Юлия Кокшарова
Конспект бинарного занятия в старшей группе: «Путешествие в деревню Палащелье»
▼ Скачать + Заказать документы
Составили и провели:
Воспитатель - Петрова Л. Н.
Музыкальный руководитель - Кокшарова Ю. А.
Цель:
Закрепить знания детей о мезенской росписи, способствуя освоению специфики северного прикладного искусства.
Задачи:
-совершенствовать умение рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти;
-закреплять умение детей слушать музыку, связывать иллюстрации с содержанием музыкального произведения, понимать идею произведения.
-обеспечить понимание детьми основных элементов в мезенской росписи и истории её возникновения;
-содействовать обогащению словаря;
-развитие пространственной организации движений;
Публикация «Конспект бинарного занятия в старшей группе: „Путешествие в деревню Палащелье“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
-развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, художественно-творческие способности детей;
-знать и любить произведения о родном крае;
-воспитывать уважение к работам народных мастеров, интерес к традициям северных росписей.
Оборудование и атрибуты:
Стульчики по количеству детей, столы для рисования, ковер, шапочка оленя, мольберт, иллюстрации с изображением деревни Палащелье, альбомы «Узоры Северной Двины» и «Мезенская роспись», декоративные тарелочки, аудиозапись Северного Лешуконского хора, песня «Котлас мой, город мой», «Чайный стол» с ростовыми куклами (дед и баба, русский самовар, угощение (конфеты).
Предварительная работа:
Рассматривание предметов мезенской росписи, альбомов, иллюстраций, чтение художественной литературы; слушание северных напевов; рисование элементов мезенской росписи, знакомство с историей происхождения росписи.
Форма деятельности: НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Методы и приемы:
- словесные: вопросы к детям, рассказ о истории о мезенской росписи;
- практические: роспись тарелки элементами мезенской росписи, выполнение музыкально-ритмических движений;
- наглядные: рассматривание иллюстраций элементов росписи, предметов быта, пейзажной фотографии.
Методы по характеру образовательной деятельности детей:
- Исследовательский: призван обеспечить творческое применение знаний. В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, так формируется их опыт поисково- исследовательской деятельности.
- Частично-поисковый: разделение проблемной задачи на подпроблемы, в результате осуществляют отдельные шаги поиска её решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы осуществляется по окончанию детской продуктивной деятельности.
Ход бинарного занятия:
Воспитатель с детьми заходят в зал.
Воспитатель: Как вы знаете, ребята, мы живём на Севере. Наш северный край называется Поморье. И сегодня мы с вами побываем в далёкой северной деревне Палащелье, что стоит на реке Мезень. Зайдём в мастерскую, где увидим мезенскую роспись, да напевы северные послушаем.
Ну что, отправимся?
Муз. рук-ль: Добраться до деревни той не просто. Автобусы и поезда туда не ездят. А помогут нам северные олени.
Друг за другом дружно повернитесь, (поворачиваются за воспитателем)
За упряжку крепче вы держитесь! (имитируют упряжку)
(Воспитатель надевает шапочку оленя, муз. рук-ль включает фоновую музыку)
Муз. рук-ль: Мы прямым галопом скачем по лесам и по полям,
В спину дует свежий ветер, он не страшен, дети, нам. (дети скачут прямым галопом за воспитателем по залу)
Муз. рук-ль: А вот и деревня, устали с дороги?
Садитесь, пускай отдохнут ваши ноги (предлагает сесть на ковёр в зале)
Давайте сядем поудобней, да песню послушаем о жизни в деревне Палащелье.
Песня «Этот северный край»
Муз. рук-ль: Ребята, какая песня по характеру? Какое настроение она создаёт? О чём эта песня? Что нового вы узнали после прослушивания песни? Чем занимаются местные жители в деревне Палащелье?
