Мария Веселова
Конспект занятия «Что такое хорошо, а что такое плохо»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Дать понять какие привычки у нас бывают хорошие, а какие плохие.
Систематизировать представления детей о лучших человеческих качествах: доброте, честности, трудолюбии, вежливости.
Формирование культуры на основе традиционных духовных и нравственных ценностей, показывающая первые нравственные правила жизни: послушание – трудолюбие – любовь (забота, милосердие).
Задачи:
Учить детей разбираться в нравственных ситуациях;
Обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках, учить аргументировать свои ответы;
Темочки:
Учить анализировать ситуации, характеризовать героев данной ситуации, предлагать свои варианты.
Развивающие задачи: Развивать способность анализировать поступки героев из прочитанного и представленного материала, коммуникативные навыки, познавательный интерес; развивать речь, творческое воображение.
Воспитательные задачи: Стремление совершать хорошие поступки; воспитывать культуру общения, воспитывать дружеское, толерантное отношение друг к другу.
Предварительная работа: Рассматривание и чтение книги «Добрый мир» № 2,3 «Хорошо - плохо». Рассматривание и чтение книги «Добрый мир» № 3 «Семья. Родина, Православный храм. Наши меньшие друзья». Домашнее задание: посмотреть дома с родителями мультфильм «Что такое хорошо и что такое плохо». Чтение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», Н. Носова «Огурцы». С. Михалков «Праздник непослушания». Беседы о добродетели, заучивание пословиц о доброте, чтение рассказов, стихотворений о христианской этике, прослушивание музыкальных произведений.
Материал: Цветные карандаши, восковые карандаши, лист А-4 с изображением яблони с яблоками (черно – белого цвета).
Демонстрационный материал: картинки с изображением хороших и плохих поступков.
Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Презентация.
Ход НОД:
Дети сидят на стульчиках в музыкальном зале. Просмотр презентации.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Назовем мы его «Что хорошо и что плохо». В стихотворении поэта В. Маяковского
«Что такое хорошо и что такое плохо». Папа рассказал сыну о хороших и плохих поступках.
Предлагаю вам послушать стихотворение и посмотреть презентацию:
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
«Крошка сын к отцу пришел
И сказала кроха:
Что такое хорошо?
И что такое плохо?.»
Подумайте и скажите, что узнал Кроха из этого стихотворения?
Ответы детей: что хорошо : мыть ботинки, помогать слабому, чистить зубы, не гулять в дождь; что плохо : гулять в дождь, ходить по лужам, обижать маленьких.
Воспитатель: Кто помог Крохе понять, что такое хорошо, что плохо?
Ответы детей: Отец.
Воспитатель: Как вы думаете, как поступил мальчик, который обидел маленького, беззащитного? Хорошо или плохо? Конечно, плохо.
А в дождик можно гулять или нет?
Ответы детей: Нет. Можно простудиться, заболеть.
Воспитатель: А надо умываться, чистить зубы?
Ответы детей: обязательно, чтобы были чистыми руки и лицо, чтобы зубы не болели.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как должны вести себя добрые дети?
Главные правила жизни добрых детей.
Ты должен относить к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
– А как?
Например: Поступай так: не обижай, не мешай, желай здоровья, не ссорься, не осуждай, приноси добро другим.
Воспитатель: ну, а сейчас, давайте мы с вами послушаем и споем песню
«Если добрый ты»
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день – это хорошо.
А когда наоборот – плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты – то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь – с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.
Воспитатель: о чем поется в этой песне?
Ответы детей: о доброте.
Воспитатель: послушайте, какая есть хорошая пословица :
«Жизнь дана на добрые дела».
Ответы детей: злыми, ленивыми, непослушными, жадными, лживыми, упрямыми.
Качества людей, такие, как – доброта, честность, трудолюбие, вежливость, скромность, смелость, щедрость. Эти качества можно в себе воспитать, если делать людям добро, поступать честно, справедливо, трудиться, быть со всеми вежливыми и приветливыми.
Воспитатель: Зачитываю «Как Бог научил человека отличать добро от зла»
Может ли человек понимать, что хорошо, что плохо? В стихотворении мальчику помогает понять, что хорошо, что плохо, отец. А откуда взрослые узнали ответы? Этому научил людей Бог…
Называем три главных правила жизни (послушание, трудолюбие, любовь). Учимся прислушиваться к голосу своей совести: перед началом любого дела советуемся с совестью: хорошо ли я делаю?
