Юля Цветкова
Конспект беседы «Жизнь без конфликтов»
▼ Скачать + Заказать документы
ГКОУ МО «Непоседы»
Беседа-рассуждение
«Жизнь без конфликтов»
Подготовила и провела
воспитатель Цветкова Ю. В.
Железнодорожный
2018 год.
Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
• ознакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;
Публикация «Конспект беседы „Жизнь без конфликтов“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
• способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
• побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Ход:
- Здравствуйте ребята и гости. Чтобы узнать тему нашей беседы, разгадайте этот ребус пожалуйста.
- Правильно. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому, что не все видят проблемы одинаково. Сегодня мы с вами поговорим о том, как избежать конфликтов, как правильно из них выходить, познакомимся с их разновидностями. Начнем мы наше занятие с индийской сказки. Послушайте ее внимательно и попытайтесь определить причину конфликта, кто прав, а кто виноват.
Мудрецы и слон.
Давным - давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он - слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? Ответы детей.
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми? Ответы детей.
3) Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Ответы детей.
- Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось? Примерные ответы детей: напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т. д.
- Как вы объясните высказывание «Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу»?
Дети:
- Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации. Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других. Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.
- А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?
Дети: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.
- Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.
- Я думаю, всем когда-то приходилось участвовать в конфликтной ситуации. Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Ответы детей.
Слайд 2.
- Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. А что же такое конфликт, как вы думаете? Ответы детей.
Слайд 3.
- Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
Слайд 4.
- Конфликты бывают разные. Самый распространённый - неуправляемый конфликт. Как вы думаете, чем он может закончиться и как протекает? Опишите его? Ответы детей.
- Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт). Как вы думаете, в чем он проявляется? Ответы детей.
- Есть и третья разновидность-избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
- А теперь давайте попробуем определить данные разновидности. Я раздам три ситуации. Прочитайте каждую и скажите, какой вид конфликта в ней описан.
Дети зачитывают ситуации и высказывают свое мнение. Слайд 5.
Ситуации.
- Витя подошел к однокласснику спросить домашнее задание. Но тот изменился в лице, развернулся и молча ушел.
- Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал, даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки. Это неуправляемый конфликт.
- Люди стоят в очереди, кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит.
- В чём же вред любых конфликтов? Ответы детей.
•Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
•Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
•В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.
- Как вы думаете, можно ли в ссоре употреблять фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"? Ответы детей.
- Нет, конечно. Это только усугубит ситуацию. Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т. д.
- Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
Слайд 6.
- Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых. Только вы должны расшифровать их названия. Разгадайте филворд.
Дети разгадывают.
- Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние. Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
- Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т. е. выход, который мог бы устроить всех. Приведу пример: вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Как мягко намекнуть ему на это? Ответы детей.
Примерные фразы:
Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.
У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения? Ответы детей.
Примерные фразы:
Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может попросишь у родителей такую.
- Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
- Давайте теперь вы сами попробуете предотвратить конфликт. Обыграем ситуации.
Микросценки:
-Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день, дома не убрался.
- Подруга обещала принести кассету, но отдала другой девочке.
- Но если конфликт уже возник, вопрос «Что происходит, если конфликт разрешается неправильно?» (ответы детей)
- Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности.
Общение – основа разрешения конфликта.
- Давайте теперь с вами соберем пословицы о конфликтах. Прочитайте начало и найдите конец пословицы и объясните их значение.
Слайд 7.
Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.
Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась.
За малое судиться, большое потерять.
Дракой прав не будешь, бранью праву не быть.
Слайд 8.
- Обратите внимание на последнюю пословицу. Очень часто конфликты перерастают в драки, которые влекут за собой самые разные последствия, вплоть до убийства. А сколько случаев избиения происходит в школах просто за разные мелочи: не так посмотрел, не так оделся, не то сказал. Мы должны помнить, что мы люди, а не звери, мы живем в цивилизованном мире, а не в лесу с дикими животными, с которыми надо бороться за выживание. Все конфликты можно решить словами, какие бы они ни были, нужно просто, в первую очередь, владеть собой и подобрать правильные слова.
Работа в группах: обсуждение ситуаций.
- Давайте разделимся на две группы. Каждая получит по 1 ситуации. Обсудите ее и ответьте на вопросы в конце.
• Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ответьте на вопросы:
- Кто участвует в конфликте?
- Кто виноват в конфликте? Ответы детей.
• Однажды Михаил рассказал своему другу такую историю:
В столовой я случайно встретился со своим старым знакомым и сделал большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он пустился в долгие рассказы о загрязнениях окружающей среды. Это вызвало у меня такое раздражение, что захотелось просто встать и уйти. В голове мелькали мысли вроде: «Ну и дурак, настоящий невротик, и как он может быть таким твердолобым».
- Подумайте и ответьте, как Михаилу решить возникшую проблему и вежливо уйти, чтобы избежать конфликта?
- В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Слайд 9.
- У меня есть лепестки, давайте напишем на них качества человека, которые помогут людям жить без конфликтов, и приклеим их к сердцевине, чтобы получился цветок. Качества:
• Человечность
• Взаимоуважение
• Доверие
• Умение поставить себя на место другого
• Доброта
• Любовь
- Вот какой цветок у нас получился. Цветок доброты. Посмотрите один видеоролик, в котором тоже говорится о доброте и взаимовыручке.
Наше занятие мне хочется закончить такими словами:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
Всем спасибо за внимание!