Лариса Абрамова
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о школе.
Задачи:
• Закреплять умение читать по слогам; закреплять навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; закреплять графический образ букв; упражнять в подборе антонимов; уточнить понимание многозначности слов; упражнять в подборе родственных слов, слов - антонимов; закреплять навык образования отглагольных существительных при помощи суффикса – тель ; учить понимать переносный смысл пословицы; закреплять умение составлять предложения с заданным предлогом по сюжетной картине; упражнять в умении правильно строить сложноподчиненные предложения.
Публикация «Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
• Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительное и слуховое внимание и память, абстрактно - логическое мышление.
• Воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.
Оборудование:
картинки-символы: девочка с поднятой рукой, сидящая за партой, изображение уха, восклицательный знак красного цвета; изображение открытого рта, перечеркнутого по диагонали, мальчик сидящий за партой; слоги, составляющие слова: «тетрадь», «карандаш», «учебник», «линейка», «кукла»; предметные картинки: шапка, карандаш, осы, лыжи, ананас; рыба, утка, чайник, книга, арбуз; заготовки страниц книги; картинки: ручка – школьная принадлежность, ручка – маленькая рука, ручка – у двери; сюжетная картинка с изображением класса; карточки к игре «Восстанови словечко»; карточки со словами: ученик, учиться, учительница, учитель, учебник, ученый, учить, ученица, учение.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Ребята, вы у нас будущие школьники и уже многое знаете о школе. А вот другие ребята нашего детского сада в школу пойдут только через год и даже больше. И им еще многое о школе только предстоит узнать. А давайте сделаем для них подарок. Что вы любите получать в подарок? (Ответы детей)
- Вот и мы с вами сейчас изготовим для ребят нашего детского сада в подарок книгу. Если мы с вами собираемся в школу, многое о ней знаем, то в этой книге мы расскажем о чём? (о школе).
- А еще эта книга расскажет, что должны знать и уметь будущие школьники.
2. - Итак, открывается первая страница.
(Логопед вешает на доску-мольберт заготовку первой страницы книги: по всей странице на равном расстоянии друг от друга расположены цифры от 1 до 5. На столе у логопеда картинки-символы: 1) девочка с поднятой рукой, сидящая за партой, 2) изображение уха, 3) восклицательный знак красного цвета; 4) изображение открытого рта, перечеркнутого по диагонали, 5) мальчик сидящий за партой.)
- С самого начала будущие школьники должны четко знать что? (как нужно вести себя в школе)
- давайте вспомним правила поведения на уроке и отобразим их на первой странице:
1) Поднимай руку, если хочешь что-то сказать;
2) Слушай учителя и других учеников;
3) Будь внимателен;
4) Не шуми;
5) Держи спину ровно.
(Дети называют правила, логопед приклеивает соответствующие картинки-символы на странице на месте цифр)
Теперь мы знаем правила поведения на уроке и скоро пойдем в школу.
3. Пальчиковая гимнастика
«В школу»
В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком правой руки.)
4. Д/И «Слоговая лестница»
- Передвигаемся к следующей странице-заготовке. Что нарисовано на этой странице?
(Логопед последовательно приклеивает на страницу двух и трехступенчатые части лестницы: на ступеньках – слоги, составляющие слова: «тетрадь», «карандаш», «учебник», «линейка», «кукла».)
- Для того чтобы узнать, куда ведёт эта лестница, надо по ней подняться. А это значит, нужно прочитать слова по слогам, которые стоят на ступеньках.
(Дети читают слова)
- Ребята, а нет ли среди слов, которые мы прочитали, лишнего? (Кукла)
- Почему слово «кукла» лишнее? (Тетрадь, карандаш, линейка, учебник – школьные принадлежности, а кукла-игрушка).
- Возьмите с собой в школу игрушки? Почему? (Потому что в школе учатся, а не играют).
