Ренская Татьяна Игоревна
Проект «Звёздная профессия — Космонавт» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для старших дошкольников
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
Детский сад №28 «Умка»
Каменского района Алтайского края
Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку социокультурной направленности «Шаг в будущее»
Номинация: «Лучший педагогический проект»
Проект
Для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Звёздная профессия – Космонавт»
Тип проекта : информационно – творческий
Темочки:
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Срок реализации: краткосрочный (17.10.2022- 21.10.2022год)
Автор проекта : Ренская Татьяна Игоревна
2022год
Пояснительная записка
Хорошо работается, когда любишь свою профессию, с удовольствием занимаешься ею.
Юрий Алексеевич Гагарин.
Актуальность
Значимость это проблемы определена тем, что каждая специальность заблаговременно либо запоздало становится доступной, если не всем то многим. В нашем обществе имеется большое число наиболее различных специальностей. Некоторые из них увлекательные, другие – сложные, а также имеются и романтические. Любая из них по-своему может быть полезна, а так же необходима людям. Однако имеется одна специальность, что совмещает для себя всё без исключение упомянутое выше. Данная профессия – Космонавт. Однако профессия космонавт считается исключением. Именно она неповторима, в следствии собственным отличительным чертам. Современные дети начали недостаточно проявлять интерес к теме космоса. В наше время полёты в космос стали обыденной реальностью, а также по это причине заинтересованность к космонавтике со временем ослабевает. Тема космоса, наблюдение за небесным пространством всё же вызывает интерес у детей. В детском саду совершается первое ознакомление с космосом, космическими просторами, профессией космонавт. Космос – это обширная тема, что порождает заинтересованность ребенка и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Дети узнают о космосе из мульфильмов. Мало кто знает, что первым человеком покорившим космос, был наш соотечественник -Ю. А. Гагарин. По этой причине необходимо грамотно построить работу по формированию у детей первичных представлений о космическом пространстве, а так же людях покоривших его.
Проблема: Поверхностные знания детей о космическом пространстве, о первых космонавтах и о профессии космонавт.
Цель: формирование познавательного интереса к профессии космонавт, истории космонавтики.
Задачи:
Образовательные:
• Вызывать интерес к профессии космонавт;
• Систематизировать, обогащать знания детей о космосе и космонавтах;
• Ввести в речь детей слова: космонавт, космический корабль, невесомость, скафандр, ракета.
Развивающие:
• Развивать воображение, любознательность, речевой слух, наблюдательность;
• Расширять знания детей о полёте в космос первых космонавтов Ю. А. Гагарина и В. Терешковой;
• Развивать творческие способности, и коммуникативные навыки воспитанников.
Образовательные:
• Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, Российских космонавтов, желание быть сильным и смелым;
• Обогащать духовный мир детей через обращение к прошлому нашей страны.
Гипотеза.
В процессе осуществления проекта «Звёздная профессия – Космонавт» даст возможность сформировать у детей старшего дошкольного возраста наиболее верные понятия об Отечественной космонавтике. Дети узнают об учёных и исследователях в области космологии. Данный проект позволит сформировать созидательную динамичность ребенка, сформировать патриотические чувства у детей, стремление быть отважным, сильным и выносливым. Дети обучатся анализировать имеющие данные устанавливать патриотично-следственные взаимосвязи, делать выводы.
Предполагаемые результаты:
• Познакомятся с профессией «Космонавт»;
• Расширят знания о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми;
• Узнают об ученых и исследователях в области космологии;
• Расширят знания о первом лётчике-космонавте Ю. А. Гагарине и В. Терешковой;
• Примут участие в создание лепбука «Космос».
Этапы и срок реализации проекта :
1 этап. Подготовительный:
• Разработка гипотезы, цели и задач проекта;
• Подбор методического материала и литературы;
• Организация предметно-развивающей среды.
2 этап. Основной:
Интеграция образовательных областей Формы организации
образовательной деятельности
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры «Космонавты»,
Дидактические игры «Найди лишнее»
Познавательное развитие НОД «Космонавт – героическая профессия».
Речевое развитие Чтение художественной литературы:
• Ю. М. Нагибин «Рассказы о Гагарине»
• О. А. Скоролупова «Покорение космоса»
Художественно-эстетическое развитие НОД. Рисование на тему: «Космическая фантазия»
НОД. Конструирование на тему: «Ракета, космодром (из деревянного конструктора)».
Физическое развитие Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты».
3 этап. Заключительный.
• Создание лепбука «Космос»
• Коллективная работа – аппликация «Мы космонавты»;
• Выставка творческих работ «Моя ракета».
Результат.
