Ирина Тельпис
Конспект занятия «День славянской письменности и культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Мотивация к деятельности.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир истории.
II. Актуализация опорных знаний с созданием проблемной ситуации и прогнозированием предстоящей деятельности.
-Как, вы думаете, почему многие люди интересуются историей? (хотят знать историю своей страны, своего прошлого, потому что прошлое не ушло бесследно, события, которые происходят в настоящем, связаны с прошлым).
-Посмотрите на слайд и скажите, что не относится к историческому прошлому? (компьютер, современная техника)
-Что здесь изображено? (исторические источники).
Публикация «Конспект занятия „День славянской письменности и культуры“» размещена в разделах
- Да, это письменные исторические источники, которые даже больше, чем предметы, рассказывают нам о прошлой жизни, о том или ином событии.
- Можете ли вы представить современную жизнь без книг или газет? (трудно, но можно).
-А попробуйте представить жизнь без письменности! Когда-то ведь такое было! Люди передавали информацию только устным способом.
- Поразмышляйте: Зачем людям была нужна своя письменность? (Знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать друг другу. Людям нужно было передавать свои мысли, общаться между собой, обмениваться информацией)
- Речь не могла служить единственным средством общения и сохранения информации, поэтому возникла необходимость появления письменности.
Как вы думаете, что такое «письменность»? (знаковая система фиксации речи, пишут когда на чём-то)
Письменность - способ сохранения информации и передачи исторических знаний. Поэтому такую ценность для учёных имеют письменные источники, которые были сделаны на различных материалах. Как писал французский писатель Анатоль Франс «Первыми книгами людей были камни». Путь к появлению письменности был долгим.
III. Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.
- Как вы считаете, о чём мы сегодня будем говорить? Поможет вам точнее определить тему занятия этот ребус.
(«История письменности».)
-Тема занятия «История возникновения письменности на Руси».
- Какие цели вы поставите перед собою? (Мы должны узнать, как возникла письменность; на чём и как писали люди в древности, как появились буквы, кто создал азбуку).
Да, мы с вами проследим историю возникновения письменности, её поэтапное развитие. Так же вы узнаете: кто создал славянскую письменность.
А для этого вы будете работать по группам. Каждая группа подготовила материал по этой теме.
IV. Открытие нового знания. Работа в группах. Творческое задание.
- Представьте, что вы древние люди, вы не знаете букв, не умеете читать и писать. Как бы вы стали общаться между собой и передавать друг другу нужную информацию? (обсудите в группах, затем каждая группа предложит свою версию). (Словами, жесты, мимика лица, предметы показывать)
-Удобно ли это было людям? (нет)
-В давние времена люди не знали, что слова можно записывать. Пока они жили семьями или небольшими племенами, общаться было легко: всё, что нужно, сообщалось словами. Но вот племён становилось всё больше, жить они стали всё дальше друг от друга. Появилась необходимость сообщать друг другу различные сведения. Например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена, как предупредить об опасности и т. д. Люди стали посылать друг другу различные предметы, которые являлись своего рода символами, знаками. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. Сохранилось такое предание. Послушайте его.
1. -Однажды молодой князь получил от своего отца через иностранного купца предметное письмо. Это была корзина, в которой были: лук со стрелами, мешочки с землей и след, вырезанный из кожи.
- Как бы вы разгадали смысл послания? Обсудите в группах. (Высказывания детей.)
Сын понял послание так: «Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже давно простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне»
Долго ждал сын отца. А отец тем временем ждал сына. Ведь своим посланием старый князь просил о помощи: «Выручай, враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они затмили собою солнце».
- Почему у всех получились разные мысли? (каждый рассуждал, мыслил и понял письмо по- своему).
-Как вы думаете, удобным ли был такой способ сообщений? (Неудобный, письмо понять можно было по-разному)
- Вот и задумались все люди над тем, как упростить общение между собой. Когда-то с предметного письма и началась история письменности. Давайте узнаем, как это было.
