ИРИНА ТОРОПЧИНА
Конспект фольклорного занятия в средней группе «Веселые ложки»
Конспект фольклорного занятия в средней группе
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи. Знакомить с предметами обихода – деревянными ложками, учить различать народные промыслы, любоваться красотой народного искусства. Углублять интерес к культуре русского народа.
Содержание. Знакомство с предметами обихода. Рассматривание деревянных ложек.
Звучит рус. нар. музыка. Дети входят в избу.
Публикация «Конспект фольклорного занятия в средней группе „Веселые ложки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Хозяйка: Здравствуйте мои детушки! Проходите в горницу, рассаживайтесь. Сегодня хочу я вам рассказать историю про предмет, который пришел к нам из далекой – далекой старины. Начну рассказ с загадки: «Сама не ем, а всех людей кормлю». Что это? (ложка)
А вот еще загадка: «Всех кормлю с охотой, а сама безротая»
И это про ложку. Правильно. (Достает из ларца ложку)
А для чего нам этот предмет? (Для того, чтобы есть) Что можно ложкой кушать? (Щи, кашу). Какие по размеру бывают ложки? (Большие и маленькие). Правильно: для чая - маленькие чайные, для каши - десертные, для супов и борщей - большие столовые (показать образцы).
Давным-давно на Руси не было у людей ложек совсем. Жидкую пищу пили через край, а гущу доставали со дна руками. И вот одному гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка лучше, чем пить через край и доставать руками со дна то, что там осталось, например, мясо, овощи.
И тогда он решил сделать ложку из белой красивой косточки. Такие ложки он сделал для всей семьи. Они были легкими, гладкими и не обжигали губы во время еды.
Прошло много времени. Люди многому научились. И ложки стали изготавливать металлические - из бронзы, серебра (показать). Но такие ложки могли купить только богатые люди. Простые же люди, бедные ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из разных деревьев: липы, ольхи, березы, осины (показать иллюстрации деревьев). Такие ложки имелись в каждой семье. Эти ложечки были совсем легкие, удобные и совсем не нагревались от горячей пищи.
Их украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком
(показать образцы). Вот такими они становились яркими, красивыми, расписными. Мастера-умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли про них песенки и потешки.
Хозяйка: Давайте ребята сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
Петушок наш вдруг проснулся, Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.
Прямо к солнцу повернулся. Повертеть кистью руки в разные стороны.
Кукарекнул раз, два, три! Разводить и сводить указательный и большой палец.
Ты сегодня не проспи.
Петушок стоит весь яркий, Ладонь вверх указательный палец опирается на большой.
Гребешок он чистит лапкой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Как чудесно мы играли,
И в игре тренировали,
Наши пальчики, ладошки,
Ну, и кулачки немножко.
Хозяйка: А еще, ребятки, ложки можно превратить в самый простой русский народный музыкальный инструмент. Вот и мы сейчас с вами возьмем по две ложки и устроим концерт (раздать детям деревянные ложки).
У ложек есть черпачок и черенок. Возьмем ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом.
Дети напевают вместе с Хозяйкой следующую песенку:
На дворе у нас играют, ребятишек забавляют:
Гуси - в гусли, утки – в дудки,
Чайки – в балалайки, свинки – в скрипки,
Бараны – в барабаны, кони – в гармони. А бык в бубен – бух, бух! Бьет копытом во весь дух!
Хозяйка: А теперь я и вас так научу играть. Выставите перед собой ладошку и представьте, что в ней лежит яблоко. В эту круглую ладошку положите ложку черпачком вниз, а черенком к себе. Аккуратно пальчиком зажмите ложку и ударьте сверху другой ложкой. Звук получился глухой и низкий. А теперь откроем два пальчика: указательный и средний.
Получилась «норка для мышки-норушки». Опять ударим и сравним звук. Звук получился более звонкий, яркий, громкий и высокий.
А сейчас будем ударять два раза по закрытой ложке и два раза по открытой.
Звучит русская народная мелодия.
Давайте поиграем в игру «Эхо». Разделимся на две команды и посмотрим, какая команда дружнее. Для каждой команды я буду простукивать ритмический рисунок и его нужно точно-точно повторить.
Внимание, начинаем!
Хозяйка: К вечеру уж день клонится, и пора нам расходиться.
До свидания, ребятки!