Ольга Бойцова
Конспект досуга в старшей группе «Делу время, потехе час»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект досуга в старшей группе "Делу время, потехе час"
Цель:
1. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями своею
народа: приобщать к духовной культуре на основе активного использования
русскою фольклора (сказок, песен, загадок, пословиц, поговорок).
2. Развивать творческие способности детей в разных видах деятельности:
музыкальной, речевой, театрально игровой.
3. Формировать у детей понятие посиделки, как возможности самостоятельно,
Публикация «Конспект досуга в старшей группе „Делу время, потехе час“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
весело и интересно провести с друзьями свободное время.
Костюмы: русский народный костюм для Хозяюшки. народные рубашки
для мальчиков, русские сарафаны и кокошники для девочек, большая
хохломская ложка, иголка с ниткой, сарафан, молоточек с гвоздями, косыночка
для Хаврошечки, костюм для Петрушки.
Оформление: макет русской избы, комната украшена под русскую
кухню: полотенцами, на столе скатерть с самоваром, скамеечки, на столе
баранки и пироги.
Ход развлечения.
(Гостей и детей встречает Хозяйка).
Хозяйка: «Народ собирается — посиделки начинаются.
(Под русскую народную мелодию «Пойти ль, выйду ль я» входят дети.
Хозяйка их рассаживает по лавкам
Хозяйка: «Сегодня, дети, вы пришли на посиделки — это такие вечера, на
которых, раньше в старинные времена любили собираться после дневных
трудов крестьяне. Собирались в избе, чтобы отдохнуть, повеселиться,
набраться сил для работы на следующий трудовой день. На посиделках не
просто веселились, пели песни, водили хороводы, играли, загадывали загадки,
разыгрывали сказки, но и отмечали, восхваляли людей трудолюбивых и
высмеивали лентяев.
(Один из мальчиков располагается на полу, полулежа с большой ложкой в
руке. Выходят трое детей и говорят слова)
1 ребенок «Не колода, не пень, а лежит целый день».
2 ребенок «Вот лодырь!»
3 ребенок «Не жнет и не косит, а обедать просит!»
1 ребенок «Тит, а Тит, иди молотить!»
Тит: «Живот болит».
2 ребенок «Тит, или кашу есть!»
Тит: «Где моя большая ложка?»
(Ищет ложку, находит за спиной и идет есть кашу).
Все трое: «Хочешь, есть калачи, не сиди на печи».
Дети исполняют песню «Антошка»
Хозяйка: «Не любили лентяев в народе, смеялись над ними, говорили
так: «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда» или так: «Люди жать, а ты — на
солнышке лежать!»
Дети исполняют песню «Люди работают, я отдыхаю»
(Выходят трое детей и девочка Ульяна, ложится на бок, на ковер,
1 ребенок «Проснулась Ульяна не поздно, не рано!»
2 ребенок «Люди косить, а она голову мочить!»
3 ребенок «Люди жать, в она ни меже лежать!»
1 ребенок «Люди молотить, а она - пыль ворошить!»
2 ребенок «А обедать пойдут.. .»
Все вместе — «Она тут как тут!» (Ульяна встает между детьми).
Хозяйка: «Дети всегда были хорошими помощниками, взрослым, с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький».
Дети, скажите теперь вы пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.
Дети :
«Без труда, не вынешь и рыбку из пруда».
«Долог день до вечера, коли делать нечего»
«Судят не по словам, а по делам».
«Терпение и труд — все перетрут!»
«Была бы охота — будет и ладиться работа!»
«Умелые руки не знают скуки»,
«Землю красит солнце, в человека –труд».
«Есть терпение — будет и умение».
Хозяйка: «К труду детей в крестьянских семьях приучили рано: в шесть
лет девочка уже пряла на прялке, а в десять — работала в поле серпом, шила, а в 12 — 13 лет могла полностью вести домашнее хозяйство: носила воду, стирала белье, кормила птицу, доила корову, вязала, приглядывала за младшими детьми. А мальчики помогали отцам по строительству и ремонту.