Осуществление проекта позволит сформировать и расширить у детей представление о профессии космонавта, об отечественной космонавтике, о звёздах, спутниках, небесных светилах. Дети узнают о том, кто был первым космонавтом, как он полетел в космос. Данный проект позволит развить творческие способности, творческую инициативу. В следствии проекта у детей возникнет чувства патриотизма, гордости за Родину, желание быть сильным, смелым, выносливым.
Приложение.
Приложение
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»
Цель: Узнать больше о космонавтах, понять как космонавты готовятся к полёту, объяснить где и как ведётся управление полетами.
Задачи:
-Способствовать сознательному отношению к соблюдению ролевого взаимодействия, направляя на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
-Познакомить с работой космонавтов в космосе.
-Воспитать смелость, выдержку, доброжелательность, умение учитывать желание товарищей по игре.
Расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Игровой материал: космический корабль (изображение) и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Игровые действия. Воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей
Дидактические игры по теме «Космос»
«Найди лишнее»
Цель: развивать логическое мышление. Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память.
Задачи:
- Совершенствование умения классифицировать;
- Расширение кругозора;
- Воспитание познавательного интереса.
Материал: наборы картинок с изображением различных предметов.
Ход игры.
Воспитатель: «Мы – космонвты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем, как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытания на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое истытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошо, что в данных наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.»
1 вариант (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям набор из четырех картинок. Перед детьми ставится задача – найти лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.
2 вариант (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему.
Предполагаемые наборы картинок (слов) :
1. Солнце, Юпитер, Венера, Африка
2. Ракета, спутник, лодка, луноход
3. Комета, метеорит, звезда, глобус
4. Астронавт, астроном, астролог, космонавт
5. Меркурий, Венера, Большая Медведица, Марс
6. Звезда, галактика, созвездия, телескоп
7. Большая Медведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассипея
8. Море, пустыня, океан, река
9. Овен, Близнецы, астролог, Рак
10. Равнины, горы, пустыня, океан
11. Смелый, храбрый, злой, отважный.
Конспект непосредственной образовательной деятельности тема: «Космонавт – героическая профессия»
Цель: Уточнение и расширение знаний и представлений детей об истории развития космонавтики в нашей стране, о первых героях космоса, об особенностях жизнедеятельности космонавтов.
Задачи:
1. Образовательные: углубить знания детей об истории появления и развития профессии космонавта, расширить знания дошкольников о первых космонавтах, формировать представления детей об особенностях работы и отдыха космонавтов в космическом корабле.
2. Развивающие: формировать познавательный интерес к теме космоса, развивать коммуникативные способности (посредством вопросов по теме, воображение, память, сосредоточенное внимание дошкольников (посредством использования наглядных методов работы, умение рассуждать, делать выводы (посредством организации обратной связи по завершению мероприятия).
3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к профессии космонавта, любознательность у дошкольников, воспитывать любовь и уважение к своей стране и малой родине, к людям, которые её прославляют.
Материалы и оборудование: портреты космонавтов, картины, фотографии, раскраски о космосе.
Ход НОД
Вводная часть:
Педагог: Добрый день, мальчики и девочки! Сегодня я расскажу вам об одной героической профессии. А что это за профессия вы должны отгадать.
Послушайте загадку:
Сначала его в центрифуге крутили,
А после в тяжёлый скафандр нарядили.
Он в скафандре, со страховкой
Вышел на орбиту.
Кораблю поправил ловко
Кабель перебитый. (Космонавт)
Ответы детей.
Педагог: Молодцы! Это космонавт.
Педагог: Дети, вы любите смотреть на звездное небо? (Ответы детей).
Педагог: Вы можете сосчитать, сколько на небе звёзд? Ответы детей.
Педагог: Да, их несчётное количество и с глубокой древности люди мечтали летать как птицы, узнать, что такое звёзды и почему они так ярко светятся. На чем только не отправлялись в небо герои сказок: на воздушном шаре, на метле, на ковре самолете. Прошли века люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они придумали дирижабль. Кто знает, что это такое? Ответы детей
Педагог: Дирижабль – это большой воздушный шар, к которому снизу прицепляется кабина, чтобы им управлять.
Потом построили аэроплан, но на смену им пришли быстроходные самолеты и вертолеты. И, наконец, люди – инженеры построили самый быстрый воздушный транспорт.
Чудо-птица, алый хвост
Прилетела в стаю звезд (Ракета)
Что это?
Ответы детей
Педагог: Молодцы! Это ракета! Усаживайтесь поудобней, сейчас мне понадобятся ваши глазки и ушки, чтобы внимательно смотреть на картинки и слушать космический рассказ.
Основная часть:
Педагог: И так, ракета – самый быстрый воздушный транспорт, а кто же может летать на ракете?
