Папки-передвижки

Конспект доминантного музыкального занятия на тему «Музыкальные инструменты и виды оркестра»

Ольга Цвеловская
Конспект доминантного музыкального занятия на тему «Музыкальные инструменты и виды оркестра»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект доминантного музыкального занятия

по элементарному музицированию на тему «Музыкальные инструменты

и виды оркестра» в подготовительной к школе группе

Публикация «Конспект доминантного музыкального занятия на тему „Музыкальные инструменты и виды оркестра“» размещена в разделах

Цель: Обогащать представления детей о народных музыкальных инструментах и видах оркестра путем активизации исполнительской деятельности на музыкальных инструментах.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Музыка

Тип: доминантный

Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие (Музыка, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возраст детей: 7-й год жизни.

Форма организации: групповая

Задачи:

• Обобщить знания о составе музыкальных инструментов симфонического и духового оркестров (струнно-смычковые, духовые, ударные инструменты)

• Продолжить знакомить с видами оркестра : оркестр русских народных инструментов.

• Расширять представление о русских народных инструментах (домра, балалайка, баян) и музыкантах народного оркестра. (домрист, баянист, балалаечник).

Развивать тембровый слух: умение определять звучание музыкальных инструментов, звучание симфонического и духового оркестров.

• Развивать чувство ритма и побуждать к творческой импровизации при исполнении ритмической цепочки на знакомую музыкальную фразу.

• Активизировать интерес к исполнительской деятельности – игре на детских музыкальных инструментах и к совместному музицированию детей и взрослых.

• Развивать умение использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач;

• Поддерживать интерес к культуре своего народа.

• Воспитывать чувство коллективизма, ответственности при выполнении групповых заданий и в совместном музицировании.

Предварительная работа:

Знакомство с тембром звучания и внешним видом музыкальных инструментов. Музыканты и дирижер в оркестре. Группы музыкальных инструментов в симфоническом и духовом оркестре.

Слушание музыкальных произведений в исполнении симфонического и духового оркестров : П. И. Чайковский «Осенняя песнь», «Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга»; Э. Григ «В пещере горного короля», М. Блантер «Футбольный марш», Г. Свиридов «Военный марш».

Музыкально-коммуникативная игра «Здравствуйте», датская народная мелодия; музыкально-ритмическое упражнение с ритмической импровизацией «Озорная полька» Н. Вересокиной.

Разучивание и исполнение украинской народной песни «Веселые гуси» в детском оркестре.

Оборудование и материалы:

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр, фортепиано.

Раздаточный материал: ритмические кубики, детские музыкальные инструменты : глокеншпили, ксилофоны, кларнеты, мелодические колокольчики, гармошки, трещотки, бубенцы, ложки.

Музыкальный материал : «Экосез» А. Жилина, «Музыкальное приветствие» Л. В. Матвеевой, «Здравствуйте» датская народная мелодия; «Озорная полька» Н. Вересокиной, П. И. Чайковский «Баба Яга» (фрагмент, Г. Свиридов «Военный марш»(фрагмент); Веселые гуси» укр. н. м.

Наглядный материал: Мультимедийная презентация о путешествиях Чевостика и МДИ «Угадай, что звучит»;

Словарь новых слов: домрист, баянист, балалаечник.

План-коспект занятия :

I. Звучит музыка «Экосез» А. Жилина.

Воспитатель предлагает прислушаться к звукам, выбрать соответствующее музыке движение. Дети входят в зал легким бегом (руки на поясе, за юбки, останавливаются в шеренгу.

Музыкальное приветствие

Музыкальный руководитель предлагает поиграть, поздороваться друг с другом ладошками. Воспитатель обращает внимание детей: что они будут слушать внимательно? (Долгий звук).

Музыкально-двигательная игра «Здравствуйте»

Музыкальный руководитель сообщает детям, что сегодня утром с ней первым поздоровался «Чевостик». Он прислал сообщение по электронной почте. Передавал детям большой привет. Обещал связаться сегодня с ними по скайпу.

А пока он просил рассказать, что возвращается из путешествия по необычным дальним странам. И в одной из стран ему очень понравилась народная игра. Он предлагает вам с ней познакомиться.

II.

• Речевая игра с движением «Соку-бачи-вира» (ВИДЕО.)

