Ольга Глебова
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ФФН «Звуки [Б] и [Б`]»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята.
Передавая друг другу эту палочку, скажите, на что похоже ваше настроение?
Я рада, что у вас хорошее настроение, с таким настроением мы и начнём наше занятие.
Сядет тот, кто назовёт гласные звуки в словах : муха, ноты, слон, индюк, утка, лев.
Докажите, что вы назвали гласные звуки.
II. Артикуляционная гимнастика.
-Ребята, вы любите цирк? Сегодня мы с вами отправляемся в цирк. Язычок хочет пойти с нами. Возьмите зеркала.
1) Мы подошли к цирку, около цирка продаются воздушные шарики.
Упражнение «Шарики» (для щёк).
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ФФН „Звуки [Б] и [Б`]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
2) В цирке сегодня очень интересное выступление: акробаты выполняют номер на качелях под куполом цирка. Упражнение «Качели».
3) На арене выступают цирковые лошади. Упражнение «Лошадка».
III. Знакомство со звуками [б] и [б`]
Наконец, на арену выходят любимые всеми клоуны Бом и Бим.
-Какой первый звук вы слышите в имени Бом? (звук [б])
-А какой первый звук вы слышите в имени Бим? (звук [б`])
-Сегодня мы будем изучать и сравнивать звуки [б] и [б`]
IV. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам
Анализ по схеме (Губы смыкаются, зубы сближены, но не соединены, язык лежит внизу, сильная воздушная струя с шумом прорывает смычку, голос не спит).
Дадим характеристику звуку [б].
(Он согласный, твёрдый, звонкий)
Дадим характеристику звуку [б`]
(Он согласный, мягкий, звонкий)
-Чем похожи звуку [б] и [б`] ?
(Они оба согласные, звонкие)
-В чём отличия звуков [б] и [б`]?
(Звук [б] – твёрдый, звук [б`] – мягкий)
Каким цветом будем обозначать звук [б], а каким звук [б`]?
(Звук [б] – синим цветом, а звук [б`] – зелёный цветом.)
V. Произношение и дифференциация звуков [б] и [б`] в слогах.
1) повторение слоговых рядов.
Бом играет на трубе;
ба- бо- бу- бы.
Повторите.
А потом на барабане:
бам- бом- бум.
А Бим играет на балалайке:
би- бе- бё- бя.
2) Игра «Какой слог лишний?»
А потом они вместе стали играть на музыкальных инструментах:
Би- ба- бо- бу.
-Какой слог здесь лишний? (би)
-Почему? (Потому что в этом слоге мягкий звук [б`], а в остальных слогах твёрдый звук [б]).
3) Игра «Наоборот».
Ябуду бросать вам мяч и называть слог с твердым звуком б, а вы в слогах вместо твёрдого звука [б] должны произнести мягкий звук [б`]
ба – ба
бу – бё
бу – бю
бы – би
бэ – бе
VI. Составление схем
Бим и Бом спрашивают: -«А зачем вам эти фишки?» (Чтобы составлять схемы)
Покажем клоунам,как мы умеем составлять схемы.
Бросаю вам звуки [б] и [о].
Какой слог получился? (Бо)
Выложите схему этого слога. Какой звук надо добавить, что бы получилось имя клоуна? (Звук [м]).
Сколько звуков в этом слове?
Сколько гласных звуков? Сколько согласных?
Что надо изменить в схеме, чтобы она обозначала имя второго клоуна? (Первую синюю фишку поменять на зелёную).
VII. Физкультминутка
Клоуны предлагают вам отдохнуть.
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ручками хлопают,
Ножками топают,
То по кругу побегут,
То присядут, отдохнут.
И давай опять скакать,
Ну никак их не унять.
VIII. Дифференциация звуков [б] и [б`]
Ребята, Бим и Бом принесли нам подарки. Бом принес предметы, в названиях которых есть звук б, а Бим принес предметы, в названиях которых есть звук б. Догадайтесь, что принёс Бом, а что принёс Бим.
(Отобрать предметы, в названиях которых есть звук [б] – для Бома и звук [б`] – для Бима)
(Барабан, балалайка, брошка, бумага, бубен, браслет, банка, букет, будильник. Бидон, бинт, бинокль, бегемот, белка, обезьянка).
IX. Деление слов на слоги.
Отгадайте загадку:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (собака)
Сколько слогов в этом слове? (три слога)
Какой слог ударный? (второй)
Где находится звук [б]? Показать на схеме.
Вторая загадка:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Сколько слогов в этом слове? (два слога)
Какой слог ударный? (первый)
Где находиться звук [б`]? Показать на схеме.
X. Развитие грамматического строя речи.
Посмотрите на нашу белку. Что вы заметили? (Она без хвоста).
Маленькое слово «без»- это предлог. Мы употребляем его тогда, когда у предмета что- то отсутствует. (Работа с картинками).
Составьте предложение со словом белка по этой схеме.
XI. Итог занятия.
Мы сегодня в цирке были.
Занимались и шутили.
Здесь мы весело играли
И здесь мы звуки изучали.
Какие мы изучили звуки?
Что вы можете сказать о звуке [б]?
Расскажите о звуке [б`].
Чем они отличаются?