Татьяна Калмыкова
Конспект беседы «История празднования Нового Года» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Цели:- познакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира.
- систематизировать знания детей о праздновании нового года в разных странах,
- формировать познавательный интерес,
- активизировать диалогическую и монологическую форму речи детей,
- развитие воображения,образного мышления,мелкой моторики,творческих
способностей детей.
Задачи: - расширять представления детей об истории возникновения праздника,
- воспитывать уважение к традициям русского народа.
Публикация «Конспект беседы „История празднования Нового Года“ в старшей группе» размещена в разделах
Оборудование: иллюстрации, презентация беседы; цветные карандаши, фломастеры, гуашь,кисточки,баночки с водой, салфетки, цветная бумага, ножницы, картон, клей.
Ход беседы.
Воспитатель:
Как хороша новогодняя елка!
Как нарядилась она – погляди!
Платье на елке зеленого цвета,
Яркие бусы блестят на груди.
Елка у нас высока и стройна,
Вечером вся засверкает она
Блеском огней, и снежинок и звезд,
Словно павлина раскрывшийся хвост!
Елка в кармашки свои золотые
Спрятала множество разных сластей
И протянула к нам ветки густые,
Словно хозяйка, встречает гостей.
Дерево лучше нигде не найдешь!
С елкой хорошей и праздник хорош (О. Высотская)
Воспитатель:Сегодня, ребята,мы поговорим о приближающемся волшебном празднике - Новый год.
Как вы думаете, как раньше отмечали этот праздник? Ведь встреча нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. Давайте вместе поразмышляем с вами, откуда появилась традиция отмечать праздник и наряжать елку? (Выслушиваются рассуждения, предположения детей.)
Спасибо вам за ваши ответы, ведь Новый год считается одним из самых любимых и веселых праздников. Мы ждем пушистого белого снега, нарядную, украшенную елку и Дедушку Мороза со Снегурочкой. Однако, не всегда наступление Нового года праздновали 1 января.
Наши далекие предки, восточные славяне, отмечали этот праздник весной – 1 марта, когда природа просыпается ото сна и оживает. А сейчас в этот период мы празднуем Масленицу.
После этого, праздник Нового года стали отмечать по православному церковному календарю – 1 сентября. В этот день царь задаривал своих слуг шубами, серебром и деньгами. В домах устраивались застолья – пекли пироги, блины, варили кисель.
1 января праздновать Новый год в России начали в 1700 году – по указу царя Петра 1. Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны. Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина.
Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.
Обычай, наряжать под Новый год елку пришел к нам из Европы. Когда-то жители германских племен считали ель символом жизни и вечной молодости. Они были уверенны в том, что елка способна защитить дом от злых духов. Поэтому ее почитали, развешивали на ее ветках украшения и произносили заклинания. Все это происходило прямо в лесу. Затем елку стали устанавливали только в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии и т. д. Только позже елка появилась в домах простых людей.
Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки….
-А кто дома украсил елку?
-Какая ваша елка?
-Какими игрушками вы ее украсили?
(Ответы детей)
Воспитатель. Дети, посмотрите, у меня есть елочка. Но что-то на ней не хватает? (Украшений). Давайте украсим елочку.
Проводится упражнение "Украсим нашу елочку".
Воспитатель: Молодцы, ребята замечательные стихи рассказали!
Мы продолжаем с вами путешествие в историю празднования Нового года.
Новый год-праздник самый любимый и взрослыми и детьми. Раньше новый год праздновали в марте. Именно в это время начинались полевые работы, и март считался первым месяцем в году. Так, например, далеко в Азии новый год празднуется в самую жару, поэтому люди встречаясь, поливают друг друга водой. А в Болгарии, когда собираются на новогоднее торжество, на две или три минуты выключают свет. В Италии перед Новым годом люди выбрасывают старые, ненужные вещи и заменяют их на новые.
Сегодня почти везде Новый год отмечают в ночь с тридцать первого декабря на первое января.
Воспитатель: Ребята, кто является главным героем новогоднего праздника? Отгадайте загадку:
У этого дедушки много внучат
Внучата на дедушку часто ворчат
На улице дедушка к ним пристает,
За пальцы хватает, за ушки дерет. (Дед Мороз)
- Молодцы! Конечно же главный герой на новогоднем празднике - Дед Мороз.
- В завершении нашей беседы я предлагаю вам нарисовать новогоднюю открытку для друга. Перед тем,как приступить к работе над открыткой, подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика "Ёлочка":
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
Воспитатель: Теперь самое время заняться открыткой.
(Дети выполняют задание, выбирают материалы, необходимые для работы самостоятельно. Оформляется выставка из готовых открыток.)
Воспитатель: Наша беседа подошла к концу. Она получилась у нас интересной. Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о волшебном празднике - Новый год!