Муз. руководитель сначала знакомит детей с игрой с помощью видео. Затем спрашивает, увлекла ли она детей, что делает клоун? Сколько слов встречается в игре? Какие движения с каким словом? Предлагает начать разучивать ее сегодня, а продолжить – на следующих занятиях.

Воспитатель обращает внимание музыкального руководителя, что Чевостика почему-то нет на связи. Муз. руководитель предполагает, что Чевостик, возможо, едет в поезде, ведь он еще не вернулся домой, и предлагает взять кубики, сесть тесным кругом на ковер и показать, как стучат колеса поезда, в котором едет Чевостик.

• Ритмическая импровизация «Стук колес».

Муз. руководитель предлагает поиграть в «Озорную польку». Напоминает, что делает водящий в игре, проверяет готовность всех детей стать ведущим.

Музыкально-ритмическая игра «Озорная полька»

Муз. руководитель подводит итог игры и предлагает детям сложить кубики, и самим связаться с Чевостиком. Воспитатель предлагает пройти и сесть на стульчики к экрану и узнают: чтобы выйти на связь, необходимо угадать, какой инстумент звучит и узнать пароль – ключевые слова. (В состав какого оркестра входят угаданные инструменты)

Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент» (ВИДЕО)

Дети узнают ключевые слова и на экране появляется ЧЕВОСТИК.

Сообщает, что он уже в Москве, находится в концертном зале слушает музыку. Просит угадать название знакомой музыки, композитора и назвать, какой оркестр ее исполняет.

• Звучит фрагмент муз. произведения «Баба Яга» П. Чайковского в исполнении симфонического оркестра.

На связи вновь Чевостик. Просит узнать, какую музыку он слышал сегодня на Красной Площади столицы. Кто исполнял эту музыку?

• Звучит фрагмент «Военного марша» Г. Свиридова в исполнении духового оркестра.

А разве оркестр может исполнять музыку прямо на улице? -Удивляется Чевостик, на что муз. руководитель поясняет, что духовой оркестр часто можно услышать на свежем воздухе. Потому что духовые и ударные инструменты, которые входят в состав духового оркестра, не так сложно переносить, как, например, контрабас или литавры.

Чевостик сообщает, что ему особенно нравится звучание оркестра русских народных музыкальных инструментов. И сегодня он попросил своих друзей из музыкальной школы № 7 посетить ваш детский сад и рассказать о них. Чевостику пора на самолет. Он прощается с детьми. Воспитатель просит изобразить пением звук взлетающего самолета. При этом предлагает детям встать и потянуться вверх.

• Динамическая пауза. Муз. руководитель просит показать жестами группы муз. инструментов (духовых струнно-смычковых, ударных и клавишных, струнных)

Отключить мультимедиа. Убрать провода.

Муз. руководитель встречает гостей (которые до этого сидели в зрительном зале) и представляет их: преподаватель ДМШ № 7 Ирина Николаевна Лошакова, ученик ДМШ Артем ученик ДМШ Илья.

Гости входят с муз. инструментами, здороваются. Преподаватель ДМШ сообщает детям о просьбе Чевостика посетить ваш дет. сад и рассказать о русских народных инструментах и предоставляет слово 1 ученику.

Ученик с домрой показывает свой инструмент и рассказывает, что

домра – это старинный русский щипковый музыкальный инструмент. Сравнивает его со скрипкой. (не смычковый, как скрипка, т. е. звук извлекается «щипанием» струн. Домра тоже имеет 3 струны, деревянный корпус. Играют на домре с помощью специальной пластиночки - медиатора (показывает медиатор). Звук домры получается звонкий, яркий, похож на звук балалайки. Предлагает послушать и исполняет небольшой фрагмент р. н. м.

• Слушание

Затем сообщает, что музыканта, который играет на домре, называют домрист

Воспитатель предлагает детям повторить новое слово.

Встает 2 ученик с баяном. Просит детей послушать о следующем народном муз. инструменте. Баян – это клавишный инструмент. Баян похож на гармонь. Состоит из двух крышек с клавишами-кнопками, которые соединены мехами (показывает). Меха нагнетают (гоняют) воздух. Музыкант, нажимая на кнопки, дает воздуху выход из отверстия, получается звук. Предлагает послушать и исполняет небольшой фрагмент р. н. м.