(ответы детей)
Муз. рук-ль: (обращает внимание детей на иллюстрации деревни Палащелье) Посмотрите, дети, на иллюстрации, где изображена деревня Палащелье. Какая природа здесь живая, яркая, красивая, речка – прозрачная, чистая. Какой народ задорный, любит праздники отмечать на природе, всей деревней гулять, да веселиться. Обратите внимание на дома резные, узорчатые. Каждый дом в деревне – произведение искусства. Местные жители очень талантливые мастера, расписывают короба берестяные, туеса, сундуки, ложки деревянные. Роспись зовётся Мезенской или как ещё её называют – Палащельской. А какой, ребята, здесь воздух чистый, потому что машин в деревне нет. Ой, вижу, мастерица деревенская к нам спешит.
(Появляется мастерица-воспитатель, одетая по-деревенски, с местным диалектом в речи)
Мастерица: Ой, здравствуйте, гости дорогие. Холодно, морозно сегодня в деревеньке –то нашей, проходите скорей в мою мастерскую. В мастерской моей много тарелок, расписанных мезенской росписью. (дети проходят за столы)
Мастерица: (присела около мольберта с элементами росписи и рассказывает) Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезень. Трудна была их жизнь, занимались они охотой, рыболовством, земледелием. Они не умели читать и писать, а свои мысли передавали в рисунках. Узор наносили на деревянную поверхность щепкой или пером. В работе два цвета-красный и чёрный. Красный-глина, чёрный-сажа. Изображение делится на три части: небесную, наземную, подземную. Так появилась мезенская роспись, или, как еще ее называют Палащельская роспись.
Мезенской росписью люди расписывали различные деревянные вещи, которыми пользовались сами: короба, прялки, туеса, посуду. Вот и в моей мастерской тарелки расписаны мезенской росписью. Да народу-то нынче мало в деревне, не хватает мастеров-то, некому тарелки расписать.
А вы, ребята, хотите стать моими подмастерьями, да помочь тарелки расписать?
(ответы детей)
Но сначала мы подготовим наши пальчики к работе
Пальчиковая гимнастика: Один, два, три, четыре, пять - наши пальчики будут рисовать.
Возьмите каждый свою тарелку, да распишите знакомыми вам элементами мезенской росписи.
Муз. рук-ль: Ребята, когда мастерицы расписывают, то всегда песни напевают. Напевы северные им узор правильный выбрать помогают. Вот и вы расписывать начинайте, да напевы северные слушайте, запоминайте.
(Звучит фонограмма Северного Лешуконского хора, 10-15 минут дети расписывают тарелки)
По окончании времени, музыкальный руководитель накрывает на стол и созывает детей.
Муз. рук-ль: Вот и самовар кипит, ребят он чаем угостит! Ко мне, скорее подходите, да тарелки расписные покажите. (дети несут тарелки и кладут их на стол, вокруг самовара)
Воспитатель: Ребята, что же мы с вами сегодня расписывали?Какой росписью? (мезенская, палащельская). Какими элементами расписывали? (волнистая линия, точки, чередование цветов, ломаная линия). Что означает элемент?
Муз. рук-ль: Помогала ли вам музыка при нанесении узора? А если бы звучал марш, что бы вы нарисовали?
Воспитатель: Какие трудности вы испытывали? Почему? И глядя на ваши тарелки расписные, я хочу прочитать это стихотворение:
«Мезенской роспись зовётся,
В каждом рисунке добро
В сердце твоём отзовётся
Нежною сказкой оно.
В строчках её можно встретить:
Оленей, коней, мчащих вдаль,
Лебедя если приметить,
Будет большой урожай.
Росписью той украшают
Из бересты туеса,
Даром своим совершая
Счастья любви чудеса».
Муз. рук-ль: А за старания ваши, ребята, мастерица вас конфетами угощает, от всего сердца добра и здоровья желает (мастерица кланяется). В гостях хорошо, да дома лучше. Нет милее родной стороны, чем город Котлас. Пора возвращаться на Родину. (скачут на оленях обратно домой)
(Звучит фонограмма песни «Город мой, Котлас мой», дети танцуют)