Елена Шершнева
Педагогический проект «Защитим природу. Свойства воды»
▼ Скачать
МБОУ «Совхозная средняя школа»
Педагогический проект «Защитим природу»
(нравственно – экологическое воспитание).
(разновозрастная группа).
«Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно охранять».
Публикация «Педагогический проект „Защитим природу, Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность: дети по природе своей являются исследователями. Исследовательская активность, поведение – естественное состояние ребёнка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Между уровнем познавательного интереса и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимосвязь, с одной стороны, благодаря познавательному интересу, у ребёнка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса.
Цель: создать условия для формирования знаний о природе, элементов экологической грамотности.
Задачи:
-расширять знания о свойствах воды;
-формировать представления о значении воды в жизни человека;
-обогащать и активизировать словарь.
Вид проекта : познавательный.
Срок выполнения: 01.12. 20г. – 21. 12. 20г.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Ожидаемые результаты:
-расширять представления о воде, умение определять её различные состояния;
-повышение уровня развития речи, словарного запаса;
-формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.
Этапы реализации проекта
Организационный:
-оформление экологической зоны «Зимние узоры»;
-подбор материала, изготовление экологических игр;
-сбор и анализ литературы;
-разработка плана реализации проекта.
Основной:
-работа по перспективному планированию (наблюдение за сосульками, опыт «Свойства снега», рисование «Снежный лес», ООД «Свойства воды»);
-взаимодействие с родителями по реализации проекта (изготовление построек из снега, конкурс на лучший детский или семейный рассказ «Приключение капельки»).
Заключительный:
-выставка продуктивной деятельности детей;
-украшение деревьев разноцветными сосульками;
- -награждение победителей в конкурсе на лучший семейный или детский рассказ «Приключение капельки».
Перспективно – тематическое планирование экологического проекта «Свойства воды».
Вид деятельности Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями
Игровая «Физическое развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие». Игровые упражнения «Дорисуй снежинку», «След в след», «Перепрыгни через сугроб», «Игры со снегом».
Дидактические игры: «Найди снежинке пару», «Выбери нужное», «Изобрази», «Когда это бывает?».
Имитация движений «Полёт снежинки». Участие в конкурсе на лучший детский или семейный рассказ «Приключения капельки».
Привлечение родителей к оформлению экологической зоны «Зимние узоры»
Двигательная «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие». Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Снежинки».
Комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся».
Комплекс гимнастики после сна «Валенки».
Физкультминутка «Снежок».
Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
Познавательно – исследовательская
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Наблюдение за сосульками «Превращение сосульки».
Наблюдение за снежинками «Форма снежинок».
Опыт «Свойства снега».
Трудовая «Социально – коммуникативное развитие».
«Физическое развитие»,
«Речевое развитие». Постройки из снега.
Украшение деревьев разноцветными сосульками.
Коммуникативная «Речевое развитие»,
«Познавательное развитие». Рассматривание картин:
«Дети играют в снежки», «Зимний лес».
Беседы: «Значение воды для живого организма», «Как сохранить воду»,
«Сильный мороз»,
ООД «Свойства воды».
Чтение (восприятие художественной литературы). «Речевое развитие».
Чтение произведений
М. Перина «Живая вода»,
Е. Благинина «Снег», И. Бунин «Льёт дождь, холодный, точно лёд», А. Дэви «Зима», «Снежинка»,
Т. Новицкая «Белый снег пушистый»,
песенки, потешки «Водичка…», «Дождик…».
Продуктивная «Художественно – эстетическое развитие». Рисование «Снежный лес».
Музыкальная «Музыка». Использование музыки. Прослушивание записи шума водопада.
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Задачи:
-учить различать признаки времён года;
-С помощью поэтического слова показать красоту различных времён года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Оборудование: картинки с пейзажами весны, лета, осени, зимы (для каждого ребёнка).
***
Воспитатель читает стихотворения, а дети показывают картинку с изображением времени года, о котором говориться в стихотворении.
Весна.
На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит.
А под ёлкой снег лежит.
Лето.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться,
С рыбками плескаться…
Осень.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Утренняя гимнастика «Мы мороза не боимся».
В о п и т а т е л ь
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Ах, зима, зима, зима
Белоснежная пришла.
