Анна Скляр
Конспект беседы по кубановедению в подготовительной к школе группе «Конь в жизни казака»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект беседы по Кубановедению в подготовительной к школе группе
«Конь в жизни казака»
Цель: Познакомить детей с ролью коня в жизни казаков Кубани.
Словарная робота: знакомство с новыми словами, такими как джигитовка, скачки, постриг и др.
Ход беседы
Публикация «Конспект беседы по кубановедению в подготовительной к школе группе „Конь в жизни казака“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Сегодня мы с вами познакомимся с ролью коня в жизни Кубанского казака.
В культуре кубанских казаков конь был очень важен для жизни казаков. Основой культуры и системы ценностей кубанских казаков была военная составляющая. И конь, отношение к нему были ее важным элементов. Конь помогал казаку в борьбе с врагами, был защитником и помощником воина. Верный помощник казака, конь наделялся способностью предсказывать будущее. Считалось, что если конь спотыкается в начале похода, то он будет неудачным. Конь для казака-символ воинского ремесла и неразрывно связанных с ним силы и свободы.
При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу оружием казака, а уже за конем шли близкие.
Казак рождался воином, и с появлением младенца на свет начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались не стене, где лежала родительница с младенцем. Перед возвращением мамы и ребенка домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживал шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял её с казаком. Этот обряд назывался постригом – посвящением ребенка в казаки. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а к пяти годам скакали по степи.
Конь бал знаком статуса своего владельца, воплощал его честь и достоинство. Поэтому он наделен неприкосновенностью. Брать чужого коня за повод могли, в основном, только близкие люди-например, родственники во время проводов казака на службу и возвращения с нее. Схватить чужого коня за повод-оскорбить хозяина.
Конь-для казака гораздо больше, чем просто домашнее животное или символ статуса. Он был подлинным товарищем, от которого зависели успех и сама жизнь казака.
Известные нам различные конные игры в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику. Уже в глубокой древности проводились и более сложные игры-соревнования, предшествующие современным конноспортивным соревнованиям.
Джигитовка есть разновидность скачки, во время которой наездник демонстрирует умение управлять конем, владеть своим телом и оружием. Все упражнения, среди которых преобладают силовые, производятся на лошади, скачущей широким галопом. Однако при всем единстве скачки и джигитовки, последняя по характеру своему имеет существенное отличие от скачек. Различие это проявляется в том, что джигитовка преимущественно устраивалась по случаю радостных событий семейного или общественного быта, а скачки, как правило, в цикле похоронно-поминальной обрядности.
«Казак и конь в мирном труде»
Казаки не только воевали, но и занимались земледелием. У каждой казачьей семьи был свой земельный пай, который нужно было обрабатывать, и боевой конь становился помощником своему хозяину в мирном труде. Обработка земли, перевозка всевозможных грузов, и не только…
3 июня 1794 года войсковой судья Черномории Антон Головатый подписал распоряжение об организации почты. По старым военным дорогам проложили почтовый гон. На Таманском и Азовском шляхах было организовано по десять почтовых станций. А вот Ставропольский шляхв пределах Черномории имел за Екатеринодаром только одну станцию- Васюринскую. Каждая станция должна была иметь двенадцать лошадей для почтовых упряжек и верховой подседловки для нарочных курьеров, шесть повозок и казачью команду из шести погонщиков. Курени обязали регулярно поставлять на закреплённую за ними станцию определённое количество лошадей. Почтовые станции на Кубани располагались в степи, в стороне от населённых пунктов, поэтому лошади всегда были обеспечены подножным кормом.