- Эти слова пропустят нас на следующую страницу, если мы с ними поиграем в игру «Скажи наоборот»:
-Бывает карандаш острый, а бывает? (тупой);
-Бывает линейка длинная, а бывает? (короткая);
-Бывает учебник толстый, а бывает? (тонкий);
-Бывает тетрадь чистая, а бывает? (грязная, у неаккуратных учеников).
-Бывает кукла новая, а бывает? (старая).
5. Д/И «Собери словечко»
- Лестница привела нас на третью страницу.
- Чтобы получилась третья страница, нам нужно будет собрать слова. Помогут нам картинки. На странице два ряда предметных картинок:
I ряд – шапка, карандаш, осы, лыжи, ананас;
II ряд – рыба, утка, чайник, книга, арбуз.
Логопед предлагает более слабому ребенку, написать под каждой предметной картинкой I ряда первую букву названия. Ребенок читает слово по полученным буквам: ШКОЛА.
Трое детей мысленно составляют слово по первым звукам названий картинок II ряда, записывают слово на карточках: РУЧКА.
Двоим, сильным детям логопед называет слова (кукла, лак, акула, собака, сад, дети на слух выделяют первые звуки слов, и записывают получившиеся из первых звуков слова: КЛАСС. Карточки со словом «класс» приклеивают на страничку.
6. Д/И «Объясни слово»
- А карточку со словом «ручка» мы поместим на следующей, четвертой, странице.
- Ребята, что такое «ручка»?
- Про что ещё мы можем сказать «ручка»?
(Ручка – школьная принадлежность, ручка – маленькая рука, ручка – у двери). По мере проговаривания детьми, значений слова «ручка», логопед приклеивает к странице соответствующие предметные картинки.
А еще ручка есть у портфеля, который мы обязательно возьмем с собой в школу.
7. Физминутка.
Речевая подвижная игра «В школу мы с тобой пойдем».
(Импровизация движений в такт стихотворению)
В школу мы с тобой пойдем,
И портфель с собой возьмем,
В школе будем мы читать,
В школе будем мы писать,
Физкультурой заниматься,
И трудиться, и стараться.
8. Д/И «Составь предложение»
- Какое слово написали на своих карточках Наташа и Сережа (КЛАСС)
- На пятой страничке мы попадем в класс
В центре страницы сюжетная картинка с изображением класса:
- На картинке изображен класс. А вокруг картинки написаны маленькие слова-предлоги. Давайте их прочитаем и составим предложения с этими предлогами. А картинка нам поможет.
(Дети читают по очереди по одному предлогу и составляют предложение).
9. Д/И «Восстанови словечко».
- В классе, в котором мы побывали, есть ученик. Он невнимательно слушает учительницу, поэтому все делает неправильно. На шестой страничке слова, которые написал этот ученик. Буквы в словах написаны не полностью, не хватает некоторых частей. Допишите буквы и прочитайте слова.
10. Д/И «Слова-родственники»
- Ребята, когда вы будете учиться, как вас станут называть? (Учениками).
(На странице в центре карточка со словом «Ученик»)
- Давайте вспомним, какие слова-родственники есть у слова «ученик». Во всех словах-родственниках должна быть одна и та же часть – «УЧ»
Ученик – учиться, учительница, учитель, учебник, ученый, учить, ученица, ученье.
- Что делают ученики? (учатся)
- Кто учит учеников? (Учительница)
- А если мужчина, то (Учитель)
- Как называются книги, по которым учатся ученики (учебник) и т. д.
(По мере того, как дети называют слова-родственники, логопед приклеивает карточки с соответствующим словами на страницу).
- Найдите родственника слова «ученик» в пословице: «Учение-свет, а не учение-тьма».
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Тот, кто учится, тот много знает и умеет, а тот, кто не учится - ничего не знает).
11. Итог занятия.
-Все страницы книги мы заполнили. Остается соединить их и прикрепить обложку. На обложке название книги «Скоро в школу» и рисунки детей о школе.