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
Ответы детей
Педагог: Какие вы все внимательные и умные! Молодцы! Конечно, на ракете могут летать космонавты.
Педагог: А кто из вас знает, кто самый первый полетел в космос?
Ответы детей
Педагог: Первыми, кто полетел в космос, это были наши русские собаки-космонавты – Белка и Стрелка. Первые животные, которые совершили космический полет и вернулись на Землю невредимыми. Их полет продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 витков вокруг Земли.
Педагог: Но собаки не умеют управлять космическим кораблем, у него, как и у любого другого транспорта должен быть командир. И тогда люди в космос отправили человека-космонавта. Как вы думаете, а кто такой космонавт?
Ответы детей
Педагог: Космонавт – это специально обученный человек, который проводит испытания на борту космического корабля в космическом полете, так же космонавта можно назвать космическим инженером, потому что он ещё ремонтирует космические станции, ведет наблюдения из космоса за нашей планетой. А как называется наша планета?
Ответы детей.
Педагог: А какие планеты вы ещё знаете?
Ответы детей.
Педагог:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Физкультминутка: Упражнение «Космонавты» Проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие. Вы должны развести прямые руки в стороны, поднять одну ногу, согнуть её в колене и простоять так на счет 1-10. Приготовились, начали!
Педагог: 12 апреля 1962 года впервые в мире отправился в полет русский космический корабль под названием «Восток» с человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Его полет продолжался 1 час 48 минут. За этот полет Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. А город, в котором родился и вырос первый космонавт на Земле, назвали в честь его имени – Гагарин (Гжатск).
В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звездам смог.
Поё т об этом песни весенняя капель:
Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
Педагог: Какой праздник наша страна отмечает каждый год 12 апреля?
Ответы детей.
Педагог: Молодцы! День космонавтики!
Педагог: Не только мужчины летают в космос, но и женщины. Первая в мире женщина – космонавт, совершившая космический полет в одиночку – это Валентина Владимировна Терешкова.
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, все желающие могут стать космонавтами и полететь в космос?
Ответы детей
Педагог: Космонавтом может стать не каждый человек. Сначала в космонавты отбирались только военные летчики, потом в космос полетели инженеры, врачи, ученые.
В России есть специальные отряды подготовки космонавтов к жизни в космосе, там будущие космонавты проходят подготовку на специальных тренажерах: занимаются спортом, живут в специальных камерах, испытывают свои возможности на различных вращающих снарядах, изучают космический корабль, учатся управлять им и работать на нем.
Педагог: Ребята, каким должен быть космонавт?
Ответы детей
Педагог: Жизнь в Космосе сильно отличается от жизни на Земле. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Педагог: В Космосе существует невесомость, и нет воздуха. Поэтому без скафандра в открытый Космос не выпустят, а на голову космонавту надевают огромный гермошлем, на плечах у космонавта тяжеленный ранец с баллонами, полными воздуха. Без скафандра космонавт либо сгорит в палящих лучах Солнца, либо замёрзнет в ледяной тьме космоса, куда не доходит солнечный свет. Поэтому космонавт должен быть, в первую очередь, здоровым, сильным и умным.
Педагог: А теперь мальчики и девочки, предлагаю вам посмотреть, как живут космонавты в космическом корабле : помимо работы, они там читают, смотрят телевизор, слушают музыку, играют в шахматы и многое другое. (Демонстрация картин)
Педагог: А здесь на картинке изображена еда, которой питаются космонавты : супы, каши, напитки – всё в тюбиках, так как обычная еда будет летать по кораблю и её сложно положить к себе в рот, крошки или жидкость могут попасть в приборы управления и тогда корабль выйдет из строя и космонавты не смогут вернуться на Землю.
Педагог: Ребята, а вы знаете, откуда запускают ракеты и спутники в космос?
Ответы детей
Педагог: Спутники и ракеты запускают с космодрома – это специальное охраняемое закрытое место (туда не каждый человек может попасть, где находится центр управления космическим кораблем, там собирают ракеты и космические спутники и запускают их. В нашей стране, в нашей Архангельской области есть такое место, и называется он Космодром Плесецк, здесь проходят испытания ракет и спутников.
3. Заключительная часть:
Педагог: На этом мой рассказ о героической профессии космонавта подошел к концу, и сейчас я узнаю, кто был самым внимательным из вас, я предлагаю вам сыграть в игру «Знатоки космоса».
1. Кто самый первый полетел в космос?
2. Как звали первых собак-космонавтов?
3. Скажите, для чего люди летают в космос?
4. Как называлась первая ракета, на которой впервые полетел человек в космос?
5. Какого числа в нашей стране отмечают праздник День Космонавтики?
6. В космосе нет сковородки
И кастрюли тоже нет.
