Юлия Богомолова
Конспект досуга «Я помню! Я горжусь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Расширять знания детей о жизни в блокадном городе.
2. Вызывать восхищение подвигом ленинградцев.
3. Обогащать словарный запас терминами военной тематики.
4. Совершенствовать умение составлять рассказы по иллюстрациям, выразительно передавая ее содержание.
5. Закреплять знания о достопримечательностях города.
6. Закреплять знания названий улиц города.
Пособия:
Иллюстрации А. Пахомова о блокадном городе; картина о Пискаревском кладбище «Никто не забыт, ничто не забыто»; карты с изображением блокадного кольца, микрорайона; тарелка со 125 г хлеба; изографы;
Публикация «Конспект досуга „Я помню! Я горжусь!“» размещена в разделах
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Предварительная работа:
Экскурсия в музей «Невская застава» на тематическую выставку «Дети блокадного города», чтение книг: «Дорога жизни», «В те дни» Н. Тихонова, «Рисуют дети блокады» Э. Голубева, беседы, рассматривание иллюстраций, встреча с блокадной жительницей- Изотовой Л. М, слушание фрагментов «Седьмой симфонии»(Ленинградской) Д. Шостаковича, знакомство с фактами биографии Дмитрия Шостаковича, Ольги Берггольц в период блокады Ленинграда.
Ход занятия
Дети входят в зал. Звучит песня «Ленинградские мальчишки».(из кинофильма «Зеленые цепочки)
Воспитатель:
Ребята, сегодня наш город отмечает скорбный, и в тоже время очень радостный день. Вы знаете, какой?
Ответы детей:
Да, 27 января наш город отмечает День снятия блокады.
За всю многовековую историю нашей страны не раз на её долю выпадали большие испытания. Но самыми тяжёлыми из них были войны, в которых нам приходилось отстаивать независимость своей Родины. Последней из войн была Великая Отечественная война.
Гитлер со своей армией завоевал почти всю Европу, осталась только Россия. У нас с Германией был заключён мирный договор о ненападении друг на друга. Германия нас обманула, так как тайно готовилась к войне против нашей Родины, подтянула свои войска к границам нашего государства.
И вот в воскресенье 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война …
Рано утром на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,
Это значит – против нас.
В 1941 году в первые месяцы войны фашистские полчища подошли и окружили Ленинград. Начались тяжёлые дни ленинградской блокады. (показ карты с изображением блокадного кольца)
Несколько раз наши войска пытались отбросить фашистов от Ленинграда. Но сил не хватало. Люди в блокадном городе голодали. Не было света, воды, отопления. Даже в таких условиях ленинградцы работали. Делали всё для фронта. В день на одного человека давали 125 г хлеба. Но разве это был хлеб? Мякина с опилками. По “дороге жизни” – по льду Ладожского озера стали провозить хлеб, сахар, масло, а обратным рейсом вывозили раненых, детей, больных, стариков. И блокада эта продолжалась долгих 900 дней и ночей.
Давайте подойдем к иллюстрациям о жизни в блокадном городе и расскажем о том страшном времени. (рассказы детей)
Воспитатель: Посмотрите на эту табличку, такие таблички в годы войны можно было часто увидеть на стенах домов нашего города: «Граждане, при арт. обстреле эта сторона улицы наиболее опасна»
Читает ребенок: На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при арт. обстреле.
В то время звук сирены, предупреждающей о воздушной тревоге, был привычным, я хочу, чтобы вы послушали его, и сказали, какие чувства этот звук вызывает у вас сегодня.
(звук сирены)
Ответы детей.
Ленинградский мальчик Леня Шувалов написал об этом стихотворение (читает ребенок)
Вой снарядов над Невой раздается в тьме ночной.
Ленинградцы на посту. Бомбы рвутся на мосту.
Гром зениток раздается, и земля кругом трясется.
Ленинградцы победили, самолеты все разбили.
