Анна Гоголева
Конспект занятия по речевому развитию «Закрепление обобщающих слов. Подбор слов на заданный звук»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекты занятий по речевому развитию детей средней группы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 102»
Гоголевой Анны Юрьевны.
Занятие № 1.
Тема: Закрепление обобщающих слов. Подбор слов на заданный звук.
Задачи :
Образовательные:
связная речь: продолжать формирование навыков связной речи (описание предметов) :
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Закрепление обобщающих слов, Подбор слов на заданный звук“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Словарь : учить детей подбирать нужные по смыслу слова; закреплять усвоение
Обобщающих слов : «овощи», «одежда», «мебель»;
Звуковая культура речи : учить детей четко и правильно произносить звуки
Р, р, подбирать слова с этими звуками; внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией; продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Развивающие :
1. Способствовать развитию фонематического слуха.
2. Развивать мышление и связную речь детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения, умение слушать других, не перебивая.
Материал: Картинка с изображением тигра; объемные игрушки - персонажи сказки «Теремок «; мелкие игрушки - фишки.
Ход занятия.
Стук в дверь. Появляется Знайка и здоровается с детьми.
- Где я? Куда я попал?
Дети здороваются и объясняют, что Знайка попал в д/с к ребятам.
З. – А чем это вы здесь занимаетесь?
Дети объясняют, что они в садике играют, занимаются, рисуют и тд.
З. – А я тоже знаю одну игру. Хотите поиграть? - Слушайте меня внимательно, задание трудное. Я скажу: в аквариуме плавали… А вы помогите мне придумать конец, закончить. Кто плавал? (Рыбы.) В аквариуме плавали рыбы. На огороде растут … Что растет на огороде? А какие еще овощи вы знаете? (Редис, морковь, репа, картофель, петрушка, огурцы)
(Воспитатель еще раз повторяет все название овощей.) Мама надела Вове…что? (Рубашку.) А какую одежду вы еще знаете? Назовите. (Сарафан,платье, рейтузы, фартук.) В комнате стоит … что? Какая мебель? (Кровать, шкаф, стол) Молодцы, много нужных слов вы помогли мне подобрать.
З. – А у меня есть друзья. Хотите я Вас с ними познакомлю?
Знайка показывает картинку с изображением тигра, спрашивает, как рычит тигр. Сам протяжно произносит звукоподражание (ррр, просит детей повторить так же (ответы хоровые и индивидуальные). Обращает внимание отдельных детей на то, как правильно произносится звук р (показывает артикуляцию).
- А собака может рычать? Что она может делать? (Каркать.) Как ворона каркает? (Карр-карр-карр.) Ворона каркает, а утка крякает. Как утка крякает? (кря-кря-кря.) (Дети повторяют звукоподражания хором и по одному.) А как кукарекает петушок?
Далее Знайка спрашивает, как фыркает ежик, и, если дети не скажут, отвечает сам (фрр-фрр, как хрюкает поросенок (хрю-хрю, как мурлычет кошка (мурр-мурр, как чирикает воробей (чирик-чирик).
После того как дети произнесут эти звукосочетания, Знайка проговаривает их в случайном порядке, предлагая детям ответить на ряд вопросов. Например, произносит карр-карр и спрашивает: «Кто это? (Ворона.) Что она делает? (Каркает.) Фрр-фрр. Кто это?» (Ежик, он фыркает) и т. д.
Затем герой произносит такой набор звукосочетаний : кря-кря; хрю-хрю; ку-ка-ре-ку; мурр-мурр; чик-чирик. Дети называют животных и соответствующие действия: (утка крякает; поросенок хрюкает; петух кукарекает, кошка мурлычет, воробей чирикает).
Физкультминутка.
Далее одной подгруппе предлагается спрашивать, а другой отвечать на поставленный вопрос. Воспитатель подсказывает: «Мальчики пусть спросят у девочек: Рая моет раму? А девочки пусть ответят так: Рая моет раму». Затем девочки спрашивают мальчиков: «Миша рисует?». А мальчики отвечают: «Миша рисует» (упражнение на отработку навыков интонационной выразительности речи).
Знайка собирается возвращаться домой, а воспитатель предлагает детям сделать ему подарок.
На столе выставляются атрибуты к сказке «Теремок». Воспитатель говорит:
- Посмотрите, какие зверюшки пришли к нам играть. Это не простые игрушки, они пришли к нам из сказки. Какие это зверюшки и из какой сказки они пришли к нам? (Из сказки «Теремок»). Правильно, они живут в сказке «Теремок». Мы сейчас с ними поиграем, но взять зверюшку сможет только тот, кто правильно назовет ее, голосом выделит первый звук в слове и даст описание».
Дети поочередно подходят к столу воспитателя, выбирают игрушку, произнося слово с выделением первого звука и называя его изолированно (мммышка – первый звук м). Рассказывают о ней. Так называются все персонажи сказки и определяются первые звуки в названиях.
Воспитатель просит детей назвать слова, которые начинаются со звука п (вызывает для ответа как можно больше детей, затем слова, начинающиеся со звука п,.
За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку – игрушку. В конце выявляются победители – дети, назвавшие больше всех слов.