Воспитатель: Обсуждение – размышление «Какими должны быть дети?»
Дети должны быть: добрыми, послушными, скромными, трудолюбивыми, честными, уступчивыми, щедрыми.
Дети не должны быть: злыми, непослушными, гордыми, сварливыми, ленивыми, лживыми, жадными, скупыми, упрямыми.
Воспитатель: Что такое поступок? Как вы это понимаете?
Ответы детей: Не дерешься, не хулиганишь.
Воспитатель: Хороший поступок – это когда делаешь то, что не вредит ни тебе, ни другим.
Воспитатель: Давайте подумаем. Какие хорошие поступки вы знаете?
Ответы детей: помогаешь мыть посуду, убирать за собой игрушки, не кричать (не разговаривать громко…
Воспитатель: Подумайте, какие плохие вы знаете?
Ответы детей: Громко кричать, драться, кусаться, разбрасывать игрушки, обижать слабых…
Я вам предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Выбираем хорошие поступки».
Наша задача найти картинки, где дети совершают хорошие поступки, а не плохие. Давайте внимательно рассмотрим картинки и решим где хорошо, а где плохо.
Молодцы!
Физминутка.
Мы листики осенние,
На веточках, мы висим.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились. Полетели
И на землю тихо сели.
Дети садятся на свои места.
Игра «Наши поступки»
Я назову поступки, которые совершали разные люди. Если вы считаете, что этот поступок добрый, и вы поступили бы так же. Скажите: «Я молодец!», если плохо - осуждающе качаем головой.
Поздоровались при встрече (+).
Толкнул и не извинился (-).
Ухаживал за домашними питомцами (+).
Закатывал истерики, кричал и плакал без повода, капризничал(-).
Сорил в группе (-).
Играл и делился игрушками (+).
После игры убрал в положенное место игрушки, книжки и т. д. (+).
Помогал друзьям (+).
Слушал воспитателя на занятиях (+).
Говорил правду (+).
Обзывался (-).
Зимой помогал птицам, подкармливал их (+).
Молодцы!
Словесная игра «Хорошо и плохо»
Я буду читать отрывки из сказок, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то хлопаете в ладоши, если плохо – топаете ногами.
«Шла, шла Маша по лесу – деревце за деревце, кустик за кустик и заблудилась!»
«Не пей, братец, а то будешь козленочком. Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козленочком».
«Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить».
«Лисица прибежала, стала бегать вокруг да приговаривать: - Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»
«Золушка была добрая, трудолюбивая девочка».
«Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле. Стульчик проломился, и она упала на пол».
«Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит.»
«Пошла муха на базар и купила самовар: «Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»
«Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окном, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.»
«Колобок, колобок я тебя съем!»
«Посадил дед репку, выросла репка большая - пребольшая!»
«Ребята, давайте жить дружно!»
Ребята, а сейчас я попрошу вас раскрасить «Дерево - добра» Спелые яблоки – это добрые ваши поступки (добрые качества души). Черные (гнилые) яблоки – это плохие, злые поступки, качества.
Дети выполняют работу.
– Молодцы, ребята! Какие замечательные получились яблоневые деревья.
Рассмотреть яблони детей. Посмотрите на ваши яблони. Какой у нас получился добрый яблоневый сад. Почему он получился у нас добрый. Как вы думаете?
Ответы детей. Много яблок зеленых, красных. Мало яблок на яблонях – черных (гнилых).
Итог занятия : Вам приятно было наше путешествие? А что вам понравилось больше всего?
Ответы детей: Да. Играть. Рисовать.
Воспитатель:
Что интересного и полезного для себя вы взяли из него?
Ответы детей. Что не надо ссориться. Надо быть добрым. Не жадными. Делиться друг с другом. Помогать друг другу. Не обзываться.
На этом наше с вами путешествие заканчивается. Спасибо большое, мне очень приятно было с вами путешествовать.
И мы с вами возвращаемся в нашу группу.
Используемая литература
В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду старшая группа. Изд., МОЗАЙКА-СИНТЕЗ. – М. : 2016
С. Михалков Праздник непослушания.
3. Мартынова А. Н. и Митрофанова В. В. «Пословицы, поговорки, загадки»– М. : Современник, 1997г.
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо – плохо. Под ред. Л. Н. Антоновой. — М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3.– М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой. Под ред. Л. Н. Антоновой. – М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. CD – диск. Музыкальное сопровождение занятий. – М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011