И над русскою землей объявляется отбой!»
(отбой воздушной тревоги)
Это было страшное время, несмотря на то, что не было электричества и дома освещались свечами и керосиновыми лампами, а для тепла печи-буржуйки топили мебелью, жители города не сдавались: учились, работали дети наравне со взрослыми, делали снаряды, гасили зажигалки, помогали раненым. Город защищали воины, и не только защищали, они сочиняли музыку, писали стихи. Не все люди дождались прорыва блокады, многие не выдержали голода, холода и умерли. Их похоронили на Пискаревском кладбище.
(показ картины)
(рассказ ребенка) Это памятник Родине - матери с венком в руках, а вокруг братские могилы, на которых не указаны имена, а только годы… и слова: «Никто не забыт, ничто не забыто…»
(читает ребенок) Стихотворение «Пискаревское кладбище» (Л. Пяткина)
«Здесь редко плачут - высыхают слезы.
И только горький ком сжимает горло.
Мать-Родина и в солнце, и в морозы
Стоит над этим кладбищем просторным.
Гирлянду держит из дубовых листьев-
Как знак бессмертной славы ленинградцев.
Скорбя, к земле березки наклонились
И реквием поют могиле братской.
Седая смерть и юная весна-
Слова всегда враждебные друг другу.
Не смерть - свое бессмертье на века
Вы обрели в блокаду, голод, вьюгу»
Песня «Матерям погибших героев». (сл. Л. Кондрашенко, муз. П. Струве)
(дети садятся)
Воспитатель.
Как народ помнит и чтит тех, кто защищал нашу Родину?
Ответы детей: (им ставили памятники, посвящали песни, их именами называли улицы городов)
Ребята, а какие улицы, названные именами героев войны, вы знаете?
Ответы детей:
Воспитатель: После окончания войны жители нашего города решили навеки сохранить память о тех страшных днях, и вокруг Ленинграда стали появляться памятники. В честь героических защитников Ленинграда как на линиях фронта, так и в самом городе люди установили много памятных знаков, монументов, обелисков, построили мемориальные кладбища. Но один из монументов - особый. Он длиной 200 километров. Этот уникальный в своем роде памятник расположен на рубежах героической обороны города Ленина и назван Зеленым поясом славы.
Многие архитекторы, художники, скульпторы, инженеры, создавшие проекты мемориальных ансамблей, также были участниками войны, даже воевали на тех рубежах, где сейчас по их проектам воздвигнуты памятники.
И вот на Поясе Славы появились памятники, и сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми из них:
«Сегодня опять окружен Ленинград кольцом,
Но уже не блокады.
Пролег пояс славы во славу солдат-
Защитников Ленинграда.
В те дальние годы, в тяжелые дни
Стояли здесь насмерть герои.
Родной Ленинград отстояли они-
Мы их не забудем с тобою.
Рассказ воспитателя о памятниках.
1.«Разорванное кольцо»
2.«Цветок жизни»
3.«Катюша
4. «Атака»
Всех людей, которые жили в нашем городе в те страшные дни можно назвать героями, и после окончания войны нашему городу было присвоено гордое звание города-героя. Городов героев в нашей стране 11, и вы их, конечно знаете.
Песня «Герои города»(сл. Е. Шкловского, муз. М. Протасова)
Но наш город не только город-герой, но и один из самых красивых городов мира. В нем очень много красивых зданий и памятников, и чтобы во время войны они не пострадали, люди их прятали. Вы знаете как?
Ответы детей:
Да, все верно. А когда война закончилась, все памятники открыли и вернули на место. Посмотрите, на этой карте не видно памятников, давайте вернем их на место.
Работа с «немой» картой.
Наш город очень красивый и величественный, и не случайно в одной песне автор сравнивает его с гордой белой птицей. (танец «Санкт-Петербург - Гордая белая птица», автор О. Кваша)