Дети встают по комнате в произвольном порядке.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок
Ах, зима, зима, зима
Белоснежная пришла.
Ходят в колонне.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Чтоб его не затоптать,
На носочки надо встать.
Ходят в колонне на носках, руки на поясе.
Снегу мало. Под снежком
Лёд блестит несмело.
Заскользим мы по ледку
Ловко и умело.
Ходят приставным шагом вперёд, руки на поясе.
Начался снегопад.
Снегу каждый очень рад.
Побежим ловить снежинки,
Побежим ловить пушинки.
Бегут в колонне. По окончании хлопают в ладоши.
Лепим, лепим мы снежки,
Снеговые пирожки.
Вот какие снежки-
Снеговые пирожки!
Ходят с хлопками на каждый шаг в колонне. Перестраиваются в круг. Воспитатель идёт по кругу и раздаёт «снежки».
Вот какие снежки –
Снеговые пирожки!
Рассматривание картин «Дети играют в снежки», «Зимний лес».
Задачи:
-систематизировать представления о характерных зимних явлениях (холодно, морозно, часто выпадает снег, он белый, холодный, а тёплую погоду становится влажным, лепится, на солнце сверкает; реки и озёра замерзают – покрываются льдом, лёд твёрдый; деревья и кустарники стоят без листьев, ель и сосна зелёные; не видно насекомых, птиц мало; дети зимой катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков.
-обогащать словарь детей, приучать отвечать развёрнутыми предложениями;
-Воспитывать любовь к природе, умение видеть её в произведениях художников.
На прогулке.
Наблюдение за сосульками.
Задачи: подвести к пониманию того, что сосульки тают от любого источника тепла, превращаясь в воду.
***
Дети наблюдают за таянием сосульки на тёплой руке, батарее, грелке и т. д. Выливают полученную воду в ёмкость и рассматривают её цвет, количество, прозрачность. Сравнивают эту воду с водой из водопроводного крана по цвету, прозрачности.
Вывод: сосулька тает от тёплого воздуха. При таянии она превращается в грязную воду. Это вода не прозрачная, пить её нельзя.
Постройка фигур из снега (свободная игровая деятельность).
Дидактическая игра «Изобрази».
Задачи:
-закреплять знания детей о свойствах ветра;
-развивать звуковое подражание.
***
Попросить детей изобразить звук ветра, порождаемого бурей, звук большого пушистого облака. Рассказать детям народные приметы: «Кучевые облака – к вечеру будет дождь», «низкие облака – к дождю».
Подвижная игра «Снежинки».
И. п: ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево, вернуться в и. п. То же – в другую сторону. Дети кружатся, плавно двигая руками.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок
Получается – снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
М. Лесна –Раунио.
Игры со снегом «След в след», «Перепрыгни через сугроб».
Задачи:
-организовать игры со снегом;
-формировать интерес к прогулке в зимнее время;
-упражнять в выполнении движений след в след с продвижением вперёд, способствуя развитию координации.
Наблюдение «Форма снежинок».
Задачи: обогащать представления детей о внешнем виде и форме снежинок.
***
Воспитатель предлагает детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их, обратить внимание на то, какие они бывают. Учить детей видеть красоту неживой природы.
Общеразвивающие упражнения.
В О С П И Т А Т Е Л Ь
Со снежком хотим играть,
Холодно его держать.
В одной ладошке и в другой
Подержим мы снежочек свой.
И. п. : стоя, ноги слегка расставить, руки внизу, «снежок» в правой руке. Поднять руки через стороны вверх, передать «снежок» в левую руку, вернуться в и. п. Выполнить 6 р
На снежок мы поглядели,
Да, смотри, не урони.
Погляди, погляди, Да, смотри, не урони.
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, «снежок» в правой руке. Поворот вправо с отведением правой руки назад, вернуться в и. п. Переложить «снежок» в левую руку. То же влево. Выполнить по 3 раза в каждую сторону.
Со снежком хотим играть.
Холодно его держать.
В одной ладошке и в другой
Подержим мы снежочек свой.
И. п. : стоя, ноги слегка расставить, руки внизу, «снежок» в правой руке. Поднять согнутую в колене правую ногу: передать под коленом «снежок» в левую руку, вернуться в и. п. То же с другой ноги. Выполнить по 3 раза каждой.