• Слушание

Ученик предлагает подумать, как может называться музыкант, который играет на баяне. Новое слово баянист дети проговаривают по просьбе воспитателя хором. Можно добавить, что баян может звучать как различные инструменты симфонического оркестра, но в его состав не входит.

Преподаватель школы рассказывает о балалайке.

Балалайка – русский народный щипковый музыкальный инструмент с тремя струнами и деревянным корпусом треугольной формы. Играют на ней пальцами. Звучит она громко, легко, задорно, весело. Предлагает послушать и исполняет небольшой фрагмент р. н. м.

• Слушание

По размеру и звучанию балалайки бывают разные. На больших балалайках играют медиатором. Музыканта, играющего на балалайке называют балалаечник. (воспитатель проговаривает с детьми). Преподаватель интересуется, понравилось ли детям звучание русских народных инструментов? Предлагает послушать фрагмент р. н. м. в трио.

• Слушание

Преподаватель поясняет, что эти р. н. инструменты входят в состав оркестра народных инструментов. Сожалеет о том, что для того, чтобы сыграть сейчас в оркестре их мало – всего 3 музыканта. Воспитатель побуждает детей помочь исполнить музыку в оркестре вместе с гостями. Дети берут инструменты, встают полукругом. Музыкальный руководитель читает стих

Балалайка есть и ложки,

Есть трещотки, и гармошки.

Если все их вместе взять,

Дружно вместе заиграть….

Буду я тут дирижером.

Кто же вы? Ответьте хором… (ОРКЕСТР)

• Игра на ДМИ в оркестре совместно с гостями у. н. п. «Веселые гуси»

(первый куплет играют гости на русских народных инстументах. Затем последовательно по партиям звучат части музыки в исполнении детского оркестра. Заключительный куплет – играют все вместе. Заканчивается произведение припевом – партия детских муз. инструментов)

Преподаватель муз. школы просит детей поделиться своими впечатлениями, затем благодарит детей за исполнение в народном оркестре. На прощание преподносит воспитателю листы-раскраски для каждого ребенка «Найди и раскрась муз. инструменты». Дети муз. школы приглашают будущих школьников учиться игре на муз. инструментах в музыкальной школе. Гости прощаются, уходят.

(Дети складывают муз. инструменты, встают свободно)

III.

Музыкальный руководитель подводит итог:

- сразу ли нам удалось ли нам связаться с Чевостиком? Какие задания мы выполняли, чтобы выйти на связь? Что было самым интересным, трудным, увлекательным?

-что нового узнали от гостей, которых Чевостик пригласил к нам на занятие?

- в каком оркестре нам сегодня удалось поучаствовать и исполнить народную музыку?

Воспитатель проводит общую и поименную (если необходимо) оценку деятельности детей в виде анализа (Дима сегодня старался, первый узнал звучание духового оркестра, а Даша отлично играла на кларнете….)

Музыкальный руководитель предлагает детям в группу новую МДИ «Оркестр» на закрепление знаний видов оркестра, их состав и умение определять на слух их звучание.

Музыкальное прощание

Дети с воспитателем возвращаются в группу

Публикации по теме:

Конспект доминантного музыкального занятия «Кто там живет?» Конспект доминантного музыкального занятия «Кто там живет?» Знакомство с музыкальным инструментом-пианино (фортепиано) Предисловие. Разработать.

Конспект доминантного музыкального занятия «По разным странам» Задачи: - Расширять представления детей о музыкальных инструментах - Совершенствовать речь детей. умение свободно и четко выражать свои.

Конспект доминантного музыкального занятия «У кого какой хвостик?»Конспект доминантного музыкального занятия «У кого какой хвостик?» Конспект музыкального доминантного занятия "У кого, какой хвостик?", для детей средней группы Цель. Познакомить детей с музыкальными произведениями.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальные инструменты»Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальные инструменты» Цель: Расширять представления старших дошкольников о музыкальных инструментах. Задачи: Продолжать знакомить с гармошкой, балалайкой, барабаном,.

Конспект музыкального доминантного занятия «Песни о зиме» Конспект музыкального доминантного занятия «Песни о зиме» Вторая младшая группа Цель. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект доминантного музыкального занятия на тему «Музыкальные инструменты и виды оркестра»
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 15:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект доминантного музыкального занятия на тему «Музыкальные инструменты и виды оркестра»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Цвеловская (УИ 582669) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД