Заморева Елена Викторовна
Исследовательская работа учащейся 4 класса «Рождение глиняной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНФЕРЕНЦИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ «ОТКРЫТИЕ»
Тема: «Рождение глиняной игрушки»
Секция «Технология»
Выполнила
Фролова Вероника Александровна
ученица 4А класса
МБОУ СОШ №30
Научный руководитель
Заморева Елена Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №30
Г. о. ПОДОЛЬСК
2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление. 3
2. Теоретическая часть. 5
Публикация «Исследовательская работа учащейся 4 класса „Рождение глиняной игрушки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
2.1. Глава 1. История использования глины….5
2.2. Глава 2. История возникновения глиняной игрушки…6
2.3. Глава 3. Производство игрушки- промысел…. 7
3. Практическая часть. 8
3.1. Глава 1. Как работать с глиной …8
3.2. Глава 2. Сушка изделия из глины и декорирование…. 11
3.3. Глава 3. Мастер-класс…14
4. Заключение. 18
5. Список литературы…. 20
1. Вступление
Я, Вероника Фролова, ученица 4 класса. Я родилась в городе Орле, а сейчас живу в городе Подольске. Я помню, когда первый раз увидела глиняную игрушку. Это была осенняя ярмарка. Чего там только не было! Но вот я увидела стол, уставленный глиняными игрушками, свистульками. До чего же они были хороши. Все разные, но одинаково яркие, веселые, красочные!
Позже мы с мамой ходили в музеи народного творчества в Орле, в Москве и Подольске, и я заинтересовалась глиняной игрушкой. Оказывается,она существует с древнейших времен, но разная во всех городах.
Так я увлеклась керамикой и занимаюсь ею с 5 лет во Дворце молодежи под руководством Кондрашовой Елены Викторовны. На занятиях она рассказываеточень много интересного. Там я познакомилась с разными видамиглиняной игрушки, ее историей, способами ее изготовления. Я научилась работать с различными видами глины, узнала об их свойствах и особенностях работы с каждым из них.
Тема : Рождение глиняной игрушки
Цель : Изучить и освоить процесс создания глиняной игрушки своими руками.
Гипотеза:
• глиняная игрушка - часть русской культуры, традиций, который мы должны сохранять;
• создание глиняной игрушки очень увлекательно, хоть и трудоемко;
• процесс лепки из глины может освоить каждый;
• работа с глиной развивает фантазию и мелкую моторику пальцев.
Задачи:
• выяснить, что такое глина?
• выяснить, как давно люди используют глину?
• выяснить, что можно делать из глины?
• познакомиться с научной литературой по теме;
• изучить историю глиняной игрушки;
• ознакомиться с работами из глины, представленными в музеях;
• узнать на основе эксперимента свойства глины;
• научиться работать с глиной;
• понять, как делать глиняную игрушку;
• пополнить свою «копилку» новыми поделками;
• популяризация работы с глиной : мастер-классы с учащимися детского сада и школы.
Ожидаемые результаты:
• повышение интереса к глиняной игрушке, ее истории, технике создания;
• освоение искусства лепки;
• развитие мелкой моторики, творческих способностей и эстетического вкуса;
• наличие сформированных навыков самостоятельной работы
2. Теоретическая часть
2.1. Глава 1
История использования глины
История использования глины начинается с легенд о сотворении мира: первого человека – Адама – Бог вылепил именно из глины, а потом вдохнул в него жизнь (возможно, как раз по этой причине очень долгое время фигурки богов лепились именно из глины).
Будучи материалом пластичным, глина использовалась практически во всех сферах и областях жизни человека — ее использовали в строительстве, из нее лепили чаши, кувшины, горшки, и все это расписывали тоже глиной, но уже цветной. Когда была изобретена письменность, то первой «бумагой» были тонкие глиняные пластины, на которых писали заостренными палочками.