Мы попрыгаем немножко,
Мы погреем наши ножки,
Раз – два – три, раз – два – три.
Ты снежок скорей бери!
«Снежок» лежит на полу около ног ребёнка. Дети выполняют прыжки на месте на двух ногах. С окончанием слов берут каждый свой «снежок», поднимают руку вверх. Затем снова кладут его на пол.
Зашагали наши ножки,
Мы погреем их немножко,
Раз – два – три, раз – два – три.
Ты снежок скорей бери.
Ходьба на месте. С окончанием слов дети берут каждый свой «снежок», поднимают руки вверх.
Побежали наши ножки,
Мы погреем их немножко:
Раз – два – три, раз – два – три.
Ты снежок скорее клади.
Прыжки и ходьбу повторить ещё раз, но выполнить вокруг «снежка». Вместо прыжков можно выполнить бег врассыпную (в руке у каждого ребёнка «снежок»).
Зашагали наши ножки,
Мы погреем их немножко.
Раз – два, раз – два,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель собирает «снежки».
Комплекс гимнастики после сна «Валенки».
Пробуждение (1мин)
Солнце глянуло в кроватки,
Надо делать нам зарядку,
Одеяло мы подняли,
Сразу ножки побежали.
Раз, два, три!
Ну – ка, ножки догони!
Ходьба по дорожке «Здоровье». (2 мин.)
Ваня в валенках гулял,
Прыгал, бегал и скакал,
Ваня с горочки скатился,
Валенок с ноги свалился.
Ваня крикнул: «Эй, постой!
В чём теперь пойду домой?»
ОРУ (3 мин.)
«Ручками похлопаем, ножками потопаем» И. п. : ноги слегка расставлены, руки опущены. Выполнить 4 хлопка в ладоши, одновременно топая ногами, вернуться в и п. (6 раз).
«Посмотри на валенки». И. п. : ноги врозь, руки на поясе. Наклон вперёд, руки вниз, сказать «Вижу!», вернуться в и. п. (5 раз).
«Хороши валенки». И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу. Поставить одну ногу на пятку, вернуться в и. п. То же другой ногой (5 -6раз).
«Нам в валенках не холодно».
И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу. Восемь – десять подпрыгиваний – лёгких, с мягким приземлением, в чередовании с ходьбой (4 -5 раз).
Физкультминутка «Снежок».
Дети стоят кружком, держась за руки. Воспитатель проговаривает:
Выпал беленький снежок, Собираемся в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем!
Дети топают ногами.
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать.
Хлопают в ладоши. Мы похлопаем, мы похлопаем.
Игровые упражнения.
«Дорисуй снежинку».
Задачи:
-формировать операционные навыки, необходимые для создания образов воображения;
-учить построению знакомых предметов по точкам, частям;
-тренировать умение выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.
Оборудование: дидактическая картинка по теме, вырезанные изображения снежинок.
***
Дети рассматривают лучики снежинок, рассказывают, какими элементами они украшены на концах, в серединке, чем и каким образом соединены между собой. Затем дорисовывают одну снежинку по словесным инструкциям воспитателя, а остальные самостоятельно.
«Где снежинки?».
Задачи:
-в игровой форме выявить знания о различных состояниях воды (лёд, снегопад, тучи, пар, снежинка, капли);
-формировать умение составлять связанный рассказ о правильности выбора нужной картинки.
Оборудование: дидактические картинки (водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капли.
***
Дети водят хоровод вокруг разложенных по кругу карточек, с изображением различных состояний воды.
Во время движения по кругу воспитатель произносит:
Вот и лето наступило,
Солнце ярче засветило,
Стало жарче припекать.
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются, те дети, перед которыми располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять,
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Дидактическая игра «Найди снежинке пару».
Задачи:
-обогащать представления о внешнем виде, форме снежинок;
-развивать наблюдательность, внимание, умение находить схожие предметы.
Оборудование: картинки с изображением снежинок.
***
Воспитатель просит детей рассмотреть снежинки, нарисованные на картинке вверху и внизу. Нужно помочь одинаковым снежинкам найти друг друга.
Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок,
Дети показывают как летят снежинки.
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится. В толстый ком.
