Людмила Харитонова
Конспект занятия «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Образовательная область «Познавательное развитие» - знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, истории возникновения, особенностях узоров и цвета узоров.
Публикация «Конспект занятия „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Образовательная область «Речевое развитие» - обогащать словарь детей: дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - продолжить знакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни, лошадки, учить выделять элементы узора; развивать чувство цвета, эстетические чувства.
Средства: наглядные - дымковские игрушки, картина с изображением села, шаблоны дымковской барыни, коня, образцы элементов дымковской росписи.
Предварительная работа: беседа, просмотр альбомов дымковских игрушек.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: - Ребята, к нам пришли сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются).
Старший воспитатель подает письмо:
- Ребята, вы из группы «Солнышко»?
Дети: Да.
Ст. воспитатель: - Вам пришло письмо.
Воспитатель открывает конверт, в нем приглашение и билеты в село Дымково :
«Дорогие ребята группы «Солныщко»! Приглашаем вас в гости в село Дымково». Дымковские мастера.
Воспитатель: - Вот такие необычные билеты, что изображено на билетах? (Дымковские игрушки).
Воспитатель: - Принимаем с вами приглашение? (Да, принимаем).
Воспитатель: - Автобус уже ждет, занимаем места согласно билетам. (Дети рассаживаются на свои места, на каждом стуле приклеены картинки как на билетах).
Воспитатель: - Я буду вашим экскурсоводом. Данил нашим водителем (На водителя наденем кепку, даем в руки руль).
Воспитатель читает строки из стихотворения.
«. Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое „Дымково" назвали.
Воспитатель: - Ребята, что изображено на билетах? (Дымковская барыня)
- А вы, знаете, как появились дымковские игрушки?
Воспитатель: Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки : барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.
Воспитатель: - Вот и наша станция село Дымково (обращаю внимание детей на иллюстрации, изображающие село). Взгляните, дым окутал крыши домов так, что ничего не видно, один дым. Не зря село и получило такое название Дымково.
Воспитатель: - А вот и те, кто создает дымковские игрушки – дымковские мастера. Давайте с ними поздороваемся (Дети здороваются с мастерами).
Воспитатель: - Они приготовили для нас выставку дымковских игрушек.
Чтение стихотворения с показом игрушек.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
Из глины козлик в яблоках,
Собою хорош, очень пригож.
А вот олень на стройных ногах,
Вся краса у оленя в рогах.
А вот дымковские барыни :
У них руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С ними издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Воспитатель: - Посмотрите, какие красивые игрушки. А из чего они сделаны, вы, запомнили? (Из глины).
Воспитатель берет игрушку и спрашивает : Что это за игрушка?
Воспитатель: - Скажите, ребята, какого цвета бывают дымковские игрушки? (Только белого).
Воспитатель: - Верно. А какими узорами дымковские мастера расписывали свои игрушки? ( Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка). Вывешивается плакат с элементами узоров дымковской росписи.
-Какого цвета узор использует мастер, украшая свои игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый и др.)
- Какое могут вызывать настроение такие краски? (Веселое, праздничное, радостное).
- Молодцы! Вы много знаете о дымковских игрушках.
Воспитатель: - Представим, что мы с вами дымковские барышни и кавалеры, сейчас мы потанцуем. (Танцевальные движения под русскую народную пляску).
Воспитатель:
Раз, два, раз, два,
Стали дети мастера,
Сели, встали, сели, встали,
Мы работать не устали.
Ручки хлоп-хлоп-хлоп,
Ножки топ-топ-топ,
Раз, два, раз, два,
Наши дети – мастера.
Воспитатель: - Мы отправляемся в мастерские. Ребята, посмотрите - это мастерская, в которой расписывают дымковскую барыню, в другой расписывают лошадку. Выберите себе ту мастерскую, какую дымковскую игрушку, вы, хотели бы расписать.
На столах приготовлены силуэты дымковских игрушек, гуашь разных цветов: синяя, красная, жёлтая, зеленая, черная.
Воспитатель: - Нам пора отправляться в детский сад. Попрощаемся с дымковскими мастерами, и со своими игрушками садимся в автобус.
Воспитатель: - Где, мы, с вами побывали? (В селе Дымкове).
- Зачем, мы, туда ездили? (Чтобы расписать дымковские игрушки).