Тут и каша, и селедка,
И борщи, и винегрет -
Расфасованы, как крем!
Космонавтом буду.
Из чего-то я поем,
Вовсе без посуды. (Тюбик)
7. Ребята, а почему нельзя космонавтам есть обычную еду?
8. В космосе всегда мороз,
Лета не бывает.
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает.
Та одежда припасет
И тепло, и кислород. (Скафандр)
9. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар. (Земля)
10. Какие планеты вы знаете?
11. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам. (Луна)
12. Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт (Гагарин)
Педагог: Молодцы!
Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча вам понравилась.
А закончу её я замечательным стихотворением:
Когда над Землею летит космонавт,
Глядят ему в след миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса,
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звезды, к которым они полетят!
Мчатся ракеты к дальним мирам.
К подвигам сердце рвется.
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьется!
Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно эстетического развития
«космическая фантазия – рисование»
Цель: развивать умение отражать в рисунке свои представления о космосе.
Задачи:
Образовательные
- расширять представления детей о космическом пространстве
Развивающие
- развивать воображение и фантазию детей
- побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя накопленные впечатления.
- учить сочетать в рисунке разные художественные материалы.
Воспитательные
- воспитывать интерес к творчеству, желание фантазировать.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций и видеоматериалов о космосе
- чтение произведений: Я. К. Голованов "Дорога на космодром", Н. Носов "Незнайка на луне".
- беседы: "Что такое космос?", "Голубая планета - Земля".
Необходимые материалы:
- альбомные листы
- акварельные и гуашевые краски
- карандаши, кисточки
- салфетки, стаканчики
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какой сегодня праздник?
Дети: День космонавтики
Воспитатель: Почему мы его празднуем?
Дети: 12 апреля Юрий Гагарин впервые совершил полет в космос.
Воспитатель: Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах, есть ли жизнь? 12 апреля 1961 года впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил успешный полёт вокруг Земли на корабле «Восток». Это было радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества.
Воспитатель: Как вы думаете, что находится во Вселенной?
Дети: Планеты, звезды, метеориты.
Воспитатель: Как же выглядит наша планета в космическом пространстве?
Дети: Наша планета круглая.
Воспитатель: Правильно, все современные дети и взрослые знают, что Земля круглая. Но в древности люди считали, что земля плоская, как тарелка и можно добраться до её края. Со временем люди убедились, что Земля круглая, как шар, а ещё ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое Солнечная система?
Дети: Это солнце, вокруг которого вращаются девять планет, астероиды и кометы.
Воспитатель: А какие планеты вы знаете?
(Дети перечисляют)
Воспитатель: А есть ли в космосе ещё какие-нибудь объекты, кроме планет?
( Ответы детей: кометы, астероиды, ракеты, созвездия, звезды)
Воспитатель: А вы любите смотреть на звезды?
Дети: Да
Воспитатель: Как вы думаете, звезды большие или маленькие?
Дети: Маленькие.
Воспитатель: На самом деле звезды очень большие. Они находятся очень далеко, поэтому мы видим лишь маленькие точки. Ученые наблюдают за звездами и космосом в специальные приборы, которые называются телескопы.
Воспитатель: А как называются группы звезд?
Дети: Созвездия.
Воспитатель: А как называется самая большая и горячая звезда Солнечной системы?
Дети: Солнце.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем, а заодно и закрепим наши знания о космосе.
"Солнце – чемпион».
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун
А девятый был - Плутон
Кто не верит - выйди вон.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
Задача: как можно быстрее найти свое место.
Воспитатель : А теперь мы с вами будем рисовать космос и всё, что с ним связано. Продумайте содержание вашего рисунка и сделайте набросок карандашом, затем раскрасьте акварельными красками. Для того, чтобы некоторые объекты (планеты, ракеты) казались более яркими и объёмными, в конце вашей работы их можно прорисовать по контуру гуашевыми красками.
Итог: Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось? Анализ рисунков.
Картотека подвижных игр по теме «Космос»»
1. «Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять вкруг, и игра начинается сначала.
Список литературы
1. Дмитрий Кошевар «Космос»
2. Виктор Мороз «Расскажите детям о космосе»
3. Э. Л. Емельянова «Расскажите детям о космонавтике»
4. С. Г. Чернецов-Рождественский «Космос»,
5. С. Паркер, Ф. Стил «Детская энциклопедия»
6. Я. К. Голованов «Дорога на космодром»
7. П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
8. Ю. М. Нагибин «Рассказы о Гагарине»
9. О. А. Скоролупова «Покорение космоса»
10. Интернет-ресурсы https://www.filipoc.ru/kosmos/professiya-kosmonavt