А сейчас первая группа нам расскажет о том, как писали люди в древние времена.
2. Рассказ «Узелковое письмо»
Вы, наверное, слышали такое выражение: «Завязать узелок на память».
-Как вы понимаете это выражение? (запомнить).
- Эта привычка пришла к нам из глубокой древности, когда люди ещё не умели писать. Узелки завязывали не на носовом платке, как сейчас, а на верёвке. Это делали для того, чтобы легче было вспомнить, что надо сделать. Прочитать такое письмо было нелегко. Нужно было обращать внимание на место, где узелок завязан, на цвет и на способ завязывания. Так что верёвка с узелками – это тоже способ передачи информации.
2. Пиктография. На смену узелковому письму пришло «рисуночное письмо» или «пиктография». Люди рисовали острой палочкой на песке или углём на стенах пещеры. Они изображали то, что хотели передать или запомнить. Если нужно было рассказать об охоте – рисовали диких зверей, человеческие фигурки с копьём, направленные на дичь. Эти несколько рисунков они распределяли в определённом порядке.
3. Наскальные рисунки.
- До сих пор археологи находят в пещерах вот такие рисунки.
-Посмотрите, что на нём изображено?
Обсудите в группах. -Что же это может означать? Попытайтесь сформулировать предложения по символам и рисункам.
(Лодка с гребцами, над ней месяц, три кружочка – солнца, а пониже пронзённые стрелами олени и птицы).
- Ваши варианты ответов. (Возвращение с охоты. Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Мы нашли место богатое дичью, добыли много оленей и птицы).
4. Работа в группах:
-А сейчас вновь поработайте в группах и нарисуйте своё рисуночное письмо по тексту записки. А потом посмотрим, что у нас получится… СЛАЙД
(Всем группам даё тся одинаковый текст: «Жди меня около дерева, на углу футбольного поля, в 3 часа дня – мы пойдем ловить рыбу».)
5. Проверка. Вывесить на доску рисунки. Показать свой вариант – -Почему же у нас получились такие разные работы? (Все по-разному изобразили текст, один и тот же рисунок можно истолковать по-разному).
6. Виды современных пиктограмм.
-Но, тем не менее, отдельными пиктограммами мы пользуемся до сих пор.
-Где в современной жизни встречаются пиктограммы? (все дорожные знаки -это пиктограммы, в спортивных и государственных символах, на упаковках, в рекламе, указатели и т. д.). Один знак означает целую фразу, например, две детские фигурки означают «Осторожно, дети!».
-Постепенно рисунки стали носить символический характер. Не у всех они получались ясными и понятными. По мере того, как развивался человек, развивались и способы передачи информации. Поэтому рано или поздно возникла необходимость в создании такого письма, которое было бы доступно и понятно многим людям. Постепенно появились значки-буквы.
-Ребята, а знаете, ли вы, кто является родоначальником славянской письменности?
-О том, как возникла славянская письменность,
сценка
Автор. Представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе Солунь родились и провели своё
детство два брата – Кирилл и Мефодий.
Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.
Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос:
К. – Почему наш учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски?
М. – Да, то в лавке. А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания все от греков.
К. – А почему нельзя писать на славянском языке. Вот возьму и напишу… «Дом».
М. – А вот «Я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы у славян – «ж», да и «я» нет, и других и многих тоже просто не существует.
К. – Нет, можно. Вот возьму и придумаю для славян буквы. Они будут писать не хуже, чем греки.
АВТОР. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но надо было ещё перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось трудно, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат.
1- Часть букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи тех звуков, которых не было в греческом языке. Это буквы Б, Ж, Ц, Ш, У, Ю, Я. Братья постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и чёткой. И таким он оказался удобным, что его большая часть сохранилась в нашей азбуке до сегодняшних дней.
8. Знакомство с образцами букв глаголицы и кириллицы.