(Выходят двое детей. Девочка садится за стол в шьет сарафан, а мальчик
садится на скамейку и работает топориком обтесывает колышки или забивает
молоточком гвозди).
Девочки
«Иголка, иголка, ты тонка и колка,
Но не коли мне пальчик, шей сарафанчик!»
Мальчик
«Я на камушке сижу, да топор в руке держу.
Я все колышки тещу,
Огород свой горожу,
Да капустку посажу,
Сажу беленькую, да качанненькую».
Хозяйка: «А еще на посиделках рассказывали и разыгрывали сказки.
Вот и гостья к нам пришла, а из какой сказки догадайтесь.
(Входит девочка)
Хаврошечка:
«Я из сказки к вам пришла
Отгадайте, кто же я?»
Уж как я свою коровушку люблю,
Уж как я ль то ей крапивушки нарву,
Кушай травушку, коровушка моя,
Ешь, ты досыта, Буренушка моя.
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Сытна пойло я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек Буренушка дала.
Хозяйки: «Догадались, дети, кто наша гостья?
Крошечка -Хаврошечка, мы знаем, что ты добрая, ласковая, приветливая,
трудолюбивая девочка. Оставайся у нас на посиделках».
Хаврошечка: «Приглашаю весь народ в круг на русский хоровод!»
Исполняется хоровод «Во саду ли в огороде».
Хозяйка: «А вот и еще гость к нам пожаловал».
(Под веселую музыку вбегает Петрушка).
Петрушка:
«Развеселый я, Петрушка,
Я пришел вас позабавить, потешить.
Ребята, а вы сказки знаете? А любите?
Вот сейчас, ребятки, загадаю вам сказки — загадки!»
1. А дорога — далека,
А корзинка — нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(«Маша и медведь»).
2. Ах ты, Петя — простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(«Кот, петух и лиса»).
3. Красна — девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка.
(«Снегурочка»).
4. Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода —
В ямке от копытца
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
5. Отворили дверь козлята,
И пропали все куда— то!
(«Волк и семеро козла-т).
6. Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушел я сказки?
(«Колобок»).
Петрушка: «Молодцы, ребята, вижу, а вы хорошо знает сказки
Тара- тара –тара- ра!
Начинается игра
Выходите в круг скорей,
Повторяйте веселей!»
Проводится игра «Эхо»
Собирайся детвора! Ра - Ра - Ра!
Начинается игра! Ра - ра!
Да ладошек не жалей! Лей -лей!
Бей в ладоши веселей! Лей- лей!
Сколько времени сейчас? Час - час!
Сколько будет через час? Час -час!
И не правда, будет два! Два- два!
Думай лучше, голова! Два- два!
Как поет в селе петух? Ух- ух!
Вы уверены, что так? Так- так!
А на самом деле, как? Как – как!
Сколько будет дважды два? Два- два!
Ходит кругом голова! Ва- ва!
Это ухо или нет? (держится за нос) Нос - нос!
Или может, сена воз? Воз- воз!
Это локоть или глаз? Глаз – глаз!
Ну, а это, что у нас? Нас- нас!
Вы, хорошие всегда? Да-да!
Или только иногда? Да- да!
Вы устали отвечать? Чать-чать!
Разрешаю помолчать.
Вам понравилась игра?
Хозяйка
Дети, сегодня мы с вами попробовали возродить одну из русских народных традиций – посиделки. Говорили о трудолюбии и лени, вспомнили пословицы, сказки, загадки. А, сейчас послушайте поговорки и скажите, о какой черте характера русского человека они сложены.
«Дом красив не углами, а пирогами»
«Чем богаты, тем и рады»
«Что есть в печи, все на стол мечи»
«Хоть не богат, а гостям рад»
Ответы детей.
Правильно, это пословицы о русском гостеприимстве и хлебосольстве.
Приглашаю всех гостей, чай попить из самовара
С сухарями, с крендельками, с баранками вкусными,
С сушками, ватрушками, пирогами русскими!
Все садятся за стол пить чай.