Набатова Юлия Вячеславовна
Обучение детей игре в шахматы как средство развития логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта: Процесс обучения игре в шахматы способствует концентрации внимания и развивает логическое мышление, укрепляет память, развивает изобретательность.
Шахматы - мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка.
Публикация «Обучение детей игре в шахматы как средство развития логического мышления» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Цель проекта: Познакомить детей с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта
1. Вызвать у детей интерес к шахматам,
обучить детей основным приемам игры в шахматы.
2. Развивать образное, логическое мышление, обеспечивать эмоционально - нравственное и интеллектуальное развитие.
3. Познакомить родителей с игровыми ситуациями, способствующими формированию и развитию интереса детей к игре в шахматы.
Методы реализации проекта 1. Игровые: дидактические игры, ребусы, игра фигурами-заменителями (пуговицы, камешки, пробки и прочее)
2. Наглядные: рассматривание иллюстраций, иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске
3. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, сказки: «Сказка о путешествии шахмат по свету», «Шахматная сказка про шаха», стихи и загадки о шахматах
4. Продуктивные: рисование фигур, раскрашивание и штриховка шахматного поля, выкладывание шахматного поля лентами, бумажными полосками
5. ИКТ (интерактивные игры «Динозавры учат шахматам», «Алладин – волшебные шахматы»
Принципы реализации проекта - Принцип развивающего образования;
- Принцип интеграции образовательных областей (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- Принципы гумманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования;
- Принцип доступности;
- Принцип наглядности.
Планируемые результаты Воспитанники должны:
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
- различать и называть шахматные фигуры;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- иметь представление об элементарных правилах игры;
- играть малым числом фигур;
- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
- владеть основными шахматными терминами;
- правильно применять элементарные правила игры;
- иметь представление о некоторых тактических приемах.
Этапы реализации проекта I этап – Организационный
- изучение литературы, создание картотеки дидактических игр;
- мониторинг познавательного развития детей;
- разработка перспективного плана по обучению детей игре в шахматы.
II этап – Основной или практический (организация и обучение)
III этап – Итоговый (аналитический)
Ресурсное обеспечение проекта - Методическая и художественная литература;
- Картотеки дидактических, словесных и настольно - печатных игр;
- Настольные шахматы, магнитные шахматы, напольная шахматная доска;
- Маски, атрибуты для организации игр и упражнений;
Продукт проекта - Изготовление шахматных досок;
- Выставка творческих работ на тему «Удивительный мир шахмат»;
- Рекомендации для родителей «Играем вместе»
- Представление проекта в рамках работы муниципальной конференции работников образования Заводоуковского городского округа, август 2017
Список литературы - «Путешествие в шахматное королевство», Авербах Ю., Бейлин М.
- «Шахматный букварь», Весела И., Веселы И.
- «О маленьких для больших», Зак В.
- «Отдать, чтобы найти», Зак В., Длуголенский Я.