Во время войны многие города и деревни не выжили бы без него. В 20 веке люди стали осушать болота. Из-за этого стали исчезать птицы, животные, растения, живущие на болотах. Человек учится беречь болота, а за это угощается ценными ягодами, любуется дивными растениями, редкими видами птиц.
Даже есть такая пословица: «Всяк кулик своё болото хвалит».
- Посмотрите, у меня в лукошке вкусная и полезная ягода. А что это за ягода? (клюква).
А что из неё варят? (ответы детей)
-Да, клюквенный морс, а ещё пекут вкусные пироги с клюквой. Я хочу вас угостить клюквенным морсом (оставляет детям туесок с морсом).
-Погостил я у вас, да пора и честь знать, давайте прощаться.
-До свидания, Сеня Малина!
- А мы с вами продолжим наше путешествие.
Пятая станция. Народные праздники. Мастер-класс «Северные козули», «Украшение берестяного оберега мезенской уточкой».
- Мы прибыли на остановку «Народные праздники» и мастер – класс.
-Поиграли, песен попели, сказы послушали, пора и честь знать! Надо нам своими умениями поделиться с народом честным. Проходите на мастер-класс, да рассаживайтесь на лавочки поудобнее. (Дети с родителями делятся на две команды, проводится два мастер-класса «Северные козули» и «Украшение берестяного оберега мезенской уточкой») (1 вед.)
Мастер – класс «Северные козули». (проводит 1 ведущий)
- Наш народ умел не только хорошо трудиться, но и отдыхать. Замечательные праздники есть на Руси: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Вербное воскресение». На праздники люди старались приготовить что – то вкусненькое, сделать подарки, обереги для своих близких (2 вед.)
- «Северные козули» – это наш северный пряник. Пекли его по традиции на Рождество,
7 января, но иногда и в обычные дни, чтобы порадовать детишек. Козули украшали разноцветной глазурью. Пряники изображали животных: оленей, коровушек, козочек. Несколько козуль хранили весь год до следующего года. Сухие пряники никогда не выбрасывали, а размачивали и скармливали домашнему скоту. В этом мы видим бережное отношение к хлебу нашими предками. Сегодня у нас с вами есть готовые козули, их осталось только украсить. Украшать мы будем готовой глазурью.
На столе приготовлены северные пряники, готовая глазурь, кондитерские мешочки на каждого ребёнка. Ведущая заливает глазурь в мешочки детям и предлагает украсить пряник.
- Двумя руками держим мешочек, надавливаем на него и рисуем узор по краю пряника и в серединке. После того, как мы украсим пряник, дадим время высохнуть глазури.
И вот наш северный пряник готов.
Мастер-класс «Украшение берестяного оберега мезенской уточкой» (проводит 2 ведущий)
Детям предлагается расписать готовый оберег из бересты. На оберег нанесено изображение простым карандашом. На столе у детей: берестяной оберег, краски гуашевые красного и черного цвета, кисть №1-2, баночка с водой, салфетки.
- Посмотрите, у каждого из вас на подносе – оберег из бересты (заготовка)
- Мы будем расписывать наш оберег северной росписью, а называется она – мезенская.
-Из бересты изготавливали множество оберегов. Кстати, даже слово «оберег» имеет общий корень со словами «береста» и «береза». Считалось, что особая – солнечная- энергия березы стоит на страже беззащитных, оберегает от зла.
Сначала мы с вами распишем уточку, так как она является центральным изображением оберега; набираем на кисточку красную гуашь и расписываем уточку. Споласкиваем кисть от красной краски, набираем черную краску на кисть. Черной краской мы расписываем хвостик, хвостик у уточки в виде капелек. Прикладываем кисточку всей плоскостью, получатся капелька. Для начала потренируйтесь рисовать на листе бумаги. Рисуем аккуратно, кончиком кисти. После того, как потренировались - расписываем хвостик уточке. Уточка у нас плывёт по воде, в мезенской росписи вода рисуется волнистой линией.
По окончании работы рассматриваем готовые поделки.
- Вот и закрывается наша гостиная. Давайте все вместе на прощание споём русскую народную песню.
Ведущие, мамы, дети поют русскую народную песню «Величальная» и прощаются, уходят из избы.