- Так славянские народы получили свою письменность. В честь просветителей Кирилла и Мефодия в России был утверждён праздник «День славянской письменности и культуры», который отмечается 24 мая.
Существует два варианта славянской азбуки : кириллица и глаголица.
-Внимательно посмотрите на эти азбуки и скажите, какая азбука стала основой азбуки, которой мы пользуемся сейчас. (Кириллица).
-Почему эта азбука названа кириллицей? (В память о её создателе).
Она была создана Кириллом в 863году.
По мере того как развивалась славянская письменность, кириллица вытеснила глаголицу и закрепилась в качестве основы многих славянских языков, в том числе и русского.
-Перед вами лежит азбука кириллица.
Поработайте в парах. - Сосчитайте сколько в ней букв(43)
- Как видите, у каждой буквы есть своё имя.
- Попытайтесь прочесть (про себя, как называлась каждая буква.
-А теперь подумайте, как же нужно их было произносить? (Полностью назвав букву)
9. Составление слова.
Как назывались буквы Д (добро, Е (есть, Т (твёрдо, И? Из этих букв у нас получилось какое слово (дети).
Ну, конечно же при чтении и письме использовали первую букву. А заучивая алфавит, нужно было назвать каждую букву её именем.
Со временем азбука изменилась. Давайте сравним старославянскую азбуку и современный алфавит:
-Чем они различаются? (количеством букв 33, формой некоторых букв).
-А кто из вас знает, на чём и чем писали раньше? (глиняные плитки, папирус, пергамент, берёста, костяными или деревянными палочками, их называли «писало»)
10. Сейчас мы узнаем, на чём и чем писали у нас на Руси. Об этом расскажут ученики 3 группы.
1уч. В Древней Руси писали на берёсте (верхний слой содранный с берёзы).
11. Практическая работа. Попробуйте и вы сейчас написать на кусочке берёсты. –Почему не получается? Трудно?
Не на всяком куске берёсты можно было писать. Её варили, чтобы она стала мягкой. Затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Надпись делали на внутренней стороне берёсты. Буквы на берёсте процарапывались острым камешком, железным гвоздиком. Для письма делали специальные ручки из кости и металла. Они назывались «писала», хранили их в кожаных чехлах.
2 уч. Пергамент-это прочный материал из телячьей кожи. Его можно было сгибать, складывать, разрезать на листы любого размера. На нём могли писать с обеих сторон листа, а кроме того, его можно было использовать повторно. Пергамент же, как известно, был слишком дорог: для изготовления небольшого тиража одной книги нужно было забить целое стадо телят или ягнят. А вот на бумаге люди стали писать намного позже, т. к. бумагу изобрели только 4тысячи лет назад.
12. Подведение итогов. Вы сегодня хорошо работали в группах, нашли много интересного материала.
13. «Проверь себя»
А сейчас вы каждый проверите себя. Будите записывать в строчку правильный вариант ответа в виде пиктограммы.
1. Как назывались рисунки, изобретённые первобытным человеком (пиктограмма, буква, цифра)
2. Как называли славянскую азбуку (алфавит, буквица, кириллица)
3. Сколько букв было в славянской азбуке(25букв, 33буквы, 43буквы)
4. Из чего изготавливали пергамент (из древесины, из кожи, из глины)
5. Чем писали в Древней Руси (ручкой, мелом, писало)
14. Проверка. Каждый прочитайте, что у вас получилось.
Давайте с вами попытаемся прочитать это слово «верно» используя азбуку кириллицу.
-Что для этого будем делать? (Называть букву её именем. Веди, есть, рцы, наш, он)
15. Рефлексия.
-Как вы оцените сегодня свою работу? (Добились поставленной цели. Узнали много нового и интересного об истории возникновения письменности).
Мы должны быть вечно благодарны создателям кириллицы, из букв которой мы сегодня складываем слоги, составляем слова и предложения, читаем книги.
А чтобы вы не забыли наше занятие, я предлагаю вам завязать узелок на память, как это делали наши предки.