Египтяне использовали глину при бальзамировании, так как с древних времен люди уже знали, что в глине нет бактерий и она поглощает вокруг себя жидкие и газообразные токсины, запахи, газы, убивает болезнетворные микробы. А в наше время многие знают – если порошок глины поставить на тарелке в холодильник на 2-4 часа, то в нем исчезнут неприятные запахи.
Подробно свойства глины, а так же её воздействие на всё живое, и способы лечения глиной многочисленных недугов были описаны тысячу лет. [1]
2.2. Глава 2
История возникновения глиняной игрушки
Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Находили глиняную игрушку и в более поздних раскопках X-XVII вв. в Москве, Рязани. Это были свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью. [2]
Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи.
2.3. Глава 3
Производство игрушки- промысел
В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. [3]
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.
Известно, что многие виды глиняной игрушки были практически утрачены. Их восстановили энтузиасты. В результате у нас есть теперь — дымковская, кожлянская, карачунская, тульская городская, абашевская, романушка и многие другие виды русской гончарной игрушки. [4]
3. Практическая часть
3.1. Глава 1
Как работать с глиной
Глиняные игрушки поражают яркостью красок, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую игрушку современный человек уже вряд ли сможет.
Занимаясь керамикой, я узнала несколько правил работы с глиной :
• Работу надо начинать с подготовки глины. Необходимо перебрать ее, чтобы удалить попадающиеся там камни. Затем постукивая необходимо удалить из нее воздух, иначе изделие при обжиге в печке может взорваться.
• Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое.
• В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты — стеки. Основное их назначение – проработка мелких деталей, удаление лишней глины, присоединение мелких деталей к крупным, сглаживание отдельных частей изделия.
• Работу в процессе лепки нужно периодически осматривать со всех сторон, чтобы добиться правильных пропорций и соотношений его частей.
• Работать над изделием начинают с основной, более крупной части. Например, при лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивая по величине другие детали, соединяют их и самые мелкие лепят в последнюю очередь.
• Любое соединение делается в следующей последовательности: сначала необходимо смочить обе части изделия, затем промазывается шликером (кашеобразная, мягкая глина). Присоединяется примазыванием с двух сторон (глина с верхней части заглаживается вниз или наоборот) влажным пальцем. В некоторых случаях (в частности, при изготовлении посуды) для соединения частей изготавливается отдельный жгутик из очень влажной глины, который будет при наложении в месте соединения заглаживаться в обе стороны — вверх и вниз. При этом шов должен быть незаметным, а соединение прочным. Это сохранит изделие от трещин и сколов, т. е. разрушения после высыхания. Можно в завершении для сглаживания шва прогладить его еще раз пальцем.
• Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв влажной тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не испортится поверхность и работу над изделием можно будет продолжить в последующие дни.
• Перед завершением работы изделие «выглаживается» влажной губкой. Для этих же целей может использоваться шликер. К тому же, «залечивание» мелких трещин на уже готовом изделии и пустот, оставшихся от пузырьков воздуха, происходит автоматически при влажной затирке поверхности изделия паролоновой губкой. [5]
3.2. Глава 2
Сушка изделия из глины и декорирование
• Сушка изделия сложный и длительный процесс (при быстрой сушке изделие может потрескаться) : 1-й этап — сушка при комнатной температуре до 10 дней (последние 2-3 дня на батарее или обогревателе). Изделие нужно укрыть полиэтиленом с незначительным доступом воздуха, чтоб не скапливался конденсат и процесс сушки был равномерным для тонких и более плотных частей работы. После того, как оно станет «кожетвердым», снять полиэтилен, но избегать в дальнейшей сушке сквозняков в помещении. В противном случае глина, высыхая неравномерно и резко, может деформироваться и разорваться в местах соединения. 2-й этап — это обжиг. Обжигают глину в костре (самый экстремальный и непредсказуемый вариант, горнах, русских и муфельных печах при температуре от 750 до 1200 градусов. Для посуды, чтоб она была менее водопроницаемой и поэтому более прочной, может использоваться 3-й и 4-й этап – 3-й этап представляет собой обвар, когда ее горячую из печи окунают в заранее заготовленный очень жидкий клейстер (100 гр. муки на 5 л. воды) из ржаной или овсяной муки, или окунают в молочную сыворотку или квасную гущу. 4–й этап – это второй обжиг после окунания.