Показывают руками перед собой большой ком.
И станет ком снеговиком.
Ставят руки на пояс, качают головой и улыбаются.
Его улыбка так светла –
Улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла…
Руками показывают на глаза, голову, нос, поднимают одну руку вверх, раздвинув пальцы («метла»).
Но солнце припечёт слегка –
Увы, и нет снеговика.
Разводят руки в стороны.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
***
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. Звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. Капельки, прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
В С П И Т А Т Е Л Ь. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. Капельки составят ручей, взявшись за руки. Встретились ручейки и стали большой рекой. Ручейки соединяются в одну цепочку. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан.
Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу.
Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх.
Присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх.
Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она по вам соскучилась.
Московская область
с. Мочилы
Конспект организованной образовательной деятельности
«Свойства воды»
(средняя группа)
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»
Воспитатель первой квалификационной категории Шершнева Е. С.
2019 – 2020 уч. год
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.
Задачи:
- исследование вкуса и цвета воды, ознакомление со свойством «прозрачность», закрепление знаний о воде, как растворителе.
- развитие познавательного интереса к предмету, умения работать в паре, речи, мышления, внимания, памяти.
- воспитание любознательности, уверенности в себе, внимательности, аккуратности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Оборудование для детей: на каждого ребенка стеклянные стаканы с водой и молоком, сахар рафинад, соль, краска гуашь, камешки, ложки, салфетки светло-голубого цвета и кусочки бумаги синего, белого и зелёного цвета, солнышки и тучки из цветного картона.
Оборудование для воспитателя: два стакана, один с водой другой с молоком, кусочки картона синего, белого и зеленого цвета, столик у доски, предметы для игры лук, чеснок, лимон, конфета, стакан чистой воды
Ход.
I Организационный момент.
(Стук в дверь. Воспитатель вносит Капельку) .
- Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)
II Целеполагание и мотивация.
Она подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
- Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
- Верно! Значит тема нашей беседы – вода.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка)
-Ребята, послушайте и определите, что это за звуки (ответы детей). Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
-Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделиться своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей)
Итак, представьте, что вы учёные.
Прошу пройти в 1-ую лабораторию. (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории) .
- Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, краска, сахар, поваренная соль. Все это стоит у вас на столе.
- Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что стало с краской? Правильно, она растворилась.
- Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.
- Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.
-Что можно сказать о воде по итогам этого опыта (ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода - растворитель)
-А теперь давайте подойдем к другому столу и посмотрим, что за сюрприз нам приготовила Капелька.
- У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.
- Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.
- В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная). А что значит «прозрачная»? (ответы детей) .
- Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?
- Как вы думаете, а какого цвета вода? Может быть, цвет воды похож на синий цвет? (воспитатель берет кусочек цветной бумаги и прикладывает к стакану с водой)
- Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет воды с цветами бумаги. (Аналогично дети исследуют цвет воды, прикладывая зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. Таким образом дети выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.)
-Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.
- Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.
-а теперь Капелька предлагает нам немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить нельзя.
(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока, потом показывает стакан с водой) .
- А вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус? (без вкуса). Кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте (на столе подготовленные стаканчики с водой)
- Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .
V Обобщение и систематизация знаний.
- Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
( ответы детей: без цвета, без вкуса, прозрачная, растворитель) .
VI Рефлексия.
- У меня на доске солнышки и тучки. Если вам было интересно на занятии, если вам понравилось быть учёными и делать открытия, если вам понравилось играть, то возьмите солнышко, а если вам было грустно, скучно – тогда тучку (дети выходят к доске) .
Выводы :
В результате проведённой работы дошкольники понимают и осознают, насколько значима вода в природе.
По итогам работы отмечено:
*В се люди, животные на планете, растения, деревья питаются водой;
* Сосульки, снег тают от любого источника тепла, превращаясь в воду;
*Вода не имеет запаха, цвета, вкуса;
*Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Литература:
Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. –М. : Творческий Центр Сфера 2007.
Вахрушев А. А. Мир и человек. – М. : Дрофа. 1998.
Выготский Л. С. Проблема возраста. – М. : Изд – во МГУ. 1998.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., 2005.
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. –М. : Творческий центр. 2003.
Рыжова Н. Игры с водой и песком. //Обруч. -1997.- №2