• Декорирование в процессе лепки может заключаться в тиснении изделий (нанесение оттисков, налепах элементов украшения или использовании различных глиняных масс по цвету; после высыхания и обжига — в росписи керамическими красками, глазурями и прочее.
И вот результат. Это некоторые из моих работ. Они стали призерами городских, областных и даже всероссийских конкурсов.
3.3. Глава 3. Мастер-класс
Чтобы проверить гипотезы о том, что процесс лепки очень интересный, он может увлечь всех, я решила провести мастер-классы в детском саду и у первоклассников.
Чему раньше всего начинают учить малышей в детских садах и на творческих кружках? Это лепка. Этот процесс занимает деток на длительное время, они обожают разминать в маленьких ручках этот мягкий и податливый материал. С помощью глины можно создать множество интересных поделок. А сейчася пошагово покажу, как проходил мастер-класс по лепке. Вначале я рассказала немного о глине, как из нее можно лепить, показала разную глину, на разных стадиях подготовке к лепке. А потом рассказала еще немного про глиняную игрушку. Ребята заинтересовались. Я решила показать, как лепить различных животных. С ребятами из детского мы лепили улитку, а с первоклассниками улитку и свинку на выбор. Помимо глины я решила захватить маркер, которым можно рисовать мордочки зверятам, а также что-то, чем можно придать им рельефности.
Я объяснила, что каждая хорошо сделанная игрушка может прожить до 50лет. Все ребята очень старались. Детки были очень счастливы увидеть такой замечательный результат своих трудов!
4. Заключение
Глиняные игрушки существуют с древнейших времен. Они несут в себе частичку истории. Глядя на них можно узнать, чем люди жили, во что верили.
Сотни лет назад созданное нашими предками искусство бессмертно и сейчас. Глиняная игрушка не забыта. Эти яркие фигурки могут украсить каждый дом, принести уют. А кому не нравится слушать соловьиные трели из глиняных свистулек.
Интересно не только посмотреть, но и сделать такую игрушку своими руками. Этот процесс может увлечь и взрослых, и детей. Сделать глиняную игрушку нелегко. В ходе исследования я узнала о секретах работы с глиной и о том, как сделать глиняную игрушку своими руками. Создание каждой из моих работ заняло несколько месяцев.
В процессе исследования я подробно познакомилась с историей глиняной игрушки. Она тесно связана с историей нашего народа, культурой и теми ценностями, что передавались из поколения в поколение.
Таким образом, в процессе исследования я пришла в следующим выводам:
• глиняная игрушка - часть истории и культуры нашего народа;
• очень важно сохранить глиняную игрушку, как традицию нашего народа;
• процесс создания глиняной игрушки трудный, но интересный и может увлечь каждого.
Особенно лепка глиняной игрушки увлекает маленьких детей. Она одновременно и дарит радость творчества, и развивает. В будущем я бы хотела организовать кружок по лепке из глины для ребят младших классов и дошкольников и передать им свой опыт и знания.
5. Список литературы
1. Гигантская детская энциклопедия/ пер. с англ. В. А. Жукова, Ю. Н. Касаткиной, Д. С. Щигеля и др. - М. : АСТ:Астрель, 2010
2. И. Я. Богуславская. Русская глиняная игрушка. - Ленинград: Искусство, 1975
3. Ранние цивилизации. Дж. Чизхолм, Э. Миллард - М. : Росмэн, 1994
4. Интернет сайт https://glina.teploruk.ru/article/osnovy_lepki_iz_gliny.html
5. Русская народная глиняная игрушка. А. И. Поверин - М. Издательство Академии акварели и изящных искусства. 2017